Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник"
Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Учебник «Церковная архитектура и изобразительное искусство» разработан на основе курса, читавшегося автором в Свято-Филаретовском православно-христианском институте в 1992–2015 годах.
Содержание и методика преподавания курса являются частью диссертации А. М. Копировского на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, защищенной в Институте художественного образования Российской академии образования в 2006 году.
Учебник состоит из двух частей. Первая часть – программа и тематический план курса, библиография, материалы по храмовой архитектуре, храмовому декору, иконописи, церковному прикладному искусству. Вторая часть – видеокурс по дисциплине «Церковная архитектура и изобразительное искусство».
Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.
1. Казарян А. Ю. Византийская империя. Архитектура // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 277–303; Квливидзе Н. В., Евсеева Л. М. Изобразительное искусство // Там же. С. 303–339; Королев А. А. Камнерезное искусство; Ювелирное искусство // Там же. С. 600–605.
2. Масиель Санчес Л. К. Ирландия // Православная энциклопедия. Т. 26. М.: Православная энциклопедия, 2011. С. 592–600.
3. Масиель Санчес Л. К. Испания. Архитектура // Православная энциклопедия. Т. 27. М.: Православная энциклопедия, 2011. С. 491–526; Яковлева Е. И. Скульптура. Монументальная живопись. «Фронтали» (надалтарные иконы. – А. К) // Там же. С. 526–540; Стёпина А. Г., Сусленков В. Е. Живопись // Там же. С. 564–573.
4. Масиель Санчес Л. К., Риккардо Л., Казарян А. Ю., Ревзина Ю. Е., Вяземцева А. Г. Италия. Архитектура // Православная энциклопедия. Т. 28. М.: Православная энциклопедия, 2012. С. 166–225; Орецкая И. А., Риккарди Л., Бевилаква Л., Захарова А. В., Соколов М. Н., Иванова Ю. В. Изобразительное искусство // Там же. С. 242–268, 298–307; Яковлева Е. И., Иванова Ю. В. Скульптура // Там же. С. 268–275, 307–312.
5. Павлинов П. С. Германия. Памятники архитектуры // Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Православная энциклопедия, 2006. С. 349–353.
6. Павлинов П. С. Великобритания. Памятники архитектуры // Православная энциклопедия. Т. 7. М.: Православная энциклопедия, 2004. С. 505–507.
Раздел II
Методические материалы
Принципы, формы и содержание преподавания
В основу вводного цикла лекций положено знакомство с языком искусства: его «буквами» – конкретными изобразительными средствами – линией, цветом, пропорциями; «словами» – образами и символами; «речью» – стилистикой и духовным содержанием1.
Для приобретения навыка восприятия произведений искусства используется кратковременное, но интенсивное «погружение» студентов в среду этих произведений.
Основой самого курса являются виды искусства, связанные с христианским храмом: архитектура, монументальная и станковая живопись, прикладное искусство. Христианский храм с его архитектурой, фресками, мозаиками, иконами, резьбой по камню и по дереву, иллюстрированными книгами, окладами, богослужебной утварью и облачениями – самый естественный исходный пункт для вхождения в среду, в которой язык церковного искусства «звучит» не только во время богослужений. При этом очень важно ориентироваться не только на прошлое, но и на будущее церковного искусства. В сентябре 1992 г. свящ. Георгий Кочетков во вступительном слове к студентам Московской высшей православно-христианской школы перед первой лекцией по церковной археологии сформулировал это так: весь курс задуман для утверждения того, что Дух, Который создавал церковное искусство, «жив и может сотворить никак не меньшее и не худшее и в наше время, и в будущем»2.
Для того чтобы наиболее органично соединить церковную археологию и искусствоведение, в новом курсе специфически богословский материал (особенно догматика), как ранее – специфически искусствоведческий, по возможности, выносился за скобки. Причина этого в том, что «богословие иконы», «богословие архитектуры» и т. п. для людей, впервые всерьез соприкасающихся с церковным искусством, легко может закрыть собой икону и храмовую архитектуру.
Само изложение материала идет в основном по хронологическому принципу. Например, в храмовой архитектуре вначале описываются базилики, затем крестовокупольные, шатровые и клетские храмы и т. д. Но главным является не столько строгая хронологическая и типологическая их последовательность, характерная для истории искусства, сколько многообразие храмов внутри каждого типа, их художественный уровень и духовные особенности, связь их форм с типом богослужебного устава в целом и формой и содержанием отдельных богослужений, прежде всего, литургии. Даже в эклектических храмовых зданиях XIX – начала XX в. отмечается не только снижение духовного и художественного уровня церковной архитектуры, что обычно подчеркивают и церковные, и светские авторы3, но и степень их близости к исходным формам и большая или меньшая осмысленность сочетания традиционных элементов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник"
Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.