» » » » Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник


Авторские права

Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник
Рейтинг:
Название:
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-288-05583-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник"

Описание и краткое содержание "Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник" читать бесплатно онлайн.



В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д., дается подробный анализ психической травматизации у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования ПТСР. Как последствия психической травматизации описаны различные виды зависимостей и факторы риска их возникновения.

Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, клинических психологов, специализирующихся в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций, а также может представлять интерес для специалистов экстремального профиля, работающим с психической травмой.






Л. И. Анциферова (1990) считает, что интеграция личности с настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей, переходу на новые уровни развития. Исследуя поведение личности в трудных жизненных ситуациях, она выявила различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные кризисные события.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова история становления взглядов зарубежных исследователей на природу травматического стресса?

2. Какие исследователи занимались изучением проблем комбатантов Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн в России?

3. Какие события второй половины XX в. стали стимулом для отечественных научных исследований ПТС?

4. Опишите направления исследований «Лаборатории психологии посттравматического стресса и психотерапии».

5. В каких исследованиях отражена тема экстремальных условий служебной деятельности сотрудников профессий экстремального профиля?

6. Каковы направления деятельности психологической службы МВД и МЧС России?

Литература

Основная

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие. М., 2000.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

Практикум по психологии посттравматического стресса / под ред. Н. В. Тарабриной. СПб., 2001.

Пушкарев А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М., 2000.

Дополнительная

Абдуллин А. Г. Психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф: на примере Уральского региона: автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2005.

Ахмедова X. Б. Изменения личности при посттравматическом стрессовом расстройстве: по данным обследования мирного населения, пережившего военные действия: автореф. дис… докт. психол. наук. М., 2004.

Ашанина Е. Л. Психология копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии: автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2011.

Зиньковская С. М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: автореф. дис… докт. психол. наук. М., 2007.

Исаева Е. Р. Совпадающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза: автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2010.

Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2000.

Снедков Е. В. Боевая психическая травма (клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы): автореф. дис… докт. мед. наук. СПб., 1997.

Стрельников А. А. Патогенез посттравматических стрессовых расстройств у ветеранов локальных военных конфликтов: автореф. дис… докт. мед. наук. СПб., 1998.

Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход: автореф. дис… докт. психол. наук. М., 2008.

1.3. Объект психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Приступая в рассмотрению объекта изучения психологии кризисных и экстремальных ситуаций, необходимо исходить из того, что ведущей целью нашего раздела психологии является определение необходимости оказания психологической помощи человеку, оценка объема этой помощи, определение направления и условий её оказания, сил и средств, необходимых для предупреждения нанесения ущерба человеку в связи с ситуацией, в которой он находится, а если ущерб нанесен, то для минимизации его последствий.

При этом крайне важно сознавать, что в действительности происходит и как в это происходящее включен человек, какие проявления психической деятельности не требуют вмешательства, когда же вмешательство становится желательным, а когда – обязательным.

Мы исходим из следующего положения:«…для изучения сложных объектов, каким является человек, наиболее плодотворны системный подход и теория об упорядоченности природных феноменов. В ней постулируется, что эти феномены образуют иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы. Каждый из уровней представляет собой организованное динамическое целое и требует своих уникальных критериев для исследования и объяснения.

Каждая система выступает компонентом системы более высокого уровня, включает в себя характеристики и подвержена влиянию той системы, частью которой является. Ни одна из подсистем не статична и наряду со способностью к стабильности обладает способностью к изменению.

Такое разделение на отдельные уровни, которые рассматриваются как неделимое целое, со своими законами, является наиболее плодотворным для науки. В физике и химии понятия молекулы, иона, атома, элементарной частицы, кванта позволили создать достаточно полную картину строения материального мира. Для психологии точкой отсчета является человек с его переживаниями и поведением, который находится в центре континуума природы» (Гурвич И. Н., 1999).

Для понимания исследуемых феноменов исключительно важными являются определение и разделение уровней описания, определение законов, управляющих процессами на каждом уровне и их взаимодействий при межуровневых отношениях, то, о чем писал Л. С. Выгодский при определении уровня постановки психологического диагноза, когда на эмпирическим уровне мы конкретизируем наблюдаемые явления, на этиологическом определяем действующие механизмы, а на уровне типологического диагноза, предоставляем этим явлениям место в целостной картине взаимодействия человека и среды, делая прогноз исхода данного взаимодействия в рамках протекающей ситуации.

Психологу необходимо учитывать не только особенности психической деятельности, но и адекватность ее условиям, в которых протекают она и ее продукт.

В психологии системный подход при всей его привлекательности скорее предлагается, чем реализуется, из-за наличия множества точек зрения различных психологических школ, что закономерно в связи с невозможностью человека одновременно охватить все сферы функционирования объекта исследования, а зачастую и правильно определить этот объект.

Изучение человека исходно затруднено тем, что человек является элементом сразу нескольких систем. Очень часто не удается определить, какой уровень системы и какие механизмы, изучаются. Так, человека можно рассматривать как организм, т. е. и как сложную систему взаимодействия клеток, органов и систем, и как индивида с его уникальными морфофункциональными характеристиками, и как личность (на уровне функционирования человека в социальных системах), и как биоты (при функционировании его в рамках природы и человечества). Особое значение для жизнедеятельности и деятельности человека имеют его роль в малых, средних и больших социальных группах и происходящие в этих группах процессы.

Психологи наблюдают и изучают индивидуальные механизмы регуляции жизнедеятельности человека, модулирующее влияние среды и управления деятельностью человека, этапы его роста и развития, адаптации, болезни, восстановления, выздоровления, отношения внутри разнообразных коллективов и место в функционировании человечества в целом, что одномоментно практически невозможно и приводит к специализации и разделению психологии на множество отраслей.

Психология кризисных и экстремальных ситуаций также ограничена, ее граничные условия – исход взаимодействия человека и среды. При этом принципиально важным при определении исхода является ущерб, нанесённый человеку или системам (социальным группам). Психологу необходимо учитывать вероятностный характер нанесения ущерба. Иногда ущерб субъекту наносится случайно, в ряде случаев нанесение ущерба связано с внутренними факторами, свойствами субъекта, в других – ущерб закономерно возникает в результате пребывания в данной среде обитания.

Психологу необходимо ориентироваться во внутренних и внешних факторах, определяющих исход, уметь оценить динамику взаимодействия для того, чтобы разделять ситуации на те, в которых психическая деятельность протекает хотя и на пределе возможностей, но адекватна условиям, и человек справляется с ними, и на ситуации, в которых человек самостоятельно не может с ними справиться, и ему необходимо оказать помощь.

В экстремальных и чрезвычайных ситуациях для предотвращения ущерба или ликвидации его последствий привлекаются специалисты (военнослужащие, сотрудники МВД, сотрудники МЧС), а психологи должны обеспечить взаимодействие между ними при оказании помощи. При этом психологу приходится учитывать собственные ресурсы оказания помощи в разных ситуациях, объективно не позволяющих осуществить её в полном объеме.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник"

Книги похожие на "Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.