» » » Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм


Авторские права

Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм
Рейтинг:
Название:
Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05660-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм"

Описание и краткое содержание "Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм" читать бесплатно онлайн.



В учебнике представлены методологические и теоретические основы дисциплины, материал по психологии выживания, индивидуальным жизненным кризисам, психологическим особенностям миграции, проявлениям агрессии, аутоагрессии и экстремизма.

Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, клинических психологов, специализирующихся в области психологии кризисных и экстремальных ситуций. Он также может представлять интерес для специалистов, работающих с мигрантами, в области психотерапии жизненных кризисов, в сферах профилактики суицидальных и агрессивных проявлений, по подготовке профессионалов экстремального профиля.






Эмоциональное выгорание притупляет чувствительность не только к состоянию других людей, но и к своему состоянию, своим эмоциям. Поэтому специалист может не осознавать, что у него развивается процесс выгорания.

Специалисты в области выгорания отмечают, что развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми.

Надо учесть, что выгорание – это синдром, т. е. комплекс симптомов, которые часто нарастают незаметно.

Станет ли воздействие стрессогенных обстоятельств психотравмирующим, зависит от субъективного восприятия их личностью, от личностных и психофизиологических особенностей человека, от психологической устойчивости личности, от психологической готовности и подготовленности.

Специалист, осуществляющий свою деятельность в экстремальных условиях, должен обладать качествами и особенностями, которые позволят ему быть успешным профессионалом, сохранять психологическое здоровье и успешно выполнять свою работу. Такими качествами являются:

• выносливость (способность длительно сохранять активность и выдерживать продолжительные физические нагрузки без снижения работоспособности);

• психологическая устойчивость, эмоциональная стабильность;

• уверенность в себе, в том числе профессиональная;

• внутренний локус контроля;

• оптимизм;

• позитивность и рациональность мышления;

• активность, активная жизненная позиция;

• способность к эмпатии;

• умение работать в команде и др.

И напротив, низкий уровень выносливости, эмоциональная неустойчивость, внешний локус контроля, повышенная тревожность, неуверенность в себе, склонность к чувству вины и пр. будут способствовать развитию синдрома профессионального выгорания.

Чтобы осуществлять направленную работу на предотвращение развития выгорания, а также оказывать самопомощь, специалистам необходимо научиться распознавать признаки психологического стресса и своевременно преодолевать первые симптомы выгорания на работе.

Профилактикой формирования синдрома выгорания могут стать следующие мероприятия: на этапе обучения, а также в процессе профессиональной деятельности – проведение теоретических и практических занятий по психологии профессионального общения, по психологии поведения в конфликтных ситуациях, по психологии стресса (стресс-менеджмент).

Такие занятия и тренинги будут содействовать формированию психологической устойчивости личности к воздействию стрессогенных факторов, обучать методам адекватного и продуктивного поведения в напряженных и конфликтных ситуациях, развитию навыков использования адаптационных ресурсов организма.

Эти занятия действенны и на этапе реабилитации, которую необходимо начать с оказания психологической помощи, направленной на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов.

Во-первых, необходимо восстановить систему мотивации. Для этого специалист должен ответить себе на следующие вопросы: почему и зачем я пришел в профессию? что готов отдавать? что могу получить взамен? за что люблю свою работу?

Во-вторых, следует провести ревизию психоэнергетических ресурсов (имеющихся и потенциальных, внутренних и внешних). К ним относятся физические ресурсы, ресурсы личности, социальные ресурсы.

В-третьих, надлежит провести ревизию способов эмоциональной регуляции. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

С целью профилактики выгорания и повышения психологической устойчивости специалистов необходимо действовать в следующих трех направлениях:

1. Научить специалиста позитивно относиться к профессиональной деятельности: находить положительные стороны (интерес, плюсы); подмечать достижения и радоваться им; воспринимать ошибки и неудачи как опыт и стимул к росту; регулярно проходить повышение квалификации.

2. Научить специалиста заботиться о себе: стремиться к личностному росту; поддерживать хорошую физическую форму, так как между психологическим и физическим состояниями существует сильная взаимосвязь (физические упражнения, в том числе бег, наполняют организм энергией, которая необходима для сопротивления стрессогенным факторам); обучиться рациональному распределению режимов труда и отдыха для необходимого физического и психологического восстановления; осваивать техники саморегуляции, способы снятия эмоционального и физического напряжения, копинг-стратегии.

3. Проводить работу с коллективом, командой (при содействии руководителя): развивать систему наставничества; поддерживать благоприятную атмосферу, культивировать взаимное уважение, формировать сплоченность.

Важнейшей задачей психологического сопровождения нужно считать также профилактику возникновения у специалистов зависимостей (алкогольной, никотиновой, медикаментозной) в связи с имеющим место выбором этих контрпродуктивных форм для коррекции эмоционального напряжения.

Результатом грамотного психологического сопровождения специалистов экстремального профиля будет сохранение их психологического здоровья, предотвращение профессиональной и социальной дезадаптации, своевременная психологическая помощь и реабилитация, а значит, в любых самых сложных ситуациях и условиях специалист будет способен эффективно выполнять поставленные задачи, главной из которых является спасение жизни человека.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие условия профессиональной деятельности считаются экстремальными?

2. Назовите качества, необходимые специалисту для работы в экстремальных условиях.

3. Раскройте понятие «психологическая готовность», назовите его составляющие.

4. Перечислите этапы и задачи психологического сопровождения специалистов экстремального профиля.

5. Какие особенности профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля могут стать причиной возникновения синдрома профессионального выгорания?

6. Назовите признаки и проявления синдрома профессионального выгорания.

7. Как предотвратить развитие синдрома профессионального выгорания?

Литература

Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

Водопьянова Н. Е., Старенченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008.

Елисеев А. П. Морально-психологическое обеспечение сил РСЧС. СПб., 2002.

Ларцев М.А., Багдасарова М.Г., Голов А. Л. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности специалистов службы медицины катастроф // Медицина катастроф. 2000. № 1. С. 57–60.

Ларцев М. А., Бобров А. Ф., Багдасарова М. Г. Оценка и прогнозирование профессиональной пригодности специалистов службы медицины катастроф // Медицина катастоф. 2000. № 1.

Месников В. И. Повышение эффективности процесса морально-психологической подготовки молодых воинов внутренних войск к служебно-боевой деятельности: автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 1996.

Миргород Н.В. Эмоциональное выгорание: как его преодолеть? // Сестринское дело. 2014. № 6. С. 40–41.

Назаров И.П. Профессиональное выгорание врачей анестезиологов-реаниматологов / Красноярская государственная медицинская академия. Красноярск, 2008. URL: http://www.sibmedport.ru/article/691-professionalnoe-vigoranie-vrachey-anesteziologov-reanimatologov.

Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Вавилов М. В. Теория и практика оперативного контроля специалистов экстремального профиля. СПб., 2002.

Новиков В. С., Гаранчук В. В. Психофизиологическая характеристика и коррекция экстремальных состояний информационно-семантического генеза // Военномедицинский журнал. 1994. № 9. С. 53–58.

Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.

Оценка психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях. СПб.; М., 2003.

Потехина (Миргород) Н. В., Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Алексанин С. С., Чугунова Л. Н. и др. Организация психологического обеспечения аварийно-спасательных работ для специалистов МЧС России, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций: метод, пособие. СПб., 2003.

Потехина (Миргород) Я. В., Никифоров А. М., Алексанин С. С., Чугунова Л. Н. и др. Рекомендации по практическому использованию программы психологической подготовки специалистов по повышению стрессоустойчивости и готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. СПб., 2003.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм"

Книги похожие на "Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм"

Отзывы читателей о книге "Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.