» » » » Иван Кудишин - Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие


Авторские права

Иван Кудишин - Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие

Здесь можно купить и скачать "Иван Кудишин - Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентЯуза9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Кудишин - Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие
Рейтинг:
Название:
Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-699-98199-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие"

Описание и краткое содержание "Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие" читать бесплатно онлайн.



Практически каждый историк флота владеет исчерпывающей информацией обо всех капитальных боевых кораблях прошедшего столетия, но если разговор заходит о пассажирских или круизных лайнерах, то, кроме наименования, компании-владельца, некоторых отрывочных сведений об участии того или иного судна в военных действиях, каких-либо сведений добиться очень трудно. Это и понятно, ведь обычная жизнь пассажирского судна – рутинная, монотонная работа, зачастую на одном и том же маршруте.

Но все менялось с началом войны – их переоборудовали в рейдеры, войсковые транспорты, плавучие госпитали, после чего созданные для сугубо мирных перевозок пассажирские красавцы пароходы начинали с тем или иным успехом выполнять несвойственные для себя функции. А случалось, что они, как, например, «Лузитания», служили и поводом для пропагандистской кампании, направленной против противника.

Предлагаемая книга – одна из первых попыток ликвидировать информационный вакуум, который образовался в данной области истории флота, приведя подробности биографий некоторых пассажирских судов, снискавших славу и известность в ходе войн двадцатого века.






К этому моменту положение «Кармании» также было критическим: на нескольких палубах бушевали сильные пожары. Кроме того, Грант знал о том, что на призыв «Кап Трафальгара» о помощи откликнулся быстроходный рейдер «Кронпринц Вильгельм», находившийся в нескольких часах хода от места боя. Офицеры английского крейсера наблюдали, как подошедший со стороны острова угольщик «Элеонор Ворманн» спасает уцелевших членов команды потопленного рейдера. Препятствовать этому у Гранта не было ни желания, ни возможности: давил цейтнот, в любой момент на горизонте мог показаться мчащийся на помощь «Кронпринц Вильгельм». Британский командир отдал приказ двигаться на северо-запад. Команда вела борьбу за живучесть и тушила пожары.

«Элеонор Ворманн» приняла на борт 279 человек из экипажа «Кап Трафальгар». Двадцать человек, в том числе и командир Вирт, погибли или умерли от ран, а еще двадцать – утонуло или пало жертвами акул, в изобилии водящихся в тех водах.

По пути домой Грант подвел итог боя для «Кармании». Из экипажа крейсера погибло девять и было ранено 26 человек. Экс-лайнер получил более восьмидесяти попаданий с «Кап Трафальгара» (вот она, немецкая подготовка артиллеристов!). Надстройка была буквально изрешечена шрапнелью и пулеметным огнем, мостик выгорел полностью, радиорубка была разбита. Антенные растяжки были также перебиты.

В то время как аварийные партии латали наиболее опасные пробоины и тушили последние очаги пожаров, старший радиоофицер «Кармании» Х. В. Сент-Джон умудрился собрать из годных деталей радиопередатчик и вызвать на помощь находившийся неподалеку легкий крейсер «Бристоль». Рандеву было назначено на утро следующего дня, а Барр, пользуясь спасенными с мостика картой и штурманскими инструментами, определил место «Кармании» и проложил курс к месту встречи.


Все, что осталось от капитанского мостика «Кармании» после пожара


Финальный этап боя. Рисунок из послевоенного проспекта «Кунард Лайн»


Около восьми утра следующего дня «Кармания» встретилась с «Бристолем», а позже к ним присоединился еще один крейсер, «Корнуолл». Корабли направились к рифам Абролхос у бразильского побережья, где встретились со вспомогательным крейсером «Македония». Моряки со всех трех кораблей помогли экипажу «Кармании» привести корабль в должный вид для океанского перехода и поделились с ней углем. Ремонт проходил в течение трех суток, и 19 сентября «Кармания» взяла курс на бразильский порт Пернамбуко (современное название – Ресифи). После короткой остановки, с тем, чтобы отправить донесение о бое в Адмиралтейство, Грант вновь вышел в океан. Пунктом назначения на сей раз был Гибралтар.

Переход через Атлантику прошел без приключений, сразу по прибытии крейсера в британскую базу, 28 сентября, он был поставлен в док для капитального ремонта, а экипаж «Кармании» был расформирован и распределен по другим кораблям. Через несколько месяцев, когда крейсер вышел из ремонта, ничто на его борту уже не напоминало о дуэли с немецким рейдером. Кстати, даже шлюпки «Кармании» вернули на место.

«Кармания» продолжила службу в качестве вспомогательного крейсера, патрулируя в Атлантике, но более в ее карьере в качестве комбатанта не было ярких эпизодов. Лишь однажды, 1 мая 1915 года, во время патрулирования нейтральных вод у побережья США совместно с британскими крейсерами «Эссекс» и «Бристоль», крейсер был вызван на рандеву с кунардовской «Лузитанией», только что покинувшей Нью-Йорк. На «Карманию» было передано двое подозрительных пассажиров, принятых за германских шпионов. Позже эти двое были доставлены в США и предстали перед контрразведкой, но возможно, именно это и спасло в конечном итоге им жизнь – «Лузитания» не дошла до Ливерпуля, затонув в Ирландском море от попадания германской торпеды.

В 1916 году Адмиралтейство решило наконец, что привлечение больших уязвимых лайнеров с прожорливыми машинами для крейсерства является для Англии неприемлемой роскошью. Кстати, боевая карьера «Кармании» и результаты ее боя с «Кап Трафальгаром» сыграли в принятии этого решения не последнюю роль. Пассажирское судно, даже если его хорошо вооружить и дать ему подготовленную команду из военных моряков, остается, тем не менее, слишком большой и уязвимой мишенью для неприятельского огня, и при встрече с боевым кораблем противника будет с гарантией потоплено, как показал печальный опыт «Кайзера Вильгельма дер Гроссе». Гораздо практичнее было использовать лайнеры в качестве плавучих госпиталей и войсковых транспортов. Исход же боя между «Кап Трафальгаром» и «Карманией» был закономерен, ибо германский лайнер, несмотря на то что он был моложе по возрасту и имел на один узел большую скорость, имел гораздо более слабое вооружение, которое к тому же было менее рационально размещено, чем на «Кармании». И вместо того, чтобы оторваться от преследования и избежать боевого столкновения, командир Вирт все же ввязался в бой, который привел его корабль к гибели.

«Карманию» демобилизовали, и она вернулась под флаг компании «Кунард».

После того как судно отремонтировали и «гражданизировали», насколько это было возможно, его вернули на пассажирскую трассу Ливерпуль – Нью-Йорк. После вступления в войну США «Кармания» в течение 1918 г. занималась перевозкой американских солдат в Европу. На ее борту в трех рейсах с июля по октябрь к месту боев было доставлено более 10 000 военнослужащих. В репатриации американских военнослужащих лайнер участия уже не принимал: после окончания войны «Карманию» поставили на ремонт и модернизацию на верфи Джон Браун. Судно было перестроено в одноклассное – «каютного» класса. В таком виде «Кармания» и ее сестра «Карония» с 1919 по 1923 год работали на линии Ливерпуль – Квебек. Затем оба лайнера были поставлены на очередную модернизацию, в ходе которой их перевели с угольного отопления котлов на нефтяное. Подновленные «сестренки-симпатяжки» с 1926 по 1930 год работали на линии Лондон – Нью-Йорк, до тех пор, пока Великая депрессия не лишила их работы. Два года «Карония» и «Кармания» простояли на приколе, а затем были проданы на металлолом: «Карония» – в японский город Осака, а «Кармания» – шотландской фирме в г. Блайт.

Кто подставил «Лузитанию»

О трансатлантическом лайнере-рекордсмене «Лузитания» компании «Кунард Лайн» написана масса литературы. Этот изящный четырехтрубный пароход, его славная мирная карьера в начале прошлого века, ее продолжение в годы Великой войны и трагическая гибель вошли в исторические труды и исследования, кино и живопись. Однако причины гибели «Лузитании» везде комментируются скупо и обтекаемо – в этой драме слишком много вопросов, на которые нельзя ответить прямо, так как ни одного свидетеля, который мог бы дать свои авторитетные комментарии, уже нет в живых. Главный же вопрос таков: кто явился первопричиной гибели знаменитого лайнера, германский капитан-лейтенант Вальтер Швигер или руководство британского военно-морского флота вкупе с величайшим хитрецом и (будем называть вещи своими именами) циником первым лордом Адмиралтейства сэром Уинстоном Черчиллем?

«Лузитания» была далеко не первым пассажирским судном, потопленным в ходе Первой мировой войны, но ее гибель буквально потрясла весь цивилизованный мир и была активно использована странами Антанты в пропагандистских целях, чтобы показать звериную сущность бездушных тевтонов, без зазрения совести пускающих на дно мирные пассажирские суда с женщинами и детьми на борту. Союзники извлекли из этой трагедии максимум возможной пользы, не добившись в тот раз лишь основной своей цели: вступления в войну Соединенных Штатов.


Спуск «Лузитании» на воду


По иронии судьбы «Лузитания» и ее более удачливая сестра «Мавритания» были обязаны своим появлением на свет именно тем политическим, экономическим и военным интересам, столкновение которых спустя время привело к величайшему военному конфликту в истории.

В последние годы XIX века казавшееся незыблемым лидерство британских пароходных компаний на атлантических трассах было неожиданно оспорено Германией, построившей целый ряд скоростных и весьма комфортабельных судов, отобравших у «Кунарда» «Голубую ленту Атлантики». Другая опасность исходила от американского треста «Интернешнл Меркантайл Марин» (ИММ), возглавляемого известнейшим финансистом Дж. Пирпонтом Морганом. Моргану удалось объединить в тресте несколько пароходных компаний, причем не только американских, но и английских, таких как «Уайт Стар Лайн» и «Лилэнд Лайн». Последний факт не только изрядно урезал долю участия британских финансов в трансатлантических перевозках, но и существенно сократил количество судов, которые могли бы быть мобилизованы британским Адмиралтейством в случае войны – после того как «Уайт Стар» фактически перешла в американское владение, Адмиралтейство более не могло рассчитывать на мобилизацию ее судов в случае войны, хотя Морган и обещал оставить подконтрольные ему британские лайнеры в резерве Королевских ВМС, и, как показало дальнейшее развитие событий, он выполнил свое обещание.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие"

Книги похожие на "Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Кудишин

Иван Кудишин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Кудишин - Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие"

Отзывы читателей о книге "Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.