» » » » Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи


Авторские права

Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Здесь можно купить и скачать "Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи
Рейтинг:
Название:
Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-4448-0482-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Описание и краткое содержание "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" читать бесплатно онлайн.



К. Бордэриу рассматривает моду последней трети XVIII века в связи с понятиями вкуса, здоровья и красоты, исследует приемы рекламирования моды и ее критики. Делая экскурс в историю придворного и городского костюма, автор приходит к выводу, что в становлении самобытного характера российской моды ключевую роль сыграла императрица Екатерина II. Уникальный стиль российского двора, сочетающий традиционную любовь к роскоши с установками императрицы на сдержанный и элегантный стиль одежды, формировал имидж страны за ее пределами. Автор прослеживает модные тенденции в контексте политических изменений эпохи и анализирует смену модных ориентиров российской знати в зависимости от исхода войн, конфигурации политических и коммерческих союзов. Книга помогает понять, почему российские издатели модных журналов и авторы сатир против моды и модников часто вдохновлялись иностранными образцами и как они творчески адаптировали иностранные тексты и изображения, перенося их в русскую культуру.






Начало и конец царствования Екатерины II являют яркий контраст: в 1763 году Камер-фурьерский церемониальный журнал упоминает всего десять мероприятий, для которых предписан определенный костюм, тогда как в 1795 году число таких дней возрастает до шестидесяти трех. С каждым годом знаменательных дат, требовавших праздничной одежды, в придворном календаре становилось все больше. Во-первых, в семье Павла Петровича и Марии Федоровны рождаются десять детей. Для каждого из них два дня в году праздничные: рождение и тезоименитство. Во-вторых, отмечаются годовщины сражений: праздник победы в Полтавской битве, при Чесме, взятие Очакова. Как правило, по этим случаям служился благодарственный молебен и устраивался бал. В-третьих, особенная одежда стала полагаться придворным на православные праздники. К праздникам, всегда торжественно отмечаемым, – Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Троица – постепенно добавляются все двунадесятые: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы, Рождество Богородицы и др. и кроме двунадесятых: Преполовение Пятидесятницы, Святителя Николая Чудотворца, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Спас Нерукотворного Образа, Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздничный костюм помогал «выразить» идеи государственности и патриотизма наиболее емко, быстро и доступно.

Поездки по России подсказали императрице новые идеи в области костюма. Она регулярно прибывала в Москву, посетила белорусские земли в 1780 году, Крым в 1787 году, Екатерина II также путешествовала за пределы империи – во Фридрихсгам в 1783 году, а в 1781–1782 годах наследник престола Павел Петрович с супругой Марией Федоровной совершили тур по Европе под именем графов Северных.

Императрица поставила эволюцию фасона в зависимость от политических сюжетов: ее право на престол, внутренние реформы, раздел Польши, войны в Турции, противостояние со Швецией, приоритет Англии как экономического партнера России. Особой одеждой отмечались приезды иностранных высоких гостей. Наиболее значимые из этого ряда событий: визит турецкого посла 10 октября – 19 декабря 1775 года, пребывание в столице шведского короля Густава III под именем графа Готландского в 1777 году, визит графа д’Артуа, будущего короля Карла X, в 1793 году, прибытие шведского короля Густава IV Адольфа для обручения с Александрой Павловной в 1796 году (свадьба не состоялась).

История придворного костюма представляет последовательную смену фасонов, но также их параллельное существование. Со временем «значение» любого конкретного фасона могло изменяться. Связь между моделями придворных платьев и их функциями схематично представлена в таблице, ниже.


Дамские платья при дворе Екатерины II

1.1. Мундир императрицы

Императрица носила мундир все свое царствование с удивительной регулярностью. «По-моему нет одеяния почетнее и дороже мундира», – писала она в письме Потемкину в 1783 году (Грот 1877: 46). Военная символика костюма и его приуроченность к определенным датам (победам, памятным дням, полковым праздникам) сделали его неотъемлемой частью императорского гардероба. Ношение мундира – дополнительное доказательство Екатериной II своего права на трон, поскольку в нем она отчетливо представала императором как правителем и командующим войск.

В первые годы царствования мундир использовался как досуговая одежда: 15 мая 1766 года императрица, «имея на себе мундир гвардии пехотного полка», поехала на мызу Орлова Гачино; 8 июня 1766 года – «верховою ездою в мундире конной гвардии» посетила приморский дом графа Сиверса; а 30 сентября 1767 года – охотилась, «быв в мундире гвардии конного полка». В перечисленных случаях это был, скорее всего, мужской костюм со штанами. Казанова, находившийся в России весь 1765 год, отмечает, что как-то утром видел императрицу в мужском костюме – костюме для верховой прогулки, уточняет он (Casanova 1993: 410). Если в начале царствования императрица, видимо, надевала по разным случаям мужской мундир, то уже в конце 1760-х годов она окончательно отказалась от него в пользу «длинного мундира». Так она стремилась соблюдать церковные приличия, а кроме того, уклонялась от сравнений ее с Елизаветой Петровной, которая в молодости любила переодеваться в мужской костюм. Термин «мундирное платье» ни разу не встречается в официальных источниках, но восходит к документам личного происхождения. Мы иногда употребляем этот термин как стилистический вариант.

Мундир постоянно усиливал позиции в гардеробе императрицы. С самого начала он обладал глубоким символическим смыслом – в мундире Семеновского полка Екатерина II совершила государственный переворот. Офицеру именно этого полка, А.Ф. Талызину, принадлежал мундир, в котором Екатерина 28 июня 1762 года отправилась в Петергоф во главе верных ей войск (см. конный портрет Екатерины II кисти Виргилиуса Эриксена). Е.Р. Дашкова писала в «Мемуарах»: «Императрица позаимствовала мундир у капитана Талызина, я взяла для себя у поручика Пушкина – оба эти офицера-гвардейца были приблизительно нашего роста» (цит. по: Лотман 2010: 82).

В дни полковых праздников пяти из шести гвардейских полков, а также флота императрица облачалась в особый наряд, который стало принято называть мундирным платьем. Этот костюм изменялся, дополнялся деталями, «вырабатывался» на протяжении не одного десятилетия и назывался «длинным гвардейским мундиром» (ил. 1, 2 во вклейке).

Сфера использования Екатериной II платья, сшитого по образу мундира, не ограничивалась военными смотрами и полковыми праздниками. Она регулярно надевала его по следующим случаям:

Праздник Крещения Господня (Святое Богоявление)

Ношение императрицей мундира в этот день обусловлено сценарием празднования. На Неве устраивали иордань, святой водой из нее окропляли государыню, затем кропили с молитвой знамена; затем следовал парад войск. Например, запись камер-фурьера от 6 января 1771 года фиксирует «окропление гвардии и других полков знамен и штандартов». В 1782 году «от гвардии, артиллерии и других разных полков, от каждого с ротою, принесены были к иордани штандарты и знамена». Таким образом, мундир императрицы подчеркивал ее статус шефа гвардейских полков.


Эволюция мундирного платья


День Усекновения главы Иоанна Предтечи

Начиная с 1769 года он стал днем поминовения павших защитников отечества. В 1771 году императрица облачилась в «дамский палевый армейский мундир». Военная одежда помогала наглядно представить Екатерину как главную защитницу отечества, командующую доблестным войском. Мундир, надетый в этот день, становился зримым выражением скорби государыни и ее единения с армией.


Спуск на воду кораблей

И в первый, и в последний периоды царствования, 28 августа 1771 года и 10 сентября 1795 года, Екатерина II присутствовала на церемонии «в дамском кафтане морского флота».


Военные победы

Императрица облачалась в мундир неоднократно по случаю годовщины побед при Чесме и под Полтавой. Впрочем, известия об успехах русской армии отмечались благодарственным молебном, формой одежды на котором было русское платье, а не военная форма.


Дни орденских праздников

В дни памяти Святого Александра Невского (30 августа), Георгия Победоносца (26 ноября), Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября) – знаменательные события придворного календаря – императрица по-разному подходила к выбору костюма.

В день Георгия Победоносца в 1768 году роль праздничного наряда императрицы выполняла «одежда ордена». В 1771 году камер-фурьер пояснял, что наряд государыни состоял «в приличной сему ордену от армии мундира зеленой одежде». В 1775 году день орденского праздника пришелся на дни пребывания в России турецкого посла. В последующие годы Екатерина II постоянно надевала в этот день «длинный полевой армейский мундир».

В день памяти святого Александра Невского императрица одевалась не в мундир, но в убор гроссмейстера ордена Александра Невского с мантией и водружала малую корону. Отметим, что в этот день императрица Елизавета Петровна в 1754 и 1756 годах также надевала «дамскую кавалерскую униформу» начальницы ордена Александра Невского (Амелехина 2003: 143). Гроссмейстерское облачение Екатерины II описано на страницах «Санкт-Петербургских Ведомостей» (Санкт-Петербургские ведомости 1789: № 71). Костюм кавалеров ордена представлял собой «орденское платье [в значении одежда]», дополненное «орденским убором». Одно из объявлений в той же газете предлагало приобрести такой костюм: «Желающие купить платье ордена Святого Александра Невского могут оное видеть и о цене уговориться в доме покойного адмирала Нагаева, что в 21 линии Невы реки» (Санкт-Петербургские ведомости 1781: Прибавление к № 32, 283).

Кавалерское и гроссмейстерское платья ордена Святого апостола Андрея Первозванного описал английский путешественник У. Кокс (Coxe 1784: 194). Наряд императрицы в день 30 ноября 1778 года представлял по виду зеленую бархатную одежду с горностаевой подбивкой. По-видимому, в тексте У. Кокса robe означает платье с мантией. («Her majesty had on a robe of green velvet, lined and faced with ermine, and a dimond collar of the order», Ibid.) Но Камер-фурьерский церемониальный журнал не упоминает, что Екатерина II была в этот день именно в орденском уборе. Автор «Путешествия» неодобрительно отзывался об одежде кавалеров ордена, подчеркивая ее роскошь, странность и безвкусие: «Плащ зеленого бархата, подбитый серебряным брокаром [плотный шелк, тканный золотыми или серебряными нитями], камзол серебряного брокара, жилет и штаны золотой парчи, красные чулки, шляпа а ля Генрих IV, украшенная россыпью бриллиантов и султаном из перьев» (Ibid.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Книги похожие на "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ксения Бордэриу

Ксения Бордэриу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Отзывы читателей о книге "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.