» » » Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу


Авторские права

Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу

Здесь можно купить и скачать "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Рейтинг:
Название:
Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-17-982629-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Описание и краткое содержание "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать бесплатно онлайн.



Веками мы искали способы борьбы с холодом, голодом, природными силами и агрессией хищников. И вот, достигнув полной обустроенности жизни, мы все равно чувствуем пустоту и бессмысленность собственного существования. Обретя все блага цивилизации, мы неустанно ищем нечто большее. «Жажда смысла» – это книга, базирующаяся на теории легендарного основателя логотерапии – 3-ей Венской школы психоанализа Виктора Франкла. Будучи узником немецкого концлагеря, он сумел найти смысл своего нахождения в «земном аду», благодаря чему не только сам выжил, но и помог другим узникам найти его в нечеловеческих условиях. Сегодня Берта Ландау делится с вами своим, уникальным опытом практикующего логотерапевта, который поможет утолить вашу жажду и найти свой, уникальный смысл в каждом дне вашей жизни, ведь, как утверждал Виктор Франкл: «воля человека к поиску смысла собственной жизни является главной движущей силой, определяющей то, кем он становится».






Только этим и смягчатся злые сердца. Сколько раз потом я наблюдала это! Твердо убеждена, что только в кротости и смирении содержится настоящая сила, способная творить чудеса, преобразовывать недруга. Гнев, ярость, агрессия – всегда от темноты и слабости. Они порождают только стыд и чувство вины. В них нет света смысла.

Вина

Человеком, испытывающим чувство вины и боящимся провиниться, управлять гораздо легче. Именно поэтому в нашем обществе дошкольное и школьное воспитание чаще всего строится на воспитании у ребенка чувства вины. Как выразился один молодой выпускник университета, пришедший после получения диплома работать в школу: дети еще не начали жить, а уже виноватые и усталые. Массовость этого явления поразила его.

Что же такое вина? Это ощущение лица, совершившего нечто отрицательное и осознающего это.

С ощущением вины связано чувство недовольства собой и своими поступками, а также чувство «угрызения совести».

Вина может быть реальным преступлением против себя, партнера, другого человека, принципов морали, или как следствие снятия с себя ответственности за собственные поступки. Человек отвечает – за себя, за людей, за мир в целом.

Человек, отказывающийся от ответственности, зачеркивает реальность и не в состоянии принять себя и свои недостатки. Только осознав, в чем его вина перед собой, человек может начать работать над своей жизнью. Этапы работы с виной: обвинение, раскаяние, признание собственной неправоты.

Работая с чувством вины, можно поставить человека перед вопросами:

– За что я больше всего ругаю себя в жизни?

– За ту жизнь, которую я не прожил?

– За ту жизнь, которую проживают другие (но не я)?

– Кто знает о моей вине и что обо мне думает?

– Кого должен простить я – того, кто мне навредил, или тех, кто счастливее меня в жизни?

Чувство вины часто связано с чувством стыда. А стыд соединен с позором, страхом быть отвергнутым, заниженной самооценкой. Стыд побуждает скрывать свою отверженность, страх и т. д.

Работа с чувством вины – это работа на уровне эмоций. И работа связана прежде всего с повышением самооценки.

Ясперс[30] различал четыре вида вины:

1. Криминальная вина (связано с нарушением закона).

2. Политическая вина.

3. Моральная вина (действие, совершенное в разладе с собственной совестью).

4. Метафизическая вина (солидарность между людьми как причина всеобщей ответственности за мир).

Бубер[31] разделил области вины на:

1. Область права.

2. Область совести.

3. Область веры.

Когда мы говорим о том, как относился к понятию «вины» Виктор Франкл, следует уточнить, что в немецком языке слово Schuld имеет значения 1) вина, виновность, грех; 2) задолженность, долг, повинность, обязательство.

По Франклу, главный долг человека перед самим собой заключается в сохранении его свободы и ответственности.

Что же касается вины как таковой – главное, чтобы человек осознал смысл своего поступка (или проступка) и признал свою неправоту, выразил сожаление и таким образом дистанцировался бы от своего деяния. И это привело бы к внутренним переменам личности.

Франкл выступал противником понятия «коллективная вина». Он повторял, что подход к определению виновности должен быть индивидуальным. «Даже в той группе, которая безусловно, по справедливости заслуживает общего осуждения, можно встретить доброго человека»[32]. Франкл рассказал об эсэсовце, начальнике того лагеря, из которого он был освобожден, из своего кармана, за немалые деньги покупавшего в аптеке лекарства для заключенных. После освобождения бывшие заключенные-евреи спрятали начальника лагеря от американских солдат и поставили условие, что выдадут его, только если им гарантируют его полную безопасность. Что и было обещано и осуществлено.

Без признания вины – будь то личная вина отдельного человека или вина всего общества – невозможно добиться перемен к лучшему.

Смерть

«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей».

Франц Кафка

Смерть ждет каждого. Такова система, основанная на противопоставлении: жизнь-смерть. Нам не дано при жизни понять, что же такое смерть. Мы видим смерть других. Понимаем, что оттуда нет возврата. Но – откуда «оттуда»? И действительно – жестока ли смерть по отношению к человеку? Не более, чем жизнь. И смерти не нужно лишних даров. Когда-то я написала стихи, продиктованные раздумьями об этом:

Не надо страха —
В жизни смерти нет:
Они всегда стоят спиной друг к другу,
Поддерживая, но в глаза не глядя,
Одна другой.

Для Жизни Смерть – забава, избавление:
Последний выход…
Может, не последний?
И что за той решающей чертой?
… И грезятся волшебные чертоги,
И столп огня,
И свод небес лазурный…
И хочется туда взглянуть, и страшно:
А вдруг и правда нет у Смерти глаз?

Для Смерти Жизнь – загадка, безделушка,
Забавная игрушка заводная,
Которую так сладко разломать,
Но стоит ли спешить и суетиться,
Передвигать заветную черту?

Пускай искрится, радуется, жжется,
Пока сама со Смертью не смирится,
Пока сама черту не переступит.

Пока человек живет, смерти нет. Однако мысль о ней должна быть. Но не как направление для бегства с поля боя жизни, а в качестве стимула использовать свою единственную жизнь максимально насыщенно.

«Если жизнь представляется невозможной, есть более мужественное решение, чем уход из жизни. Человек должен сказать себе: если жизнь действительно невозможна, то она остановится сама. А если она не останавливается, значит, надо перетерпеть боль. Так суждено. Каждый, перетерпевший большую боль, знает, с какой изумительной свежестью после этого ему раскрывается жизнь. Это дар самой жизни за верность ей, а может быть, даже одобрительный кивок Бога».

Фазиль Искандер

Жизнь заключается в выполнении человеком задач, поставленных ею. Каждый имеет свои таланты, свои задачи. Выполнив свое предназначение, человек умирает. Франкл сравнивал человеческую жизнь с работой скульптора, который обтесывает бесформенную каменную глыбу, получая в результате человеческое лицо. Но каждому скульптору на это требуется разное время. И определить его заранее невозможно. Не всегда человеку удается выполнить все, что ему предназначено, но и то, что он не осуществил, может получить продолжение, став смыслом жизни для других. Человек не может остановить время, но может максимально наполнить время своей жизни делом, любовью, творчеством и преодолением испытаний. Случайна ли смерть? Или приходит тогда, когда определен ее час? На эти вопросы каждый выбирает свой ответ. Но я, увлеченная нарративными техниками, хочу предложить прочитать балладу К. Я. Эрбена «Золотая прялка» и подумать над ней.

Золотая прялка

(I)
Кромкой леса, охотою пьян,
гой, едет, едет из лесу пан,
на вороном буйном едет коне,
весело подковки звенят в тишине,
едет – сам и сам.

И пред избушкой с коня – хоп!
и в дверь избушки – хлоп, хлоп, хлоп!
«Хола-хей! откройте мне двери,
я заблудился, охотясь на зверя,
дайте воды испить!»

Вышла ди́вчина, словно цвет,
такой красоты не видел свет,
принесла воды из колодца,
села стыдливо за веретенце,
пряла и пряла лен.

Пан стоит, позабыв, что хотел,
жажда пропала, склонился несмел,
смотрит на тонкую ровную нить,
очи не может свои отвратить
от пряхи прекрасной.

«Свободна ли, панна, рука твоя,
будь мне женою, прошу тебя!»
де́вицу хочет нежно обнять -
«Ах, пан мой, не знаю, что скажет мать,
я буду лишь волю ее исполнять».

«А где же, дЕвица, матерь твоя?
Никого рядом не вижу я» —
«Ах, пан мой, мачеха с дочкой родной
завтра должны возвратиться домой,
в город поехали».

(II)
Кромкой леса, от счастья пьян,
гой, едет, едет снова пан;
на вороном буйном едет коне,
весело подковки звенят в тишине,
прямо к избушке.

А пред избушкой с коня – хоп!
и в дверь избушки – хлоп, хлоп, хлоп!
«Хола! откройте, милые люди,
пускай скорей пред глазами будет
утешенье мое!»

Вышла старуха, кожа да кость:
«Эй, с чем пожаловал редкостный гость?»
«В дом твой немало несу перемен,
руку и сердце отдай мне взамен
падчерицы твоей».

«Хо-хо, кукленок! Вот чудеса!
Такого еще не видали глаза!
Добро пожаловать, редкостный гость,
откуда же счастье такое взялось,
как звать-величать вас?»

«Я этой земли король и пан,
судьбою вчера сюда был зван:
дам серебро, дам тебе злато,
дочь мне отдай и будешь богата,
пряху прекрасную».

«Ах, пан король! Вот чудеса!
Такого еще не видали глаза!
Ведь мы незаметно привыкли жить! –
Чем же сумели тогда заслужить
милости ваши?

Но все же совет, совет вам дам:
вместо чужой – свою дочь отдам;
они ведь похожи обе-две,
как око с оком в одной голове —
нить ее – чистый шелк!»

«Плохой ты, бабка, совет дала!
Исполни приказ, что даю тебе я:
завтра, на утренней ясной заре
будешь ты на королевском дворе
с падчерицей своей!»

(III)
«Вставай, дочурка, уж близок час,
уже король во дворце ждет нас,
разве мне когда мечталось,
чтобы вдруг я оказалась
в залах королевских!»

«Спеши, сестричка моя, спеши,
веселей в королевском замке пляши:
высоко ты поднялась,
для тебя я пыль да грязь –
что ж, здорова будь!»

«Пойдем же, Дорничка, краток миг,
чтобы не гневался твой жених:
как только минуешь лесную границу,
дом родной и во сне не приснится –
пойдем скорей, пойдем!»

«Мама, мамочка, ответьте,
зачем с собою нож берете?» –
«Нож нам нужен, чтоб злой змее
выколоть очи в лесной норе –
пойдем скорей, пойдем!»

«Сестра, сестричка, мне скажите,
зачем топор с собой несете?» –
«Топор нам нужен – в лесной пещере
разрубим кости лютому зверю –
пойдем скорей, пойдем!»

Когда ж оказались в тени пещер:
«Ты та змея, ты тот зверь!»
Горы и долы заплакали
видя, что женщины делали
с панной несчастной!

«Тешься теперь с королем своим,
ласкайся и тешься, как хочешь, с ним:
свежее тело его обнимай,
лоб его ясный к губам прижимай,
пряха прекрасная!»

«Мамочка, нынче хотелось бы знать,
глаза и кости – куда девать?»
«Не оставляй их подле тела,
чтобы их кто-то вновь не приделал –
лучше возьми с собой».

И как зашли вглубь хвои лесной:
«Не бойся, доченька, я с тобой!»
Ведь вы похожи обе-две,
как око с оком в одной голове –
не бойся совсем!»
И как приблизились к замку они,
король смотрел из окна на них;
и с приближенными вышел встречать
свою невесту и ее мать,
обмана не чуя.

И была свадьба – полный грех,
панна невеста – просто смех;
и были танцы, ликованье
балы, народные гулянья
до седьмого дня.

И как восьмой день рассветал,
король на войну с войском умчал:
«Дожидайся дома, пани моя,
на жестокий бой уезжаю я
да со злым врагом».

Коль не отправлюсь я на тот свет,
вновь зацветет любви нашей цвет!
Пока же в память обо мне
пряди-ка нить в веретене,
усердной пряхой будь!»

(IV)
А в глубине чащи лесной,
что было с девушкой брошенной?
Шесть открытых потоков было,
кровь из них ключами била
на зеленый мох.

Внезапно взошла ее счастья мощь,
а ныне грозила ей смерти ночь:
вот-вот жизнь из тела уйдет навсегда,
беда пришла к ней, беда, беда
из-за любви короля!
Откуда-то из глубины лесных скал
старец чудесный к ней поспешал,
седые усы у него по колено –
он девушки тело взвалил на рамена
и в пещеру отнес.

«Встань-ка, сынок, ты хват, беги,
веретенце златое с собой бери:
в королевском замке его продавай,
за цену одну его отдавай,
только за ноги».

Сидит парнишка у ворот,
веретенце златое продает.
Королевна глядит на него в окно:
«Вот бы купить мне то веретено
из красного золота!»

«Узнайте, мама, нет покою,
почем веретено златое?» –
«Купите, пани, стоит малость,
отцу недорого казалось:
только две ноги».

«За ноги? Ай-яй, диву быть!
Но мне так хочется купить:
идите, мамочка, в каморку,
лежат там ноги нашей Дорки,
дайте их ему».

Парнишка ноги быстро взял
и в чащу леса побежал. –
«Подай, сынок, живой воды,
пускай исчезнут все следы
этих страшных ран».

И рану к ране приложил,
в ногах огонь живой ожил,
и вдруг срослось мгновенно тело,
всегда как будто было цело,
цело-невредимо.

«Иди, сынок, теперь велю я,
возьми ту пряслицу златую,
в королевском замке ее продавай,
за цену одну ее отдавай,
только за руки».

Сидит парнишка у ворот,
златую пряслицу продает.
Королевна глядит на него в окно:
«Ох, о пряслице этой мечтала давно
к веретену моему!

Встаньте, мамочка, с лавицы,
спросите, почем эта пряслица?» –
«Купите, пани, стоит малость,
отцу недорого казалось:
только две руки».

«За руки! Диву, диву быть!
Но мне так хочется купить:
идите, мамочка, в каморку,
лежат там руки нашей Дорки,
дайте их ему».

Парнишка руки быстро взял
и в чащу леса побежал. –
«Подай, сынок, живой воды,
пускай исчезнут все следы
этих страшный ран».

И рану к ране приложил,
в руках огонь живой ожил,
и вдруг срослось мгновенно тело,
всегда как будто было цело,
цело-невредимо.

«Снова, сынок, иди со двора,
кужель золотую продать пора:
в королевском замке ее продавай,
за цену одну ее отдавай,
только за очи».

Сидит парнишка у ворот,
Златую кужель продает.
Королевна глядит на него в окно
«Мне для пряслицы нужно одно:
эту вот кужель!

Встаньте, мамочка, снова идите,
почем та кужель у него спросите?»
«За очи, пани, никак иначе,
отец такую цену назначил,
лишь за ока два».

«За очи! Вот так чудеса!
Как имя твоего отца?»
«Не нужно знать отца моего:
кто ищет, не найдет его,
захочет, сам придет».

«Мама, мамочка, как же быть?
Кужель так хочется купить!
Идите снова и в каморке
найдете очи нашей Дорки,
пусть их заберет».

Парнишка очи быстро взял
и в чащу леса побежал.
«Подай, сынок, живой воды,
пускай исчезнут все следы
этих страшных ран».

В глазницы очи положил,
огонь погасший в них ожил;
и панна вкруг себя смотрела,
но никого не углядела,
лишь саму себя.

(V)
И вот трех недель дни сочтены,
весело едет король с войны.
«Как ты жила, моя пани милая,
делала что и не забыла ли
моих последних слов?»

«Ох, в самом сердце я их носила,
и посмотрите, что я купила:
прялка такая одна на свете,
пряслица, кужель – золото светит,
в них любовь моя к вам!

«Пойдем, моя пани, за прялку садись,
спряди мне с любовью златую нить».
К прялке она с охотою села,
как та завертелась, вся побледнела —
беда, что за песня звучит!

«Вррр – ты злую нить прядешь,
королю во всем ты врешь:
сестру сводную ты убила,
ног, рук и глаз ее лишила –
вррр – злая нить!»
«Что это у тебя за прялка?
Поет песню – слушать жалко!
Сыграй-ка мне, пани, снова,
хочу понять каждое слово —
пряди, пани, пряди!»

«Вррр – ты злую нить прядешь,
королю несешь ты ложь:
невесту ты его убила,
жизнь ее отнять решила –
вррр – злая нить!»

«Страшной песня оказалась!
Ты не та, какой казалась!
Заиграй-ка в третий раз,
хочу слышать прялки глас:
пряди, пани, пряди!»

«Вррр – ты злую нить прядешь,
королю во всем ты врешь:
в лесу, в скале сестра твоя,
украдена у короля —
вррр – злая нить!»

Король, как это услыхал,
не медля к лесу поскакал;
и крики его по округе неслись:
«Где ты, Дорничка, отзовись!
Где ты, любимая?»

(VI)
От леса к замку, радостью пьян,
гой, едет, едет с пани пан;
на вороном буйном едут коне,
весело подковки звенят в тишине,
к замку короля.
И снова свадьба в замке была,
панна невеста как цвет цвела;
и были танцы, ликованье,
балы, народные гулянья
больше трех недель.

А что ж та мачеха злючая?
А что та дочка змеючая? –
Гой, воют четыре волка в лесу,
ноги в норы свои несут
от двух женских тел.

И нет очей в глазницах пустых,
ни ног, ни рук не осталось у них:
что с панной они сотворили,
так их за то и казнили
в лесу дремучем.

А что та прялка золотая?
Какую песенку играет?
Как третий раз она сыграла,
так насовсем уж замолчала,
исчезла без следа.

Это прекрасная баллада о любви, зависти, коварстве, жестокости, злобе. Но баллада эта – со счастливым концом. Я же, не отвлекаясь от темы нашей небольшой главы, хочу задать лишь один вопрос: кто тот загадочный старичок, вышедший из глубины леса и возвративший умирающую Дорничку к жизни? Это не просто лесной волшебник. Речь о гораздо более глубоком. Помните, как на вопрос коварной самозванки об отце отвечает помощник старика?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Книги похожие на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Берта Ландау

Берта Ландау - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Отзывы читателей о книге "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.