» » » » Галина Абрамова - Психологическое консультирование. Теория и практика


Авторские права

Галина Абрамова - Психологическое консультирование. Теория и практика

Здесь можно купить и скачать "Галина Абрамова - Психологическое консультирование. Теория и практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психологическое консультирование. Теория и практика
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое консультирование. Теория и практика"

Описание и краткое содержание "Психологическое консультирование. Теория и практика" читать бесплатно онлайн.



В книге обобщен опыт отечественных психологов и автора по организации и осуществлению одного из видов профессиональной деятельности психолога – консультирования. В работе описаны конкретные факты и дан их теоретический анализ, сформулированы задачи для тех, кто изучает психологическое консультирование как учебный предмет.

Учебник соответствует ФГОС 3+ и предназначен для студентов вузов, изучающих дисциплины «Основы консультативной психологии», «Специальная психология», «Общепсихологический практикум», «Психодиагностика», «Психология стресса», «Психология семьи».

Издание также предназначено для студентов ссузов, изучающих дисциплины «Психология», «Возрастная психология и педагогика», «Семьеведение», «Основы педагогики и психологии», «Психология общения».

Книга может быть полезна также психологам, педагогам, социальным работникам, врачам и всем изучающим психологию.






Именно он требует от психолога проявления тех Я-усилий, которые не являются специфическими для других видов профессиональной деятельности психолога – это усилия по различению качеств Я и качеств психической реальности как своей собственной, так и другого человека. Это обеспечение динамики и своей психической реальности, и другого человека с целью создания их новых качеств, способствующих восстановлению логики индивидуальной жизни человека, на которого направлены воздействия психолога.

Итак, культурно-историческая теория Л. С. Выготского дает возможность анализировать ситуацию психологического консультирования как ситуацию профессиональной деятельности психолога, если учитываются следующие ее положения:

• единицей психической жизни человека является переживание;

• переживания структурируются знаками;

• знаки опосредуют решение человеком задач;

• задачи возникают во взаимодействии с другим человеком как содержание «зоны ближайшего развития»;

• взаимодействие с другим человеком приводит к качественным изменениям в его психической реальности;

• качественные изменения существенно перестраивают содержание переживаний человека.

Эти положения теории Л. С. Выготского можно дополнить данными современной психологии:

• о текстовой природе психического;

• о неоднородности качеств психического;

• об уровневой природе психического;

• о природности качеств Я и обусловленности ими текста психической реальности;

• об искусственной – знаковой – природе границ психической реальности и возможности появления ее новых качеств;

• о влиянии Я как типа позиции на содержание взаимодействия одного человека с другим;

• о разной степени воздействия человека на человека при совместном решении ими задач.

Открытость теории Л. С. Выготского к данным современной психологии как науки и практики о возможностях воздействия человека на человека является показателем ее развитости и восприимчивости, что позволяет уточнять ее парадигму и получать с ее помощью новые факты.

Так, есть все основания для внесения в парадигму культурно-исторической теории представления о задачах взаимодействия, которые структурируют «зону ближайшего развития» человека и могут не только способствовать, но и препятствовать появлению качественных новообразований в психической реальности взаимодействующих людей.

Анализ ситуации психологического консультирования подростков позволил, например, выявить существование качественно различных задач, их взаимодействия с теми взрослыми, которые влияли на становление и индивидуальности подростков, на характеристики их самосознания как важнейшего новообразования этого возраста. Исследование особенностей взаимодействия взрослого и подростка, способствующего становлению его самосознания, привело к выводу о том, что условием постановки и решения таких задач является существование обобщенного представления о человеке, которое доступно и взрослому, и подростку, но в разных формах персонификации.

Именно персонификацией этого обобщенного представления о человеке в соответствии с особенностями Я взрослого и Я подростка занимается психолог при психологическом консультировании. Он способствует созданию Я-знаков для каждого участника консультирования. Через обозначение в словах-знаках (слове) содержания своего самосознания как самообоснования подросток создает собственный теоретический мир, свой идеальный объект – свое Я.

Обосновываемое воздействует на основание не только в научной теории при построении теоретического объекта, но и в обыденном индивидуальном сознании человека, когда он решает задачу персонификации обобщенного представления о человеке в самообосновании своей активности, когда по отношению к нему эту же задачу решают другие люди.

Психолог в ситуации психологического консультирования осуществляет функциональную связь между имеющимися теоретическими знаниями и свойствами теоретического объекта, создающегося в результате его взаимодействия с другим человеком. Таким объектом является теория, позволяющая как психологу, так и другим участникам этой профессиональной деятельности целостно воспринимать индивидуальную жизнь человека. В свое время Т. Кун, вводя понятие научной парадигмы, говорил о том, что она подобна ящику, в который пытаются втиснуть природу. Но теоретические разработки предпринимаются не потому, что они имеют собственную ценность, а потому, что они смыкаются с научным экспериментом, клиническим наблюдением – другими способами получения научного знания.

Их цель заключается в том, чтобы найти новое применение парадигмы или сделать найденное применение более точным. Необходимость такого рода работы обусловлена огромными трудностями в применении теории к природе, в том числе к природе человека.

В моей работе с подростками в ситуации психологического консультирования «огромные трудности» выражались в необходимости анализа условий, создающих предпосылки для развития самосознания подростков как обоснования ими их активности, содержанием нравственных категорий и прочих обобщенных средств и способов осуществления взаимодействия с другими людьми и с собой.

В материале, который давала практика психологического консультирования, удалось выделить типы задач взаимодействия, которые показывают различные варианты обоснования человеком его Я. Содержание этих задач предполагает движение к одной цели, объединяющей все их конкретное многообразие как общее содержание взаимодействия людей. Эту цель можно сформулировать следующим образом: выделение, фиксация и трансляция качеств своего Я как обоснование активности. Цель уже связана с действиями – выделение, фиксация, трансляция. Все это возможно при использовании Я-знаков. Необходимость в Я-знаках появляется только в присутствии другого человека и во взаимодействии с ним. Это обязательное условие самообоснования человеком своей активности как проявление Я.

Удалось выделить варианты (типы) человека с качествами своего Я, которые определяют их проявление во всех текстах человека. Эти варианты принципиально отличаются строением Я-знаков, выделяющих, фиксирующих и транслирующих качества Я.

Первый вариант существования Я-знаков состоит в том, что человек отождествляет себя, свое Я с недифференцируемым знаком «все люди» («Я, как все», «У меня, как у всех», «Я, как все нормальные люди», «Никто ничего плохого обо мне не скажет», «Всем свойственно ошибаться», «Все врут», «Все хотят иметь больше, а отдавать меньше» и т. п.). Текстовые проявления этого Я-знака показывают, что в индивидуальном сознании человека Я-знак строится в соответствии с принципом сравнения людей по любому основанию и результаты (результат) этого сравнения используются для обоснования собственной активности, т. е. для самообоснования.

Нетрудно представить последствия такого обоснования – если возникает ситуация Я-усилий, человек оказывается неспособным к их организации. У него нет для этого психологического «материала» – знаков, обеспечивающих психическую реальность Я. Отсюда слабость волевых усилий, самоорганизации, рефлексии и других проявлений качеств Я, необходимых для его презентации в психической реальности.

В психологии традиционно говорят об орудиях психики – знак является универсальным орудием, который может замещать, воплощать любое свойство предмета, каким бы сложным он ни был, таким, например, как Я человека.

Читатель легко найдет множество бытовых примеров того, как человек (или люди) с подобным типом презентации своего Я в самобосновании оказывался предельно зависимым от других людей и не осознавал этого. Он сам таким образом отказывал себе в Я-знаках как в реальности существования своего Я.

В психологическом консультировании работа с таким типом встречи человека с собственным Я как вариантом самообоснования активности направлена на создание условий для осознания таким человеком возможности самообоснования через систему Я-знаков, отражающих Я-усилия этого человека по организации им его психической реальности.

Второй тип встречи человека со своим Я, его выделение, фиксация и трансляция связаны с функционированием особого знака обозначения индивидуальности, в любой социальной ситуации есть такие варианты знаков для фиксации индивидуальности, как различия между людьми.

Это те идеи, знаки которых выражаются в словесной формуле «Все люди разные».

Такая идея воплощается во многих вариантах знаков, позволяющих человеку фиксировать свою уникальность, неповторимость, а следовательно, изменчивость и непостоянство Я.

Изменчивость, возможность бесконечной трансформации становятся тем знаком, который определяет обоснование активности, входит как необходимый элемент в структуру Я-знака. Я-усилия людей этого типа разнонаправлены, они не имеют четко обозначенного обоснования, в известном смысле эти люди непредсказуемы даже для себя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое консультирование. Теория и практика"

Книги похожие на "Психологическое консультирование. Теория и практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Абрамова

Галина Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Абрамова - Психологическое консультирование. Теория и практика"

Отзывы читателей о книге "Психологическое консультирование. Теория и практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.