» » » » Константин Романов - Психологическая культура личности


Авторские права

Константин Романов - Психологическая культура личности

Здесь можно купить и скачать "Константин Романов - Психологическая культура личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Романов - Психологическая культура личности
Рейтинг:
Название:
Психологическая культура личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-450-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая культура личности"

Описание и краткое содержание "Психологическая культура личности" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены теоретические основы понимания психологической культуры: функции, структура, происхождение, виды, этнические особенности, а также методические условия формирования у школьников и студентов. Предназначено для студентов психологических специальностей, аспирантов, преподавателей психологии, школьных психологов, учителей.






На протяжении указанного возрастного отрезка существенно изменяется частотная структура представлений о способах воздействия. В группе младших школьников ведущее место занимают следующие воздействия: обидеть (24 %), толкнуть (22 %), поговорить (22 %), подружиться (20 %), обнять (20 %). В группе подростков наиболее популярны совсем другие воздействия: издеваться (64 %), целовать (50 %), заразить (48 %), обозвать (46 %), обнять (44 %). Это говорит о том, что на протяжении данного возрастного интервала происходит изменение содержание и структуры воздействий.

На протяжении выделенного возрастного периода наблюдается существенное снижение относительной представленности положительных воздействий от 63,12 % до 32,79 %. Это отражает особенности общения в группах подростков.

На протяжении данного возрастного периода увеличивается уровень обобщенности представлений о способах воздействия. Доля обобщенных воздействий возрастает 65,21 % до 76,9 %.

На протяжении от младшего к среднему школьному возрасту повышается относительная представленность невербальных воздействий с 32,49 % до 43,83 %.

На протяжении от младшего к среднему школьному возрасту происходит изменение источников развития воздействий. В младшем школьном возрасте таковыми являются преимущественно взрослые люди (родители и учителя), в подростковом возрасте – сверстники.

В старшем школьном возрасте изменяется ведущая форма личностного бытия. Ею, по мнению отечественных психологов, является профессионально ориентированная учебная деятельность. Не надо понимать, что она заменяет собой все остальные формы личностного бытия. Скорее она присоединяется к ним и в некоторых случаях, в какие-то периоды жизни, выдвигается на первое место, не заменяя и не подменяя собой все другие. Необходимость профессионального и личностного самоопределения изменяет не только отношение старшеклассников к учебной деятельности и к отдельным школьным предметам, но и ко всем другим видам и формам жизненной активности, в том числе и к другим людям. Происходит неизбежное изменение содержания и характера общения, а значит, – и способов межличностного воздействия. Актуальные для старшеклассника жизненные задачи неизбежно вовлекаются в общение старшеклассника и наполняют его новым содержанием. Изменяется и сам круг общения. В него вовлекаются взрослые люди, компетентные в тех или иных областях знания и профессиональной деятельности. Общение с взрослым человеком является более ответственным. Оно обязывает старшеклассника быть более сдержанным, выбирать более нормативные и оптимальные способы воздействия. Освоение новых способов общения неизбежно переносится и на сверстников. Это позволяет старшекласснику утверждать свою зрелость, как среди сверстников, так и среди взрослых. Освоение новых способов общения расширяет репертуар воздействий.

В ходе последующего личностного развития происходят соответствующие изменения способов воздействия: их репертуара, знака, нормативности, вербальности, степени осознаваемости и других параметров. Это определяется условиями жизни, социальным окружением, характером профессиональной деятельности, уровнем образования и другими факторами.

Анализ показывает, что развитие способов воздействий происходит не самопроизвольно, не «изнутри», а под влиянием содержания и условий личностного бытия. Именно актуальные задачи личностного бытия, сопряженные с межличностными контактами, детерминируют освоение соответствующих способов воздействия: их расширение, сужение, отказ от одних в пользу принятия других и т. д. Важно также подчеркнуть, что развитие способов воздействия происходит по механизму усвоения. Ребенок не столько изобретает их, сколько заимствует у других людей, т. е. черпает из ресурсов психологической культуры.

Психическое развитие ребенка осуществляется в условиях конкретных социальных групп: семье, группе детского сада, школьном классе, спортивной секции, дворовой компании и др. В каждой группе существует свой репертуар воздействий, которыми пользуются ее члены. Входящие в него воздействия характеризуются уровнем популярности, знаком, уровнем обобщенности, формой, степенью соответствия нравственным нормам. Например, способы общения в студенческой группе отличаются от способов общения, принятых в бригаде рабочих или в воинском подразделении. Скорее всего, индивидуальный репертуар межличностных воздействий отражает субкультуру общения группы. Погружаясь в соответствующую субкультуру, ребенок усваивает именно те воздействия, которые типичны для нее. Знание субкультуры общения каждой возрастной группы имеет очень важное значение для учителей и родителей.

Формирование регулятивно-практического компонента психологической культуры является важной задачей образовательных учреждений.

Выводы

1. Регулятивно-практический компонент психологической культуры имеет очень сложное строение и включает в себя систему умений и навыков обращения человека с другими людьми и с самим собой. Они имеют единые генетические корни.

2. Умения и навыки обращения человека с другими людьми и с самим собой ребенок не изобретает, а заимствует из фондов психологической культуры. Их усвоение происходит в соответствии с логикой и закономерностями возрастного развития.

3. Определите основные условия построения эффективного межличностного воздействия.

4. В процессе развития регулятивно-практического компонента психологической культуры происходит расширение репертуара способов межличностного и внутриличностного воздействия, изменение их содержания и формы.

5. В обществе не создана система целенаправленного формирования у людей соответствующих умений и навыков. Их усвоение осуществляется по преимуществу стихийно. Поэтому уровень развития у людей соответствующих умений и навыков не очень высокий.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое межличностное (психологическое) воздействие?

2. От чего зависит выбор способов воздействия?

3. Выделите основные группы воздействий.

4. Каковы условия эффективного управления собственными личностными ресурсами?

5. Выделите и охарактеризуйте основные источники развития у ребенка умений и навыков обращения с другими людьми и с самим собой.

Практические задания

1. Составьте перечень известных вам видов воздействий. Выделите из них те, которые

а) Вы используете чаще всего;

б) Вы не хотели бы использовать;

в) Вы не хотели бы испытать на себе.


2. Подготовьте психологические рекомендации для общения с человеком определенного типа темперамента в контексте конкретных жизненных ситуаций.


3. Опишите способы воздействия, которые Вы применяли к себе.


4. Из художественных текстов выпишите суждения, представляющие практический компонент психологической культуры.


5. На основе анализа народных сказок выявите все способы воздействия героев друг на друга. Установите и охарактеризуйте субъекта и «объекта» воздействий. Объясните психологические причины эффективности (неэффективности) воздействий.


6. В приведенных жизненных ситуациях с заданными целями общения опишите разумные способы воздействия на людей с разными личностными чертами по схеме: «Если он добрый, то…».

Ситуация 1. Необходимо оплатить в кассу за коммунальные услуги в тот момент, когда кассир собирается уходить по служебным делам.

Ситуация 2. Необходимо, чтобы куратор студенческой группы освободил от участия в субботнике.


7. Попытайтесь описать известные Вам способы управления своими личностным ресурсами: потребностями, эмоциями, вниманием, ощущением, восприятием, мышлением, воображением, памятью, личностными свойствами, свойствами темперамента.

Определите, в какой степени Вы владеете своими личностными ресурсами.

Контрольные тесты

1. В структуру регулятивно-практического компонента психологической культуры не входят

а) способы воздействия человека на самого себя;

б) способы воздействия человека на людей;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1–2. М.: ТТО «Рарогъ», 1993. 412 с.

2

Петрова И. Ф. Культура общения в педагогическом взаимодействии // Международная конференция «Психология общения-2000: проблемы и перспективы». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 228–229.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая культура личности"

Книги похожие на "Психологическая культура личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Романов

Константин Романов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Романов - Психологическая культура личности"

Отзывы читателей о книге "Психологическая культура личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.