» » » Павел Морозов - Мелодекламация. Заметки у микрофона

Павел Морозов - Мелодекламация. Заметки у микрофона

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Морозов - Мелодекламация. Заметки у микрофона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Морозов - Мелодекламация. Заметки у микрофона
Рейтинг:

Название:
Мелодекламация. Заметки у микрофона
Издательство:
ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мелодекламация. Заметки у микрофона"

Описание и краткое содержание "Мелодекламация. Заметки у микрофона" читать бесплатно онлайн.



Это не учебник, не методическое пособие. Это «заметки у микрофона» по поводу мелодекламации. Автор делится опытом и ощущениями, но не может отвязаться от мысли, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некоей магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнима только с гипнотическим воздействием.





Мелодекламация

Заметки у микрофона


Павел Морозов

© Павел Морозов, 2017


ISBN 978-5-4485-1085-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»

Николай Заболоцкий

Вместо вступления

Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, рассказ о мелодекламации в двух словах ничуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это – всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. «Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь!» – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью мелодекламации: что я знаю об этом?


Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Однако у некоторых музыковедов вы можете встретить и такое жанровое определение: «музыкально-поэтическая миниатюра». Этим термином специалисты подчеркивают сходство и родство мелодекламации с русским романсом. А вот методологии, учебника по мелодекламации вы не найдете, как говорится, «днем с огнем».


Как и многие ценители поэзии, пробовавшие себя в жанре мелодекламации, я искал в библиотеках и Интернете хоть какую-либо учебную литературу по этой теме. Однако, кроме огромного количества учебной литературы по культуре речи (Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и более современных авторов) на тот период я не нашел. Эти пособия позволяют научиться художественной декламации, что уже немаловажно для будущего мелодекламатора, но работать по этим учебникам без опытного наставника или педагога невозможно, да и не желательно – самообучение правильной речи сродни самолечению. желательно под опекой педагога.


А вот конкретных учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя в Википедии и в записках Даниила Хармса упоминается «Краткое руководство по мелодекламации» Волкова-Давыдова, 1903 года, но вряд ли можно считать серьезным учебником брошюру начала прошлого века, которую в руках сегодня держали только пара узких специалистов. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий и работ А. В. Ольшевская: «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Русская мелодекламация. (Серебряный век)» и «Стихи, прочтенные по нотам», которые, не смотря на свою энциклопедическую интересность, в силу своей научности не смогут дать начинающим хоть какое-то понимание методики мелодекламации.

«Голос – это самое пленительное и неуловимое

в человеке. Голос – это внутренний слепок души.

У каждой души есть свой основной тон, а у голоса – основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить, закрепить, описать составляют обаяние голоса».

Теофиль Готье

Есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос кардинально отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро».

«Музыку хочется видеть, а живопись

и скульптуру слышать».

Павел Антокольский

«Глаза души»

В одном из своих эссе Пастернак называет человеческий слух «глазами души», считая, что именно слух позволяет человеку увидеть невидимое, ощутить неосязаемое и тайное, заключенное в звуковой стороне жизни и искусства.

Благодаря синтетичности мелодекламации художественная идея, заключенная в стихотворении, проникает в сердце и душу человека многочисленными тропами: через тайные смыслы текста, через воображение, через чувственный мир поэта и эмоциональную энергию исполнителя, через вибрации и гармонию музыки. Можно утверждать, что автором мелодекламации являются три человека – чтец (актер) -исполнитель, поэт (автор текста) и композитор, музыка которого использовалась в мелодекламации. Но, поскольку в последние годы появилось большое количество попыток создать видео-мелодекламации, можно с уверенностью говорить и о других соавторах – видеорежиссере и операторе.

Слово, музыка, шаманство…

Когда-то я работал на радио редактором и ведущим радио-шу «Ночной портье». В качестве хобби, однажды, я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере.


Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно помногу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений. У меня появилось устойчивое ощущение, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некой магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнимо только с гипнотическим воздействием.

«…Из наслаждений жизни

Одной любви музЫка уступает…»

«Каменный гость» А.С,Пушкин.

О подборе музыки

Однажды я встретил шёнберговское высказывание о «речевых мелодиях». На мой взгляд – это одно из самых точных определений. У каждого стихотворения, если рассматривать его как текст для песни, есть своя абсолютная мелодия. Если композитор ее находит – рождается не просто хит, но будущая песенная классика. То же самое с мелодекламацией, но выбор музыки для стихотворения намного шире. Иногда я накладывал записанное мной стихотворение на абсолютно разную музыку. И получались просто неузнаваемые вещи: менялась атмосфера, менялся (углублялся или облегчался) смысл стихотворения.


Конечно, в идеальном смысле хотелось бы читать стихи в паре с композитором-импровизатором, но это только несбыточные мечты, и терабайты mp3 файлов пока единственная замена этим фантазиям.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мелодекламация. Заметки у микрофона"

Книги похожие на "Мелодекламация. Заметки у микрофона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Морозов

Павел Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Морозов - Мелодекламация. Заметки у микрофона"

Отзывы читателей о книге "Мелодекламация. Заметки у микрофона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.