Александр Корольков - Педагогическая антропология в зеркале философии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Педагогическая антропология в зеркале философии"
Описание и краткое содержание "Педагогическая антропология в зеркале философии" читать бесплатно онлайн.
В книге раскрыты философско-мировоззренческие истоки и историческая эволюция проблем педагогической антропологии. Внимание авторов сосредоточено на идеях выдающихся мыслителей прошлого, вместе с тем обсуждаются острейшие вопросы воспитания и философии современного человека. Авторы предлагают философское видение проблем педагогической антропологии; единство исследовательских и педагогических подходов обеспечивается традициями научных школ, сложившихся в институте философии человека РГПУ им. А. И. Герцена.
Издание ориентировано не только на педагогов и научных работников, но и на студентов, аспирантов, широкий круг читателей, заинтересованно относящихся к философско-антропологическим идеям.
Если в античной литературе исследователям приходится отыскивать ростки учения о внутреннем человеке, то в христианской антропологии оно становится центральным, доминирующим. Внутренний человек – носитель Духа Святого, в молитву погружен именно внутренний человек. Внутренний человек стремится к духовному совершенствованию. «Тленный человек получает бессмертие, если он служит внутреннему»[44]. Так истолковывает христианская антропология слова Христа: «Ищите Царствия Небесного, которое внутри вас».
В святоотеческой литературе разработаны многие философско-антропологические темы: происхождения человека, свободы, творчества, ответственности, богоподобия человека, нравственной чистоты и греховности, его связи с миром падшим и идеальным. Кроме того, христологическая тема (Христос-Богочеловек) – это тоже в значительной степени антропологическая проблема[45].
Христианская антропология обосновала надприродность человека, раскрыла ограниченность натуралистических антропологических учений. При этом в патристике, то есть в учении Отцов Церкви, никогда не отрицалась телесность, здесь не было дуализма души и тела. Подчеркивалось лишь главенство духа над телом, необходимость духовного совершенствования человека. Тело может жить в согласии с высокими стремлениями души, быть достойным души. Монашеская аскеза – это не борьба с природой, а с противоестественностью, противостояние греху возвышает и душу, и тело.
Традиция исихазма направляла философию к духовной сосредоточенности, к духовному деланию, эта традиция противостояла всякому пустословию. Русская философия изначально следовала завету Григория Паламы: «Великое имя любомудрия (философии) осуществляется в образе твоей жизни»[46]. Духовное совершенствование личности, народа стало основной задачей русской философии, поэтому русскую философию называют духовной философией.
Духовность – это проявление устремленности к совершенному, целостному. Духовность преодолевает утилитаризм, чисто практическое, прагматическое бытие человека. Духовность рассматривается в русской философии как метафизическое ядро личности.
Христианская антропология определила принципы формирования человека не только в эпоху средневековья, вся подлинная европейская и русская культура укоренена в христианстве. Значение христианской антропологии для воспитания остро осознал выдающийся русский философ, педагог, психолог и богослов Василий Васильевич Зеньковский, столкнувшись с задачами образования в условиях зарубежья, в 30-е годы XX столетия в Париже, он подготовил книгу «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»[47], которую по праву мы можем включить в золотой фонд литературы по педагогической антропологии.
Христианская антропология нацелена не на эмпирическое бытие человека, а на его духовное бытие. Обыденная жизнь человека может быть описана в биографии и автобиографии, но духовная жизнь подвижников описывалась в житиях. Духовное ядро свойственно любому человеку, оно либо совершенствуется в процессе жизни, либо угасает, «оно действенно, хоть и подавлено, и заглушено всем тем, что сложилось в эмпирическом слое его личности»[48].
2.2. Христианизация эллинизма и новые возможности интеллектуального и духовного роста в Византии
Восточная держава Византия явилась носителем идеи империи, осознающей свою связь с древней культурой. Восприняв литературу, философию, искусство, право, идеи государственности и образованности древней Греции и Рима, византийская культура продолжила их развитие в новых исторических условиях. Доступность античного наследия открывало значительные возможности для интеллектуального и культурного роста, и вместе с тем, явилось фундаментом, на основе которого возникла устойчивость по отношению к влияниям других культур. Правительство ценило образование, нуждалось в образованных людях и старалось поддерживать просветительские традиции. Смешение церкви и государства привело к рождению особого общественного порядка, названного впоследствии «мирским деспотизмом» или византизмом[49]. Последнее понятие, по существу, является синтезом идей централизованной государственности, православия и высокой образованности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. подробнее: Бородай Ю. М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М.: ИФ РАН, 1995. – 297 с.
2
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 2001. Т. 1. С. 193.
3
Jaeger W. Paideia: Die Formung des griechischen Mensch. Berlin und Leipzig, 1936.
4
Ушинский К. Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: Издательство УРАО, 2002.
5
См. подробнее: Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. – М., 2008. (Глава «Школа и ученичество в классической традиции» С. 124–211).
6
См. подробнее о научных программах античности: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
7
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. – М., 2001. Т. 2. С. 47.
8
Платон. Протагор // Платон. Сочинения: в 3 т. – М., 1968. Т. 1. С. 193.
9
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). – М.: Просвещение, 1998. – 410 с.
10
Там же. С. 132.
11
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. – М., 2001. Т. 1. С. 118.
12
Там же. С. 337.
13
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). – М.: Просвещение, 1998. С. 116.
14
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977. С. 217.
15
Платон. Протагор // Платон. Сочинения: в 3 т. – М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 108.
16
Платон. Протагор // Платон. Сочинения: в 3 т. – М., 1972. Т. 3. Ч. 2. C. 109.
17
Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В. Ф. Сочинения. – М., 1991. С. 473
18
Соловьев В. С. Платон // Собрание сочинений. – СПб., 1907. Т. IX. С. 216.
19
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. – М., 1969. С. 13.
20
Гомперц Т. Греческие мыслители. – СПб., 1999. Т. 1.
21
См: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986. С. 142.
22
Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 137.
23
Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002. С. 119–120.
24
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М., 1975.
25
На данное обстоятельство обращают внимание многие исследователи: А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, П. Адо, В. Йегер, Дж. Линч, Г. Чернис и др.
26
Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М., 1997. С. 455.
27
Отрывки из Эпикура: Ватиканское собрание изречений // Лукреций. О природе вещей. Т. 2. М., 1947. С. 625.
28
Там же. С. 623.
29
Подробнее см: Степанова А. С. Философия древней Стои. – СПб, 1995. С. 193–195.
30
См: Марк Аврелий. Размышления. – М., 1985. С. 24.
31
Флоровский В. Г. Восточные отцы V–VIII веков. – Париж: YMCA-PRESS, 1990. С. 5.
32
Громов М. А., Мильков В. В. Идейные течения древнегреческой мысли. – СПб., 2001.
33
Сочинения святого Иустина философа и мученика. – М., 1892.
34
Достоевский Ф. М. Письмо к М. М. Достоевскому от 18.08.1893 г. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Л.: Наука, 1985. С.61.
35
См. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. – Париж: YMCA-PRESS, 1990; Восточные Отцы V–VIII веков. Париж, 1990. 2-е издание.
36
См. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. – Минск, 2001.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Педагогическая антропология в зеркале философии"
Книги похожие на "Педагогическая антропология в зеркале философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Корольков - Педагогическая антропология в зеркале философии"
Отзывы читателей о книге "Педагогическая антропология в зеркале философии", комментарии и мнения людей о произведении.