» » » Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности


Авторские права

Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности

Здесь можно купить и скачать "Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности
Рейтинг:
Название:
Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-89353-509-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Описание и краткое содержание "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена теоретическому, методическому и эмпирическому обоснованию направления исследований профессиональных деформаций в профессиях инновационной сферы как ситуации развития деструктивных или адаптивных механизмов реализации профессиональной деятельности. Предложена оригинальная концепция, описывающая генезис, формы и механизмы развития как негативных, так и позитивных (адаптивных) профессиональных деформаций субъекта труда в соотнесении с актуально переживаемым функциональным состоянием, хроническими состояниями и устойчивыми функционально-структурными образованиями как субъектными ресурсами профессиональной деятельности; представлена модель развития профессиональных деформаций субъекта труда, закономерно складывающихся под влиянием приспособления личности к требованиям профессий инновационной сферы. Книга предназначена для специалистов в области прикладной психологии, психологии труда, психологии спорта, а также для всех, кто интересуется вопросами влияния профессиональной деятельности на человека.






1. Трудоголики тратят большую часть времени на работу, даже когда у них есть свобода действий.

2. Трудоголики с неохотой заканчивают рабочий день, они постоянно думают о работе, помешаны на ней.

3. Трудоголики работают не только на рабочем месте, но и дома, на отдыхе, везде, где бы они ни находились.

Согласно данной концепции, проявления феномена спортивного трудоголизма согласовываются с позицией основателя термина «трудоголизм» У. Оутса, считавшего, что это принудительное (в отношении самого себя) и неконтролируемое желание работать без перерыва (Oates, 1971) для достижения желаемого результата.

Многие руководители поощряют данный феномен, путая его с трудолюбием, считая характерным качеством, проявляемым добросовестным сотрудником. Однако, как и любая другая профессиональная деформация, трудоголизм ведет за собой множество негативных последствий, откладывающих негативный отпечаток как на физическое, так и на психическое здоровье каждого человека (Ogden, Veale, Summers, 1997).

Глава 2

Профессиональный стресс как источник профессиональных деформаций: понятие, концепции, методология исследований

В соответствии с методологической позицией, в рамках которой конституирована данная работа, базовым источником развития различных ПД может считаться переживаемый работником профессиональный стресс. Поэтому необходимо четко определить, как понимается профессиональный стресс в современных психологических исследованиях.

2.1

Понятие профессионального стресса

Профессиональный стресс – термин, часто встречающийся при описании стресса психологического. Основное различие между двумя этими конструктами заключается лишь в том, что особенности профессионального стресса (причины, проявления, последствия) обусловлены спецификой различных видов профессиональной деятельности (Организационная психология, 2013). То есть причины возникновения профессионального стресса связаны с интенсивными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технологических особенностей трудовой деятельности (Бодров, 2000). Однако современные исследования показали, что для понимания причин развития стресса важен не только анализ организационной среды, условий деятельности и интенсивности рабочих нагрузок, но и выявление специфики проявлений стресса, зависящих от особенностей конкретной профессии (Организационная психология, 2013).

Развитие профессионального стресса выделено в качестве актуальной научной проблемы современности в связи с его влиянием на работоспособность, производительность, эффективность и качество труда, а также на состояние здоровья сотрудников (Бодров, 2000). При этом сегодня в литературе зачастую высказывается мнение о том, что в сфере исследований стресса, связанного с процессом труда, нет должной систематизации ни на концептуальном уровне, ни в обозначении границ предметной области (Кабаченко, 2003; Купер, Маршалл, 1994). Это, в свою очередь, порождает наибольшую сложность для современных исследователей – в настоящее время достаточно трудно дифференцировать профессиональный стресс и другие типы стресса, описанные в литературе, поэтому принято различать несколько различных видов, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью человека (Организационная психология, 2013):

• рабочий стресс (job stress) и трудовой стресс (work stress) (Леонова, Чернышева, 1995) – виды стресса, вызываемые условиями осуществления рабочей деятельности и спецификой конкретной должностной позиции;

• профессиональный стресс (occupational stress) (Бодров, 2000; Occupational stress, 1998), исходящий из специфики содержания труда и особенностей профессиональной среды;

• организационный стресс (organizational stress) (Купер, Дэйв, О'Драйсколл, 2007), учитывающий возможности адаптации персонала организации к напряженным условиям командной работы, затрудняющим эффективное функционирование всей организации;

• информационный стресс (Бодров, 2000) – категория, характеризующая состояние человека-оператора в процессе деятельности в экстремальных условиях;

• стресс на рабочем месте (Картрайт, Купер, 2004) – понятие, производное от профессионального и организационного стресса, обозначающее состояние физических и психологических проявлений напряжения, связанных с пребыванием на рабочем месте.

В данной работе мы не обращаемся к определенному типу стресса, а скорее используем некое собирательно понятие, обобщающее смысловые оттенки обширной терминологии, встречающейся в современной литературе и представленной выше.

Стресс является неотъемлемой частью труда (Бодров, 2006; Леонова, 2000, 2007). Он может возникать под воздействием различных стресс-факторов, негативно воздействующих на человека. Изучение способов и механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности, одним из которых и является ПД, непосредственно связаны с проблематикой стресса. Круг исследований профессионального стресса очень широк, поэтому одной общепризнанной концепции профессионального стресса выделить нельзя. Многообразие подходов к изучению профессионального стресса отражает различия исследовательских позиций в понимании того, что такое стресс и как данное понятие может быть определено. Несмотря на многообразие моделей, в логике их построения отчетливо прослеживается использование близких теоретических конструктов, которые позволяют выделить три основные концептуальные парадигмы изучения профессионального стресса – экологическую, транзактную и регуляторную (Леонова, 2000).

2.2

Методология изучения профессионального стресса

Кроме путаницы в производных от понятия «профессиональный стресс», в современной психологической науке у исследователей также нередко можно встретить утверждение о том, что размытостью и неоднородностью страдают и исходные теоретические посылки этой проблемы (Леонова, 2000). Это значительно затрудняет сопоставление данных, полученных в разных исследованиях, поэтому авторы концентрируют усилия на поиске адекватного разрешения сложившейся ситуации. Так, А. Б. Леонова выделяет три основных подхода к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный (Леонова, 2000, 2004; Леонова, Костикова, 2004). В основе каждого из этих подходов лежит определенная концептуальная парадигма: парадигма соответствия в системе «личность-среда» в первом, процессуально-когнитивная парадигма во втором и парадигма регуляции состояний в третьем (Барабанщикова, Кузьмина, 2011).

В рамках экологического подхода, начавшего свое развитие в 1960-х годах, объектом эмпирического исследования являются характеристики стрессогенных ситуаций, включающие источники возникновения стресса и его последствия для труда и здоровья профессионала (Леонова, 2000). Сам стресс рассматривается как результат внутренней несогласованности между требованиями окружающей среды (физической, трудовой, социальной) и наличными ресурсами человека (Барабанщикова, Кузьмина, 2011; Организационная психология, 2013). Наличие дисбаланса между ними проявляется в возникновении различных негативных последствий в виде снижения эффективности профессиональной деятельности и в виде нарушения регуляции поведения, ухудшения физического и психического здоровья (там же). К наиболее интересным и значимым для психологической науки разработкам, сделанным в рамках экологического подхода, можно отнести:

• Модель Г. Олдхэма и Дж. Р. Хакмана, согласно которой структура различных видов труда может быть описана пятью базовыми характеристиками (разнообразие, сложность, значимость задач, автономия исполнения и наличие обратной связи) (Hackman, Oldham, 1975; Леонова, 2000);

• Модель «салютогенеза труда» А. Марселла, «витаминную модель» психического здоровья П. Варра и трехфакторную модель напряженности труда Р. Карасека и Т. Теорелл. Несмотря на некоторые различия, эти модели содержат принципиально общие положения: акцент на оптимальное рабочее состояние профессионала (вместо традиционного изучения негативных аспектов стресса) и анализ эффектов взаимодействия рабочих нагрузок и индивидуальных характеристик людей (вместо их перечисления) (Леонова, 2000);

• Исследования профессиональной эпидемиологии Р. Френча и С. Каплана, которые показали, что некоторые категории профессионалов, например, медицинские работники и юристы, обнаруживают более высокие показатели по сердечным заболеваниям, чем люди других специальностей (Касл, 1983; Организационная психология, 2013).

Таким образом, анализ стресса здесь направлен на описание объективного контекста, определяющего появление негативных последствий стресса с учетом профессиональной и организационной специфики (Организационная психология, 2013). Важно отметить, что, несмотря на большое количество работ, появившихся на свет в рамках экологического подхода, даже наиболее продвинутые и разработанные модели, по мнению А. Б. Леоновой, из-за исходной ограниченности не способны ответить на множество вопросов, возникающих в ходе конкретных исследований (Леонова, 2000).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Книги похожие на "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Барабанщикова

Валентина Барабанщикова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Отзывы читателей о книге "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.