» » » » Максим Александров - Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию


Авторские права

Максим Александров - Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию

Здесь можно купить и скачать "Максим Александров - Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию"

Описание и краткое содержание "Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию" читать бесплатно онлайн.



Книга приглашает вас совершить путешествие в мир архетипической космографии, пользуясь как картой письменными источниками самых разных культур и традиций с древнейших времён до середины XVI века. Речь пойдёт о мифах Японии, Китая, Египта и Вавилона, Греции и Рима, ацтеков и майя, преданиях германцев (Эдде) и ирландских сагах, мифологии зороастрийского Ирана и Индии, текстах буддизма и каббалы, христианских и иудейских апокрифах, легендах мусульманского мира…






133

«Дух разума ответил: «Кангдиз установлен на востоке, близ (озера) Садвес, в границах Эранвежа».

134

Сравним со страной Хуасюй из китайского мифа. Расположение её на северо-западе. Вот её описание в «Ле-цзы»: «Однажды, когда он заснул днём, ему привиделось, что он попал в страну Хуасюй. Страна эта лежала на запад от области Яньчжоу и на север от области Тайчжоу, а в скольких миллионах ли от Срединного царства – неведомо. До неё нельзя добраться ни на лодке, ни на телеге, ни пешком. Странствовать там можно лишь в мыслях. В этой стране нет ни начальников, ни старших и всё устраивается само собой. В людях нет ни жадности, ни похоти, и каждый живёт сам по себе. Люди там не радуются жизни и не боятся смерти, и поэтому никто не умирает прежде срока. Они не знают, что такое ставить себя выше других, и поэтому им неведомы любовь и ненависть. Они не знают, что такое угождать или вредить другим, соглашаться с другими или идти наперекор чужой воле, поэтому они не ведают ни выгод, ни убытков. В мире нет ничего, что вызывало бы в них недовольство или сожаление, ничего, что страшило бы их или заставляло завидовать. Они ходят по воде – и не тонут, ступают по огню – и не горят. Ударишь их – и на них не появятся раны. Ущипнёшь их – и на их коже не останется следа. Они ходят по воздуху, как по суше, спят в пустоте, точно в постели. Облака и туманы не мешают им смотреть, раскаты грома не мешают слушать, красота и уродство не смущают их сердца, горы и ущелья не утомляют их ноги, ибо они странствуют всюду душой».

135

Срош – благой ветер, бог-психопомп, обычно пребывает на востоке или на западе, в Арезахи или Савахи.

136

Имя Йима – шаха счастливого века – надёжно соотносится в эддическим Имиром (Бримиром). (Он же Яма в Индии и Мара в Нуристане, ставшие со временем богами мёртвых.)

137

Ср. также описание оледенения в Эдде (мировая бездна заполняется льдом из Хеля).

138

Суждения Духа разума.

139

Перевод И. М. Дьяконова.

140

Составленная в сер. VIII века антология древней японской поэзии.

141

[выделено мной. – М. А.]

142

Текст классической санкхьи. Ок. IV в. н. э.

143

«У богов день и ночь – год, разделённый надвое: день – период движения солнца к северу, ночь – период движения к югу», говорится в «Законах Ману»: «когда солнце, поворачивая к северу, находится в северной сфере, оно среди богов, когда оно поворачивает к югу и находится в южной сфере, среди предков (питри)». В индийской системе Близнецы (в предыдущую эру – Рак) будут соответствовать северу, а Стрелец – югу. Годовое движение Солнца по эклиптике от Стрельца к Близнецам через Рыб будет движением Солнца к северу, а от Близнецов к Стрельцу через Деву – движением к югу. Первое будет движением вверх, к наивысшему положению солнца на горизонте, и значит, Рыбы (весеннее равноденствие) будут соответствовать востоку и утру, а Дева (осеннее равноденствие) – вечеру и западу. (В полночь летнего солнцестояния эта картина совпадёт для наблюдателя с азимутальной). Поскольку половина зодиакального круга находится ниже небесного экватора, то когда солнце пребывает там, на юге, на Северном полюсе, – в стране дэвов шесть месяцев продолжается полярная ночь, а когда оно в верхней, северной части эклиптики, в мире дэвов на Меру полярный день. В предании о Трёх шагах Вишну бог, выпросив у захватившего мировое господство асура Бали пространство в размере трёх шагов, первый шаг делает на востоке в горах Восхода (ныне в Рыбах), второй – на горе Кайласа в приполярной области (ныне в Близнецах) (потому гора Кайласа – резиденция Куберы, хранителя севера) (или на Меру) и третьим, вероятно в Деве, впечатывает Бали под землю, т. е. оставляет ему только нижний мир (ныне с центром в Стрельце).

144

В Махабхарате, в рассказе Супарны о сторонах света, даются важные астрономические координаты: так, Север соотносится с областью Мировой горы и приполярными созвездиями. Это царство громовника – Индры: упоминаются Мандара, Кайласа – горы хребта Мировой горы, Золотой Ковш / Семь риши – Большая Медведица, Арундхати – Кассиопея, Свати – предположительно Альфа Волопаса или (скорее) Лира. Юг – это питрилока, мир мёртвых, царство Ямы, область южнее эклиптики, страна вечной тьмы. Более близкие области юга – это созвездия Стрельца и Скорпиона, зимнее пребывание солнца: «Здесь (на юге живёт) Чакрадханус [Стрелец – М. А.] по имени великий сын солнца». Здесь светит Агастья – самая яркая звезда Южного полушария. Дальше, за пределами света (пути солнца, эклиптики), лежит область тьмы, питрилока, царство Ямы, обитель мёртвых, ад – нарака. В целом Зодиак (эклиптика) соотносится с Западом – уделом Варуны – владыки Океана и нижних миров (Била Сварга – Подземные небеса), переходной между ними областью: «Здесь по звериной тропе [Зодиаку – М. А.] изначально вращается солнце. Здесь все созвездия вступают в диск Адитьи». (Т. е. солнце входит в определённое зодиакальное созвездие). Восток астрономических характеристик не получает, это место восхода солнца, изначальная страна богов.

145

Призраки.

146

И в Иране, где ситуация зеркальна индийской и греческой, ахуры противопоставлены дэвам как правдивые – лживым.

147

«Эти семь планетарных систем считаются подземными райскими планетами (била-сварга). Там находятся прекрасные дворцы, сады и места, где можно получить всевозможные наслаждения (кама-бхога), более изощрённые и роскошные, чем на высших планетах».

148

Слово «тала» означает «бездна».

149

Последняя и самая поздняя Веда – рубеж II и I тыс. до н. э.

150

По мнению джайнов, наги и гаруды (супарны) живут в одном мире и с ними ещё восемь классов существ, связанных с огнём, ветром, громом, молнией, Океаном, островами-двипами и сторонами света.

151

Ср. кит. ван-му шичжэ – девушки-птицы служанки Си-ван-му и искусные музыканты.

152

Ср. сюжет о деве-птице, улетающей после нарушения мужем определённого запрета.

153

Т. е. не погребённые. Иногда их называют, наоборот, заложными.

154

Болезни и смерти; бедствия (голод, разбой, бесплодная земля); грехи и дурные качества; ложные чудеса, предсказания и претензии на божественность; препятствия к отправлению культа; наказание грешников в аду. Помимо этого, выделялись суккубы и инкубы, а также демоны-обвинители (прокуроры на загробном суде). В европейской демонологии функции демонов достаточно близки. Вот одна из характерных систематизаций (авторы – И. Виер, Р. Бертон): Первый чин – псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь – Вельзевул; Второй чин – духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь – Пифон; Третий чин – Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал; Четвёртый чин – каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь – Асмодей; Пятый чин – обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь – Сатана; Шестой чин – воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин; Седьмой чин – фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон; Восьмой чин – обвинители и соглядатаи под предводительством Астарота; Девятый чин – искусители и злопыхатели, их князь – Маммона.

155

Таким образом, функционально категории индо-буддийских и авраамических демонов почти совпадают. Но метафизическая интерпретация достаточно разнится. Связана она, в основном, со следующими различиями: Авраамические Индо-буддийские Дуализм (партия добра и партия зла) Полицентризм Замкнутость категорий Открытость и проницаемость категорий (бес человеком не станет и наоборот) Монистичность Многовариантность Один мировой цикл Много циклов Одна жизнь Много жизней Вечность награды и наказания Временность любой формы существования

156

Важный памятник буддийской мысли, IV в.

157

Традиция позднего буддизма, X в.

158

Древнетибетская религия, впоследствии испытавшая сильное влияние буддизма

159

Асуры.

160

По Вьяса-бхашье: «…Шака, Куша, Краунча, Шалмала, Магадх и Пушкара, каждый из которых вдвое больше [предыдущего]. На них – прекрасные холмы, похожие на груду рассыпанных горчичных семян. [Их омывают] семь морей, вода в которых имеет [соответственно] вкус сока сахарного тростника, вина, очищенного масла, сливок, простокваши, молока и патоки». (Гл. III, 26)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию"

Книги похожие на "Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Александров

Максим Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Александров - Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию"

Отзывы читателей о книге "Шаманской тропой. Введение в мифическую космографию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.