» » » Галина Абрамова - Психология человеческой жизни


Авторские права

Галина Абрамова - Психология человеческой жизни

Здесь можно купить и скачать "Галина Абрамова - Психология человеческой жизни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психология человеческой жизни
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология человеческой жизни"

Описание и краткое содержание "Психология человеческой жизни" читать бесплатно онлайн.



В программах высших учебных заведений России, где осуществляется подготовка специалистов для работы с людьми, есть курсы «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология» и «Психологическое консультирование». В этих курсах обязательны темы, в которых рассматриваются понятия о базовых характеристиках личности, личности как субъекта жизни, анализируются динамические образующие личности.

Пособие даёт возможность наполнить эти понятия конкретным содержанием, оно представляет собой один из вариантов психологического анализа жизненного пути людей в конкретных исторических условиях.

Оно также предназначено для студентов ссузов по дисциплинам «Психология», «Возрастная психология и педагогика», «Семьеведение», «Основы педагогики и психологии», «Психология общения».






Можно приводить очень много разных вариантов описаний жизни как целостного предмета, которые встречаются в психологической и философской литературе как обоснование различных вариантов воздействия человека на самого себя и на других людей. Для моей работы существенно важным является то, что выделение жизни как целостного предмета (при решении любых интеллектуальных проблем или конкретных задач) связано с описанием радости как особого качества жизни. Думаю, что читатель обратил внимание на то, что это качество присутствовало и в описаниях жизни авторами, которых я цитировала выше. Я не знаю специальной психологической литературы, посвященной радости жизни, но из той, что мне доступна и известна, можно понять, что радость практически всегда рассматривается как проявление жизненной силы человека.

Качество радости, которое можно оценивать этическими и нравственными критериями, тоже фиксируется разными понятиями. Так, можно говорить о злорадстве как проявлении разрушающей, но существующей в жизни силы, которая реализуется в особой форме отношения к жизни как целостности. Злорадство может быть торжествующим и бессильным, открытым и замаскированным, изощренным и тупым, постоянным и мимолетным и т. п. Сама радость тоже может быть истинной и фальшивой, вызывающей и скрываемой, внезапной и ожидаемой, окрыляющей и земной, яркой и тусклой, духовной и животной, интеллектуальной и мышечной и т. п. Все эти и множество других качественных характеристик, которые можно дать радости, позволяют еще раз показать существование жизни как предмета, имеющего неоднозначные проявления.

Антипод радости – уныние, и оно недаром относится к числу смертных грехов человека. Уныние отрицает жизнь в самом главном проявлении – в наличии силы для осуществления ее замысла, того замысла, который дан жизни человека ее Создателем.

У человека всегда есть соблазн впасть в уныние, т. е. отказаться от осуществления своей жизни, обесценить ее во всех проявлениях и этим показать себе и другим возможность своего воздействия на жизнь как явление. Противоречивость переживаний, вызванных унынием, состоит в том, что они одновременно показывают человеку наличие у него источников сил для жизни и уничтожают эти источники.

Человек, впавший в уныние, поддавшийся унынию, не перестает осознавать, что он, отказываясь от усилий по осуществлению замысла жизни, потенциально обладает возможностью реализовать эти усилия. По сути дела он отказывается от творческого начала в себе, которое воплощается (может и должно воплотиться) в осуществлении замысла его жизни.

Радость как особое переживание, вызываемое сопричастностью к живому, к жизни как целостности, открывает человеку наличие у него самого качества жизни. Чувство единения с миром, которое естественно несет радость, приобщает человека к таким проявлениям пространства и времени, как бесконечность и вечность. В радости человеку открывается наличие у него творческих сил, усилий и их назначение – созидание жизни.

Я пытаюсь найти ответ на вопрос о том, как и почему человек может, хочет и умеет сохранять свою радость от жизни, не прельщается унынием, в котором можно найти путь к нигилизму во всех его вариантах – от атеизма до варварства. Понимание радости как явления представляется мне необходимым для ответа на этот вопрос. Осознавая всю его сложность, беру на себя ту долю ответственности, на которую способна, и предпринимаю попытку анализа.

Исходные теоретические положения для этого анализа, думаю, можно найти в концепции или концепциях человека, которые есть в философской и психологической литературе. Я не буду прибегать к обширному литературному обзору, что само по себе могло бы составить предмет исследования, а попытаюсь сформулировать те идеи, которые позволят проанализировать радость человека как переживание, обусловленное его отношением к жизни как целостному предмету. Итак, основные идеи:

• переживание можно анализировать как единицу психической реальности;

• переживание всегда опосредовано свойствами воздействующего предмета и естественно включает механизм обратной связи, т. е. это не только реагирование, но и изменение реагирующей системы;

• наличие переживаний можно рассматривать как одну из существенных характеристик человеческой психики, так как они создают и структурируют индивидуальное психологическое пространство и время;

• содержание переживаний обусловлено свойствами как воздействующего предмета, так и воспринимающей системы, которые можно рассматривать как проявление природной данности человека;

• переживания имеют пространственно-временную организацию, опосредованную пространственно-временной организацией предмета переживаний, т. е. переживания имеют начало, протяженность и завершение, которые можно рассматривать как жизнь идеального объекта;

• пространственно-временная организация переживаний возможна на основании фиксации Я как данности психической реальности, организующей и ориентирующей жизнь идеальных объектов;

• возможность фиксации данности Я связана с существованием знаков, выполняющих помимо других и номинативные функции, которые позволяют человеку создавать специфические функциональные органы своей психики, обеспечивающие возможность проявления активности в разных пространствах и временах его жизни, объединяя или разделяя эти пространства и времена, например историческое пространство и время, психологическое, биологическое и социальное;

• фиксация данности Я позволяет человеку осуществлять движение в психологическом пространстве и времени, что связано с существованием различных позиций по отношению к Я; среди этих позиций важнейшим проявлением человеческой сущности является трансцендентальная позиция, позволяющая человеку выделять и переживать предельные понятия как предметы (например, Вселенная, Бог, Смысл и т. п.);

• Я способно обосновывать все виды своей активности, осуществляющейся на разных уровнях организации психической реальности в пространствах и временах проявления Я,

• возможности проявления Я обусловлены присутствием других людей, которые своим воздействием востребуют различные проявления Я как специфического образования, нетождественного другим предметам;

• в переживаниях человека в превращенной форме присутствуют другие люди, их воздействие;

• содержание переживаний – наличие предмета переживаний и отношение к нему – позволяет понять относительную независимость интеллектуальной позиции человека и его чувства;

• чувства человека как одно из проявлений содержания его переживаний конституируются наличием границ различных семантических пространств, создаваемых знаковыми системами, в которых фиксируются особенности активности функциональных органов психики; например благодаря им человек переживает пустоту, смысл, относительность, предельность, вечность, конец и т. п.;

• возможность выделения в переживании границ семантических пространств показывает человеку как наличие самих этих пространств, так и возможность отношения к ним с позиции как самого пространства, так и вне пространства; это проявление данности Я, создающей и преобразующей собственное бытие;

• за счет активности Я в границах семантических пространств у человека возникают чувства, обусловленные предметным содержанием семантических пространств как целостностей;

• предметность чувств – отличительная характеристика этого качества психической реальности от других проявлений эмоциональной жизни человека; именно ее наличие позволяет утверждать, что различные семантические пространства, оформляясь в своих границах, вызывают у человека переживания, адекватные их качествам;

• переживание наличия границ входит в жизнь человека в раннем детстве с понятием смерти; одновременно – это возможность обретения трансцендентальной позиции как стремления преодолеть смерть, бороться с ней силами Я, той данностью, которая обращает человека к поиску источников собственной жизни, начала начал;

• радость как содержание переживания возникает у человека при встрече с источником или источниками сил Я, которые позволяют ему ощущать себя неотделимым от начала начал, преодолевать любые границы предметов и семантических пространств;

• в радости человек преодолевает существование формальных логических отношений, где есть начало и конец, качество и количество, сложение и вычитание, причины и следствия и т. п.; где есть разделение бытия на предметы, не обладающие достаточной степенью прозрачности, чтобы быть единым миром;

• в радости человек достигает единения себя с миром, недаром рядом с предельным проявлением радости стоит смерть (помните, у А. С. Пушкина: «Восхищенья не снесла и к обедне умерла») или восторг, о котором говорят, что он делает человека сумасшедшим;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология человеческой жизни"

Книги похожие на "Психология человеческой жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Абрамова

Галина Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Абрамова - Психология человеческой жизни"

Отзывы читателей о книге "Психология человеческой жизни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.