» » » Вита Хан-Магомедова - Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая


Авторские права

Вита Хан-Магомедова - Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая

Здесь можно купить и скачать "Вита Хан-Магомедова - Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая"

Описание и краткое содержание "Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая" читать бесплатно онлайн.



За пределами жёсткой системы профессионального искусства живёт творчество аутсайдеров, самоучек, не считающих себя художниками, а свои работы – произведениями искусства. Это одна из главных особенностей аутсайдерского творчества – провокативного, загадочного, жизнетворного, одержимого навязчивыми идеями, бросающего вызов профессионалам. В искусстве аутсайдера нет штампов и готовых формул. В работах он претворяет богатый жизненный опыт, пытаясь выявить то, что волнует, глубоко запрятано внутри.






Искусство. Современное

Тетрадь тринадцатая


Вита Хан-Магомедова

© Вита Хан-Магомедова, 2017


ISBN 978-5-4485-6201-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Художники-аутсайдеры и «Новые визионеры»

Введение

За пределами жесткой институциональной системы профессионального искусства живет совсем другое искусство, создаваемое людьми, по определению не входящими в художественное сообщество. Часто (по крайней мере, в начале своей творческой деятельности) они и сами не считают себя художниками и не относятся к своим работам, как к произведениям искусства. Это одна из определяющих особенностей аутсайдерского творчества – очень специфического, провокативного, загадочного, жизнетворного, брутального, экзотического, одержимого навязчивыми идеями, бросающего вызов профессионалам. Зачем они занимаются искусством? Почему современных художников все больше «цепляет» творчество аутсайдеров? В чем родство и различие между произведениями «новых визионеров», или «фальшивых наивистов» и работами их двойников – художников-аутсайдеров?

Искусство аутсайдеров: определение

Искусство аутсайдеров (термин придумал в 1972-м британский искусствовед Роджер Кардинал) подразумевает произведения художников-самоучек, авторов работ, концептуально находящихся за пределами социально-культурного мейнстрима, производящих свои творения главным образом для себя, что обращает к art brut. Это более раннее определение, обозначающее «грубое искусство», ввёл модернистский художник Жан Дюбюффе в 1940-е и обратился прежде всего к специфическим, технически новаторским видениям талантливых европейских художников-самоучек. Их работы нелегко классифицировать, согласно существующим ярлыкам, они находили источники для своих творений в бессознательном. Позже термин «искусство аутсайдеров» стали чаще применять к художникам-самоучкам Британии и США. Эксперты подчёркивали, что речь идёт о визионерах, маргиналах, которые не были академически подготовленными, «профессиональными» художниками. Если в Европе таких творцов открывали профессиональные художники и психиатры, проявлявшие интерес к так называемому «psychotic искусству» или даже к «искусству insane», то в США многие коллекционеры искусства аутсайдеров обратились к нему после сильного увлечения народным искусством. На первый взгляд работы аутсайдеров могут вызывать раздражение, недоумение, казаться провокативными. Зритель, Впервые увидевший такие работы, может даже сравнивать их с каракулями, набросками, сделанными людьми, когда они расстроены или разговаривают по телефону. Эти наброски каким-то образом могут напоминать рисунки аутсайдеров. Главное различие, однако, в их функции: вот почему мы воспринимаем одни как искусство, а другие – нет. Для обычных людей каракули рождаются случайно. Для художника-аутсайдера эти символические рисунки имеют динамичный, экспрессивный характер и демонстрируют безусловную организационную функцию: служат для освобождения творца от эмоциональных конфликтов.

Искусство аутсайдеров можно определить как способ оригинального художественного выражения, основанный на независимости, избегающий вовлечения в общественную сферу и арт-рынок (в наши дни ситуация несколько изменилась). Такое искусство может быть в высшей степени идиосинкразическим и закрытым, тайным и отражает индивидуальную попытку творца построить логически обусловленный, очень странный, частный мир. Критерий искусства аутсайдеров гибкий и включает не только работы людей, страдающих острыми ментальными заболеваниями, но также охватывает искусство индивидов, вполне способных жить в обществе, но сознательно или бессознательно отказавшихся от создания искусства, подчинявшегося установленным в обществе стандартам. Некоторые эксперты настаивали, что искусство аутсайдеров могли создавать только люди с психическими отклонениями или тяжёлыми физическими заболеваниями. Либо люди с очень низким социальным статусом, живущие в условиях крайнего дискомфорта, в жизни которых произошли тяжёлые потрясения. Таким образом возникла тенденция рассматривать искусство аутсайдеров только в следующих терминах: это искусство творцов с биографиями сбившихся с пути людей. То есть имеются в виду изгои, эксцентрики, неприспособленные к социальной жизни, заключенные, отшельники, лунатики и т. п. Несмотря на то, что чуждый условности образ жизни и отклоняющееся от привычных норм, асоциальное поведение внесли свой вклад в подпитывание подходов аутсайдеров к искусству, существует более перспективный способ определения искусства аутсайдеров. Имеется в виду подчёркивание анти-традиционной природы самого процесса сотворения искусства, его идиосинкразии, часто его неземного, непривычного дистанцирования от общепринятых художественных норм, как и банального опыта. Искусство аутсайдеров получило название не благодаря ассоциации с трагическими случаями в истории или сенсационной биографии творцов, но потому, что предлагает публике волнующий, захватывающий визуальный опыт, оно часто озадачивает и творения аутсайдеров погружают зрителей в воображаемые, очень индивидуальные миры. Работы аутсайдера полностью удовлетворяют его, вырывая из нормального существования, которое предстаёт чуждым и отталкивающим.

Кто они – художники-аутсайдеры?

Эти странные индейские куклы – деревянные и каменные, небольшие и в человеческий рост, непропорциональные, с очень характерными плоскими лицами – притягивают какой-то таинственной, исходящей от них силой. Их создатель Реймонд Коинс из Северной Каролины (США) – не профессиональный художник, а самоучка, как принято называть сейчас – аутсайдер. Его судьба типична для художников-аутсайдеров. Большую часть жизни он работал на ферме, выращивал табак, имел небольшое поле зерновых и выполнял различные работы по настилу полов для оптовых магазинов, торгующих табаком. С уходом на пенсию в 1976-м занялся тем, что выполнял имитации индейских артефактов и продавал их в магазинах, выдавая за подлинные. Позднее перешел к созданию авторских работ – огромных кукол, стилизованных под индейские. Эти работы показывались в США на многочисленных выставках народного искусства и творчества аутсайдеров.

Весьма оригинальны работы и другого художника-аутсайдера – Артура Спейна. Пустые бутылки из-под виски он заполнял маленькими деревянными крестами, гвоздями и фигурками людей, разрисованными шариковыми ручками. В течение многих лет Спейн довольно успешно продавал подобные образцы своей творческой деятельности.

Еще один мастер, Бенджамин Уорд, построил совершенно необычный каменный дом, увешанный гранитными дощечками, на которых гравированы цитаты о смысле существования из сочинений Томаса Джефферсона, Вольтера и Бернарда Шоу. Строительство дома помогало Уорду, бывшему работнику на лесопильном заводе и изобретателю преодолевать свое горе – смерть молодой жены – и наполнило его жизнь новым смыслом.

Клайд Джонс был и рабочим на текстильной фабрике, и лесорубом. В 40 лет получил травму, больше не смог трудиться. Потеря занятости вызвала глубокую депрессию. Спустя какое-то время начал вырезать из дерева фигуры животных. Это занятие не только освободило его от проблем, но и вернуло чувство собственного достоинства. Изменилась самооценка: «Я – никчемный безработный», – говорил он прежде. Теперь уверен: «Я – создатель деревянных животных». Эти скульптуры заполнили всё пространство его двора, превратившегося в идиосинкразический энвайронмент, который он сам назвал «Jungle Boy ZOO». Работы Джонса показывались на многочисленных выставках в американских центрах современного искусства.

В жизненных ситуациях художников-самоучек можно обнаружить много сходных и типичных моментов. Потеря работы из-за болезни, травмы или несправедливости; смерть жены или родителей; мучительные религиозные сомнения; социальный остракизм; заключение в тюрьму – все это часто ввергает людей в такое состояние, когда для обретения сил или забвения, в поисках ответов на мучительные вопросы они неожиданно для себя начинают заниматься искусством. Прекращение выполнения обычных обязанностей, утрата любимого дела, которое их удовлетворяло, или разрыв с религиозной верой рождают ощущение духовного вакуума. Люди остро воспринимают возникающую вокруг них изоляцию и чувствуют сильную потребность заполнить пустоту каким-либо видом творческой деятельности, в том числе созданием произведений искусства. У некоторых этот процесс быстрой трансформации обыкновенных фермеров, лесорубов, рабочих какой-либо текстильной фабрики в художников сопровождается особыми психическими состояниями: видениями, галлюцинациями или яркими снами, религиозным экстазом или необычными явлениями (так, самый известный американский религиозный художник-аутсайдер Говард Финстер уверял, что его посещает призрак Элвиса Пресли).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая"

Книги похожие на "Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вита Хан-Магомедова

Вита Хан-Магомедова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вита Хан-Магомедова - Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая"

Отзывы читателей о книге "Искусство. Современное. Тетрадь тринадцатая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.