» » » » Михаил Сарин - Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России


Авторские права

Михаил Сарин - Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России

Здесь можно купить и скачать "Михаил Сарин - Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентЛитеоfa2b97dd-0af8-11e7-9c73-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России"

Описание и краткое содержание "Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России" читать бесплатно онлайн.



Миллионы россиян знают (или им кажется, что знают), что Егор Гайдар делал. Кто-то за это его благодарит, кто-то проклинает. Но мало кто знает, почему он делал именно так, что он при этом думал. А ведь все это изложено в его книгах. В своих работах он описал всю социально-экономическую историю человечества – от первобытных обитателей пещер до жителей современных мегаполисов. Особое место в его работах занимает, разумеется, Россия, ее путь на фоне мирового развития. И все, что он делал на практике, вытекает из его теоретических работ. Эта книга – краткий пересказ опубликованных научных и публицистических произведений Егора Тимуровича Гайдара – глубокого ученого, решительного политика и настоящего патриота России.






Глава II.

АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




Из произведений Е. Т. Гайдара (2)

…если для аграрных государств специализация незначительного меньшинства на насилии, отделение крестьянского труда от воинского дела – закономерный порядок … то для своеобразного мира Средиземноморья с его мобильностью, децентрализацией насилия, необычайно широким распространением торговли такая организация общества оказывается тупиковой. …на побережье Эгейского моря укореняется своеобразный тип общественной организации, для которой характерны ограниченная стратификация; объединение функций земледельца, воина, торговца и морского разбойника; отсутствие упорядоченной налоговой системы; организация общинной самообороны.

Главным в античном наследии, которое досталось завоевавшим Западную Римскую империю германским племенам, были культурная традиция классической античности, социально-экономический генотип греческих и римских представлений о возможности альтернативного государственного устройства, иных правовых отношений. Именно это… позволило человечеству выбраться из институциональной ловушки аграрной цивилизации.

Закрепление налоговых прав парламента, позволяющее королям опираться на сотрудничество с сообществом налогоплательщиков, пробивает себе дорогу.

…тот факт, что Великие европейские географические открытия, сами подготовленные спецификой экономической эволюции Европы первой половины 2-го тысячелетия, стали фактором … дальнейшего отрыва Европы по уровню экономического развития от остального мира, подготовки современного экономического роста, не подлежит сомнению.

Другой путь. Морские побережья

Так бы и застыло навсегда человечество в формах «восточных» деспотий, если бы на Земле, кроме речных долин, степей и предгорий, не было морей. Самое благоприятное среди них Средиземное, особенно его часть – Эгейское море, с его множеством островов и изрезанным рельефом побережья. Теплое море позволяет жителям прибрежных поселений заниматься кроме земледелия рыболовством. Рыболовство способствует развитию мореходства. А когда у жителей поселения появляется корабль, то возникает возможность заняться пиратством – напасть и ограбить побережья близлежащих аграрных государств. Еще в конце второго тысячелетия до н. э. в египетских источниках говорится об опасности, исходящей от народов, живущих на островах. Первыми таким промыслом занимались финикийцы, но они жили слишком близко к крупным аграрным цивилизациям, и эта попытка выйти из «заколдованного круга» была заблокирована. А вот опыт критян получил дальнейшее развитие. Сначала Крит был обычным аграрным государством, только с большей долей морского промысла – и рыболовства, и пиратства, и, впоследствии, морской торговли. Возникнув около 1700 года до н. э., Крит (Минойская цивилизация) к середине XV века до н. э. господствовал на Средиземном море, снизив активность пиратов и обеспечив расцвет морской торговли. А торговля этому региону была необходима. Разнообразие природных условий побережья приводило к тому, что в одних поселениях успешно выращивали пшеницу, а в других оливки или виноград. Существование этой «средиземноморской триады» и вызывало необходимость обмениваться в значительных размерах товарами между отдельными поселениями. И то сказать, одними оливками сыт не будешь, зато их можно обменять на пшеницу и вино… Но Критское государство рухнуло в 1450 году до н. э. По одним данным из-за природной катастрофы, по другим – было завоевано ахейцами, жителями Микен, города на побережье Греции. Микенское государство тоже рухнуло к 1200 году до н. э. Его закат описан Гомером, который говорит, что ахейцев завоевали пришедшие с севера дорийцы. Микенская цивилизация была разрушена, над Грецией опустились «темные века». Произошел фактически возврат к родовому строю. Письменность была утрачена, оружие стали делать не бронзовое, а из кремня, захоронения стали простыми. Так прошло несколько сот лет. Но, если судить по творениям Гомера, который жил в VIII веке до н. э., люди сохранили память о больших кораблях, бронзовых доспехах и каменных дворцах. Обо всем этом говорится в «Илиаде» и «Одиссее», посвященных событиям давней Микенской цивилизации. Кроме памяти оставалось и море, в котором ловилась рыба, и «средиземноморская триада», подталкивающая к торговле. Зато не сформировалась власть царей, как происходило в других восточных оседлых поселениях земледельцев. Благодаря всем этим факторам на побережье Эгейского моря укореняется своеобразный тип общественной организации, для которой характерны ограниченная стратификация; объединение функций земледельца, воина, торговца и морского разбойника; отсутствие упорядоченной налоговой системы; организация общинной самообороны6. Уже сразу после «темных веков» греческие поселения являются городами-государствами, «полисами». Если в восточных деспотиях город враждебен сельским жителям, там живет царь, из него приходят за данью, то полис – это место, куда приходят земледельцы и рыбаки, чтобы обменяться своими товарами. Кроме того, полис обычно обнесен стеной, за которой можно укрыться от набега соседей. В обороне участвуют все мужчины полиса, поэтому затрат на профессиональную армию не нужно. Войны длятся недолго, те же мужчины успевают и производить продукцию. А значит, и все решения принимают они же вместе. Раз затраты на армию и царский двор меньше, больше продукта остается на содержание жрецов, ученых и художников. Так в V–IV веках до н. э. расцветает классическая греческая цивилизация.

Античность. Воспоминание о будущем

Что же собой представлял греческий полис? Как менялась его экономика в течение веков? Что происходило в общественной жизни? Сначала полис представлял собой продолжение родового строя. Это было сообщество нескольких родов. Там были свои вожди, но остальные жители были не подданными, а свободными земледельцами, которым полностью принадлежали плоды их труда. В полисе удалось решить основное противоречие аграрного мира – разделение населения на платящих дань и осуществляющих насилие. В полисе такого разделения не было, каждый житель был и земледельцем, и воином, и гражданином. В решении важных вопросов, например защиты полиса или, наоборот, нападения на соседей, принимали участие все, ну а конкретное руководство осуществляли избранные лидеры. На ранних этапах (VIII–VII веках до н. э.) еще существовало прикрепление земледельца к земле. Но поскольку никакой дани платить не надо было, то формируются простые и понятные земельные отношения. Земля принадлежит тому, кто пользуется ее плодами; он может распоряжаться ею по своему усмотрению: закладывать, продавать, обменивать7. Так возникла частная собственность на землю. Явление, которого еще долго после этого не было в остальном «восточном» мире. Юридически это закрепил греческий законодатель Солон в 594 году до н. э. С одной стороны, это создало стимулы хозяйствовать на земле более продуктивно, тем более, что существовала торговля, позволяющая реализовать излишки урожая. С другой стороны, те, кто продуктивно хозяйствовать не мог, продавали или закладывали свою землю и оставались без источника существования. Те, у кого получалось, шли в ремесленники, а многие становились иждивенцами государства, получали различные выплаты и раздачи. Работать наемным работником у землевладельца считалось несовместимым со статусом свободного человека. Для этого существовали рабы, как правило, пленники, результат успешных войн с другими народами (окружающими греков варварами). С тех пор закрепилось мнение о недопустимости и позорности подневольного труда, который олицетворялся с рабством, а рабство – с варварством. Правда, соотношение рабов и свободных было гораздо меньше (не более, чем 1:1), чем соотношение крестьянства и элиты (10:1) в «восточных» государствах. Но свободный свободному рознь. Наряду с древней аристократией землевладельцев появились новые богачи, новые «середняки» и новые бедные. Все это приводило к бурной общественной жизни. «Новые» требовали прав избирать власть на равных условиях со «старыми». В какой-то степени эти противоречия были урегулированы все тем же Солоном, который, кроме экономической, провел и политическую реформу, предоставив некоторые права средне-, мало- и вовсе неимущим. Разумеется, рабы никаких прав не получили. Можно предположить, что эти реформы и открыли путь к невиданному расцвету и могуществу Афин в следующие два века.

Могущество Афин в значительной степени было обусловлено их внутренней структурой, а именно, демократическим устройством. Власть осуществлялась избираемыми руководителями, обходилась сравнительно недорого. Некоторые функции выполнялись вообще добровольно, а на остальное хватало пошлин на ввозимые и вывозимые через порт Пирей товары и доходов от рудников. Прямые налоги в Афинах платили только иностранцы и проститутки. Зато армия не требовала расходов от государства. Каждый воин (он же земледелец) сам должен был обеспечить себе вооружение. Возражений это не вызывало, так как решение о войне принимали они сами. Даже строй армии был связан с демократией и патриотизмом. Это была фаланга воинов-гоплитов, у каждого из которых был щит, прикрывавший как самого воина, так и его соседа. Греческая фаланга была непобедимой в тогдашних войнах. А воевать было с кем. Экономический расцвет греческих полисов вызывал желание завоевать их у аграрных деспотий. Главную опасность для греков представляла Персия. Греко-персидские войны продолжались почти 50 лет (492–449 годы до н. э.) Такие названия как Марафон и Фермопилы и сейчас известны всему миру. Войны окончились полной победой греков. Персам, несмотря на их численное превосходство, пришлось отказаться от надежды покорить Грецию. Эта победа произвела огромное впечатление на весь мир Средиземноморья. С тех пор представление о преимуществе (в том числе и военном) демократии перед деспотией стало общепризнанным. Однако это преимущество действовало только в том случае, если война была короткой и воины крестьянского ополчения успевали вернуться к своим полям. Хотя война с персами и длилась долго, но сами битвы были непродолжительными. Уже следующие войны между союзами греческих городов, возглавляемыми с одной стороны Афинами, с другой – Спартой, выявили необходимость создания профессиональных армий. Попытки Афин переложить финансирование такой армии на своих союзников терпят провал. Империю Афинам построить не удается, слишком сильны в полисах, входящих в союз с Афинами, традиции свободы. Зато такую попытку делает находящееся недалеко Македонское царство. К середине IV века до н. э. ослабленная междоусобными войнами Греция уже оказалась под его властью. Хотя это было обычное «восточное» царство с единым царем и регулярной армией, культурно оно было под сильным влиянием Греции. Часть покоренных греков даже считали македонян своими. Многое заимствовали македонцы у греков и в военном отношении. Поэтому созданная Александром Македонским империя принесла на Ближний Восток очаги эллинизма – города, жившие по греческим традициям. Но только города. Вокруг них оставались прежние аграрные государства, с которых империя собирала дань, пользуясь существовавшими в этих государствах структурами. Правда, империя Александра Македонского просуществовала не долго. Зато традицию античности продолжил Рим. Возникновение Рима в центральной Италии, где жили латины, этруски, лигуры, происходит не в таких условиях, как греческих полисов. В VII веке до н. э. у будущих римлян нет ни торговли, ни пиратства. Это типичные крестьянские сообщества. Но все они находятся под сильным влиянием контактов с греческим миром. Поэтому и Рим становится городом-государством с демократией, частной собственностью и армией-ополчением. Законы 12 таблиц, принятые в Риме на 150 лет позже, во многом повторяют законы Солона. Но возможность продажи и заклада земли приводит к образованию большого количества неимущих, которые все время требуют от государства раздач и переделов земли. А землю государство получало, завоевывая окружающих Рим варваров. И делать это становилось все труднее. Армия, состоящая только из земледельцев, становится все меньше. Выходом явилась реформа Гая Мария (ок. 130 года до н. э.), которая разрешила служить в армии и безземельным. Их обеспечение взяло на себя государство. Для многих безземельных это был выход. Поэтому римская армия усилилась и завоевания продолжились. Зато расходы на армию возросли. Пока войны Рима приносили больше доходов, чем расходов, демократическое управление сохранялось. Войны с богатыми восточными государствами приносили дань, а войны с варварами приносили землю. Но к началу новой эры возможности таких «рентабельных» войн были исчерпаны. На востоке и юге владения Рима уже граничили с пустынями, а на севере и западе с воинственными германцами, от которых, наоборот, приходилось защищать свою территорию. Проблемы возникали и во внутренней жизни. Все меньшую роль играли процедуры выборов, главным становилось то, кого поддерживают многочисленные легионы. И в 30 году до н. э. Рим из Республики становится Империей. При первом императоре Августе численность Римской армии уже была 300 тысяч, а срок службы – 20 лет. Не очень похоже на крестьянское ополчение полиса… А империю приходилось защищать, финансовое напряжение нарастало. Хотя покоренные народы платили дань, но римские граждане налогов все еще не платили. Делались попытки продавать имущество государства, проводились конфискации (и «приватизация», и «рейдерские захваты», как мы сказали бы сейчас), ничего не помогало. Наконец, в начале III века, император Каракалла дал звание римских граждан всем жителям Империи и обязал всех одинаково платить налоги. Окончательно превратил Рим в аграрную деспотию император Константин, который в 324 году прикрепил крестьян к земле, чтобы легче эти налоги собирать. Он же, кстати, и перенес столицу в Константинополь. Римская Империя по существу (а к концу IV века и формально) разделилась на две части, Западную и Восточную. Последним императором, который правил обеими частями Римской Империи, был Феодосий. Его правление закончилось в 395 году. Восточная часть (Византия) продолжила существование в виде обычной аграрной деспотии, а Западный Рим просуществовал еще неполных 100 лет. На его месте возникло государство варваров-германцев, которое возглавлял уже не император, а король. Так закончился период античности в Европе. Но этот период не прошел бесследно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России"

Книги похожие на "Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Сарин

Михаил Сарин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Сарин - Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России"

Отзывы читателей о книге "Так говорил Егор Гайдар. Краткая история собственности и власти в мире и в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.