» » » » Галина Абрамова - Практикум-хрестоматия по возрастной психологии


Авторские права

Галина Абрамова - Практикум-хрестоматия по возрастной психологии

Здесь можно купить и скачать "Галина Абрамова - Практикум-хрестоматия по возрастной психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Практикум-хрестоматия по возрастной психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум-хрестоматия по возрастной психологии"

Описание и краткое содержание "Практикум-хрестоматия по возрастной психологии" читать бесплатно онлайн.



Задача книги – показать читателю возможности решения вопроса об уровне и норме психологического развития конкретного человека. Что, как и почему необходимо изучать для характеристики психической реальности человека обсуждаются в этом практикуме.

Книга адресована студентам высших учебных заведений изучающих психологию развития и возрастную психологию как специальные дисциплины, она может быть полезна в профессиональной работе учителей, врачей, юристов, практических психологов.






Таблица 3

Структура содержательного разнообразия (в %)


Таким образом, динамика содержания сочинений позволяет судить о росте конкретности отражения, о росте разнообразия его предметности и о перестройке структуры разнообразия по взятым категориям: о снижении актуальности поведения в сравнении с повышением актуальности интерпретации при относительной устойчивости места, которое занимает оценка.

Алгоритм оценки содержательного разнообразия

1. Определение предметной области, с позиций которой будет рассматриваться содержание. Что в общем и целом нас интересует в данном тексте или в данных текстах?

2. Определение основных категорий анализа:

2.1. Дедуктивно: на основе представлений аналитика об основных компонентах – сторонах – данной предметной области. Априорное – до опыта – выделение тем, подтем, микротем, которые могут (или должны) быть раскрыты в тексте;

2.2. Индуктивно: на основе впечатления от подлежащего анализу текста (текстов). О чем именно в нем говорится? Выделение тем, подтем, микротем, фактически раскрытых в тексте (текстах).

3. Выделение в тексте единиц счета – слов и/или выражений – и распределение их по категориям.

4. Подсчет количества различных единиц L и частоты каждой из них f, где i = 1, 2…. L.

5. Расчет относительной частоты – частотности р^ – для каждой из выделенных единиц содержания как отношения ее частоты f к общей сумме всех единиц Х1, с точностью до одной сотой (0,01):

f 15’tf

(как показывает практика, большая точность здесь не требуется).

6. Оценка разнообразия, или неопределенности, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах):

h, = – Р, log; р» бит.

На практике используется таблица перехода от относительных частот р к оценкам неопределенности li (таблица 4).

7. Подсчет суммарной оценки разнообразия для каждой категории анализа и для текста в целом:

L

Н = I h, бит.

8. Оценка доли общего разнообразия (в %), приходящейся на отдельные категории – темы, подтемы, микротемы… – в рамках текста.


Таблица 4

Значения h= – plog^p, в битах. Выдержки из таблицы 20А (по: 9. С. 244–245)

Пример реализации алгоритма

Возьмем самый простой случай из четырех рассмотренных: сочинение четвероклассницы Б. М.

«У меня есть подружка Света. Мы очень давно познакомились. Ходили в один садик, учимся в одном классе. На улице мы играем в мячик, в прятки, в догонялки. Мы друг друга не оставляем в беде. Света очень хороший друг! У меня есть сестренка. Света помогает мне с ней нянчиться».

1. В сочинении выделяется то, что характеризует друга.

2. Основные категории анализа определяются в данном случае дедуктивно: на основе сформулированных выше соображений о генезисе сознательного образа человека. Это фиксация поведенческих актов, различные оценки и интерпретация.

3. Выделение в тексте единиц содержания – слов и/ или выражений – и распределение их по категориям (таблица 5).

Таблица 5

Распределение единиц счета по категориям при анализе сочинения четвероклассницы Б. М.


4. Подсчет количества различных единиц L и общего их количества f (таблица 6, столбцы 2 и 3).


Таблица 6

Оценка единиц, категорий анализа и текста в целом (сочинение четвероклассницы Б. М.)


5. Расчет относительных частот – частотностей р^, таблица 6, столбец 4.

6. Оценка разнообразия, или неопределенности, отдельных единиц по К. Шеннону, в битах (li).

В таблице 4 строки содержат десятые доли относительных частот р^, столбцы – сотые доли. Для каждого значения частотности р на пересечении соответствующих строки и столбца находим нужное значение неопределенности h. Для р=0,10 п=0,332; для р=0,20 п=0,464 бит. (См. столбец 5 в таблице 6.)

7. Расчет оценки разнообразия для каждой категории и для текста в целом: таблица б, столбцы 5 и 6. Разнообразие категории «поведение» Н^ =1,66 бит, категории «оценка» Нд = 1,13 бит, категории «интерпретация» Н^ = 0,33 бит. Общее тематическое разнообразие сочинения в данном случае Н = 3,12 бит.

8. Оценка вклада категорий в общее содержательное разнообразие текста (в %): таблица 6, столбец 7.

Определяется как отношение категориального разнообразия к общему, умноженное на 100 %. Для поведения это примерно 53 %, для оценки – 36 %, для интерпретации – 11 %.

Заключение

Очевидно, что можно оценивать содержательное разнообразие и в отдельных текстах, и в их фрагментах, и в группах текстов. Нас может интересовать соотношение различных подтем, микротем в одном сочинении; может интересовать сравнение в этом плане различных сочинений. Можно проследить, как изменяются взгляды отдельного ученика по мере обучения. Можно дать сравнительную оценку взглядов в группе учащихся и обобщенную оценку взглядов на уровне совокупного субъекта, например класса.

Возможен разный масштаб измерения. Так, могут учитываться все единицы содержания, как это сделано в приведенном примере. Могут учитываться только самые устойчивые из них. Критерий устойчивости – повторяемость единиц, абсолютная или относительная частота их.

Цели и средства анализа определяют выбор основания и подходящего порога устойчивости. При внимании к текстовой области как к целому за основание – 100 % – может быть взят весь «массив» содержательных единиц. Тогда самые устойчивые из них характеризуются тем, какую часть области перекрывают. При внимании к текстам (фрагментам) как к отдельным представителям области основанием может стать их общее количество – количество «окон» текста, выступающих в роли единиц наблюдения. Здесь устойчивость описывается числом «окон», в которых есть данная единица.

Оценку содержательного разнообразия можно рассматривать как завершающую ступень собственно контент-анализа текста. Следующие шаги описания его должны быть сделаны уже в направлении к синтезу: сначала – на уровне элементов, затем – на уровне целого.

При установке на развивающее обучение к анализу сочинений с использованием объективных процедур можно и нужно привлекать самих учащихся. Педагогический опыт однозначно свидетельствует в пользу этого. Концептуально и методически опосредствованная работа со словом способствует развитию речевого интеллекта, развитию сознания в целом.

С внедрением компьютеров в повседневность появляется возможность для обработки любого текста по заданным алгоритмам с помощью различных программ. ЭВМ освобождает аналитика от огромной рутинной части исследования, оставляя за ним творческую часть: разработку систем актуальных категорий и осмысление результатов.

Литература

1. Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. – М., 1986. – С. 18.

2. Беккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – T. I. – Л., 1974.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т. 2. – М., 1982.

4. Дридзе Т. М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников //Методы сбора информации в социологических исследованиях. – Кн.2. – М., 1990. – С. 85–102.

5. Еремеев Б. А. О роли этнического фактора в интерпретации мимики //Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. – Краснодар, 1978. – С. 144–148.

6. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд., перераб. – М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Анализ текста.

Для работы в диадах (парах) студентов или слушателей

Инструкция: «1. Напишите на листочке бумаги одно законченное предложение. 2. Передайте свой листок бумаги соседу – партнеру по диаде. 3. Напишите в течение 10 мин небольшой связный текст, используя в качестве его основной смысловой единицы предложение вашего партнера».

Цель задания: осознать существование смысловых единиц, отрефлексировать их различные формы в тексте.

Ход задания: после выполнения задачи составления текста его анализируют в группе, обсуждая следующие вопросы: 1. Что понимал автор каждого текста под смысловой единицей? 2. Можно ли восстановить (пусть примерно) первоначальное предложение, которое было исходной смысловой единицей? 3. Насколько совпадает понимание автором текста исходного предложения с пониманием его коллеги – участника диады?

Результаты обсуждения фиксируются в выводах, отражающих результаты работы группы.


Задание № 2. Контент-анализ текста

Цель задания: выделить существование в тексте самых разных возможностей для построения единицы анализа.

Ход задания: группа разбивается на подгруппы, каждая из них независимо друг от друга выполняет задание, доводя его до логического конца, т. е. подсчитывая, сколько в тексте смысловых единиц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум-хрестоматия по возрастной психологии"

Книги похожие на "Практикум-хрестоматия по возрастной психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Абрамова

Галина Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Абрамова - Практикум-хрестоматия по возрастной психологии"

Отзывы читателей о книге "Практикум-хрестоматия по возрастной психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.