» » » Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты


Авторские права

Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты
Рейтинг:
Название:
Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-471-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Описание и краткое содержание "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" читать бесплатно онлайн.



Споры о том, что такое «психическая норма» и какие отклонения от этой нормы следует считать патологией, ведутся очень давно. В книге впервые всесторонне рассмотрены разные подходы к определению психической нормы и представлены эмпирические исследования ведущих отечественных психиатров и психологов, раскрывающие существенные стороны этой проблемы. Обсуждаются общие вопросы определения психической нормы и патологии, подходы к диагностике поведенческих и стрессовых расстройств, социальные аспекты формирования анормальной личности, соматопсихические и психосоматические расстройства, психотерапия и психопрофилактика здоровой и проблемной личности.






Также было установлено, что феномены «затрудненное общение» и «нарушенное общение» имеют различия. В ситуации затрудненного общения ребенок с типичным развитием (п = 135) способен самостоятельно находить оптимальные психологические и социальные ресурсы для преодоления возникающих коммуникативных трудностей; при нарушениях общения, например, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (п = 128), субъект не может эффективно преодолевать коммуникативные трудности, так как испытывает «тройную нагрузку трудностей»: болезненно переживает собственную физическую дефицитарность; испытывает общевозрастные коммуникативные трудности и переживает индивидуально-специфические трудности, связанные с характером заболевания, условиями жизнедеятельности, особенностями социальных сетей.

Выявлены типичные коммуникативные трудности, характерные для различных групп детей с ОВЗ (имеющих задержку психического развития, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи): возникновение «смысловых барьеров» в общении со взрослыми и сверстниками; чувства стыда, неловкости за себя; ожидание негативного к себе отношения, гелотофобия; проявление деспотизма, капризности, эгоизма как защитных реакций в ситуации затрудненного общения. Установлено, что у детей с ОВЗ в различных ситуациях общения проявляются одни и те же коммуникативные трудности, приобретающие хронический характер (Самохвалова, 2015).

Высокая степень затрудненности, невозможность ребенка найти самостоятельное решение трудной коммуникативной задачи и хронический характер возникающих трудностей позволяет отнести данный тип общения ребенка к категории нарушенного общения.

Таким образом, результаты исследования показали, что затрудненное общение на детских этапах онтогенеза является нормативным, динамическим, поддающимся нормализации и восстановлению процессом, в отличие от нарушенного общения, являющегося маркером дизонтогенеза ребенка.

Литература

Богатырева О. О. Проблема профессиональной самореализации: социально-психологический и культурно-исторический аспект // Мир психологии. 2009. № 1. С. 251–260.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГК, 1984.

Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: Дис… докт. психол. наук. СПб., 1991.

Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.

Леонтьев Д. А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26–28 сентября. 2013 г. В 2 т. / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 1. С. 258–260.

Марцинковская Т. Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2015).

Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.

Самохвалова А. Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 39–53. URL: psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Samohvalova.shtml (дата обращения: 10.08.2015).

Самохвалова А. Г. Функции и дисфункции затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 2. С. 104–109.

Bronfenbrenner U., Morris P. A. The ecology of developmental processes / W. Damon, R. M. Lerner (Eds) // Handbook of child psychology. N. Y.: JohnWiley & Sons, 1998. P. 993–1028.

Факторы, детерминирующие анормальное развитие дошкольников с нарушениями зрения

В. В. Кобыльченко

Институт специальной педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев

В основе анормального развития всегда лежат либо органические, либо функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в ряде случаев отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Важной психологической закономерностью анормального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.).

Неблагоприятное влияние биологических факторов состоит в том, что врожденные и приобретенные нарушения зрения (заболевания сетчатки, зрительного нерва, поражение зрительных зон мозга и т. п.) являются теми первичными дефектами, которые, в свою очередь, вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение ощущения света и цвета), что в дальнейшем отрицательно влияет на развитие ряда психических процессов (ощущение, восприятие, представление и т. д.).

Позднее страдают уже высшие психические функции, которые надстраиваются над элементарными. Т. е. возникает длинная цепь отклонений в психическом развитии ребенка, в котором один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонение в процессе зрительного восприятия).

Кроме этого, первичный дефект обнаруживает себя не только в нарушении визуального восприятия, перцептивной сферы ребенка в целом, но и социальной перцепции в частности, дефиците сенсорного опыта, редуцированности или деформации представлений и «Я-образов» и т. д.

Известно, что в процессе познания окружающего мира зрению принадлежит важнейшая роль. Соответственно, зрительная (сенсорная) депривация – это снижение количества сенсорных стимулов или их ограниченное разнообразие и модальность, что приводит к информационной (когнитивной) депривации, которая препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира.

У дошкольников с нарушениями зрения нередко возникают деформации субъективного образа мира, которые проявляют себя таким образом:

– образ мира в целом. Зрительный дефект разрушает само представление дошкольника о жизни и ее ценностях, о своей ценности и жизнеспособности в мире. Это имеет название «онтологической неуверенности»;

– образ «Я». Дошкольник ощущает себя «не таким, как все другие», недостойным любви. Нередко это соединяется с представлением о себе как о «слабом существе», которое не способно изменить свою жизненную ситуацию. Это сопровождается неуверенностью в своих силах и возможностях, бессилием и беспомощностью (позиция жертвы). Возможен также другой вариант: дошкольник извне кажется «сильным», проявляет агрессию, но за этой броней – глубинный страх и тоже чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, но при этом – жаждой любви и тепла. Такие дети имеют трудности самоуважения, самопринятия и доверия к себе;

– образ другого человека (близкого и далекого). Другие люди воображаются опасными, враждебными. Возникают трудности с доверием: такие дети никому не доверяют (и, прежде всего, взрослым), часто отбрасывают саму возможность обратиться к кому-нибудь за помощью.

Таким образом, депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой – комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта.

Как следствие, биологическая (сенсорная, психическая) и социальная депривация развития в своем единстве и взаимодействии порождает совокупность неблагоприятных психологических факторов, которые являются вторичными по отношению к действию первичных факторов природной и социальной среды и заявляют про себя примерно на третьем году жизни ребенка с нарушенным зрением (Кобыльченко, 2015).



Рис. 1. Влияние депривации на возникновение фрустрации потребностей ребенка.


В психотравмирующей ситуации несоответствия имеющихся у ребенка потребностей (желаний) имеющимся возможностям возникает такое психическое состояние как фрустрация (рисунок 1).

Для каждого развивающегося индивидуума существуют ограничения, связанные как с биологическими факторами, так и с влиянием среды. Л. С. Выготский (Выготский, 1983) следующим образом раскрывал путь формирования личности ребенка. С его точки зрения, существуют два плана развития – естественный (природный) и культурный (социальный), которые представляют собой единый сплав. «Врастание» ребенка в цивилизацию сливается с процессами его органического созревания. Оба ряда изменений взаимопроникают друг в друга и образуют единый ряд социально-биологического развития личности ребенка. Но хотя две линии развития и сливаются, они не смешиваются, и особая роль в формировании высших психических функций и личности принадлежит культурному развитию. Это общая закономерность в филогенезе и онтогенезе, она сохраняет свою силу как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в том числе «болезни развития», дизонтогенеза. Однако в последнем случае взаимоотношения биологического и социального в человеке существенно меняются.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Книги похожие на "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Отзывы читателей о книге "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.