» » » » В. Болоцких - История России в самом сжатом виде. Учебное пособие


Авторские права

В. Болоцких - История России в самом сжатом виде. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "В. Болоцких - История России в самом сжатом виде. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История России в самом сжатом виде. Учебное пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России в самом сжатом виде. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История России в самом сжатом виде. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Более ста лет назад В. О. Ключевский написал «Краткое пособие по русской истории» («Краткий курс русской истории»). Оно было предназначено для быстрой подготовки к экзаменам, пользовалось большой популярностью и много раз переиздавалось. Современных школьников и студентов большое количество букв пугает ещё больше, чем гимназистов и студентов при жизни Ключевского. Даже не собираясь соревноваться в красочности стиля, предлагаю современный вариант краткого пособия с учётом протекшего столетия.






Верования и обряды. В верхнем палеолите появились первые формы религии: тотемизм, культ предков, поклонение силам природы. Тотемизм – это представления о том, что все люди одного человеческого коллектива и животные, мясо которых они едят, имеют одного предка. Культ предков – это вера в существование духов умерших людей, в том числе предков. Природа и её конкретные объекты наделялись душой, сознанием, возможностью влиять на жизнь людей. Появилась вера в то, что с помощью определённых действий можно добиться удачи на охоте и в других делах (магия). Охотничья магия оставила следы в виде очень реалистических красочных рисунков животных на стенах пещер и на скалах.

Люди древнего каменного века хоронили умерших около своих очагов, в пещерах и, вероятно, быстро забывали о них. Могилы неолита занимают особые места отдельно от дома (кладбище) и сделаны очень аккуратно. Тело умершего помещали в могилу нередко в сидячем положении. Вокруг клали различные вещи. Это говорит о том, что у тех, кто хоронил мертвых, были определённые представления о жизни после смерти.

Явление смерти очень сильно удивляло и поражало людей. Человек, который умер, ещё недавно двигался, говорил, ел, работал. Теперь неподвижно лежит, а его тело стало холодным. «Он ушёл», – говорили люди о нём, осталось только жилище (тело), в котором он «жил». Но у мёртвого сохранилось сходство с живым. Из этого делали вывод, что ушедший – это двойник, копия того существа, которое осталось теперь неподвижным телом. При жизни двойник был внутри тела, от него шло тёплое дыхание, он был «дух». Поэтому думали, что двойник, или дух похож на пар и, как пар или ветер легко улетает.

При наступлении смерти дух или душа совсем уходит из тела. Но дух может также уходить из тела временно, например, во время сна. Дух может уходить из тела, но без тела жить не может. Потеряв своё прежнее тело, дух ищет другое. Из человека дух может перейти в зверя, птицу. Духу будет плохо, если он не сможет найти новое тело. Дух в таком случае будет мучить своих живых родственников, пугать их во сне, во время непогоды. Поэтому надо избавиться от него, для этого запереть ему вход назад в дом, отогнать его криками или обманом. Другой способ избавиться от духа – это позаботиться о нём, успокоить его, т.е. дать ему возможность жить в прежнем теле. Для этого нужно похоронить умершего человека в земле или под камнями. В могиле надо дать умершему всё, что требуется человеку в обыкновенной жизни: положить туда орудия труда, оружие, одежду, украшения. Надо время от времени делиться с духом умершего пищей и питьём, т.е. носить их на могилу, класть и выливать там или в особые дни отделять часть из домашней еды, ставить наружу и вспоминать умершего за столом. Умершего кладут в согнутом положении, в каком бывает рождающийся младенец: потому что верят, что он снова родится.

Если умерший был сильным человеком, например, главой (отцом) большой семьи или вождём (предводителем) рода или племени, то его дух после смерти получал особый почёт. Его боялись ещё больше чем прежде: он мог невидимо появляться, всякую беду приписывали его гневу.

Люди верили, что вокруг них находится много духов. Эти духи вышли не только из людей. Всё живое человек представлял себе похожим на него, на человека. Духи живут в животных, особенно в тех, которые кажутся человеку таинственными, странными, например, в змеях. Но духи живут также в деревьях, в ручьях, реках и даже в камнях. Эти духи могут быть как злыми, так и добрыми по отношению к человеку.

Божества (боги) — самые сильные духи. Хорошего отношения божества (бога) люди стремились добиться тем, что давали ему на съедение самое лучшее, что имели, например, быка или телёнка. Кровь убитого животного выливали на землю, отдавали божеству, духу. Люди думали, что божество напьётся тёплой крови, оживёт, получит силу, чтобы помогать людям. Это называется приносить жертву, а принесённое в жертву животное называется жертва. Иногда в жертву приносили человека. Такое случалось в случае больших бед и несчастий.

Руководили похоронами умерших людей, проводили обряды по защите от злых духов и божеств и по привлечению добрых богов на свою сторону, приносили жертвы особые люди. Эти люди были хранителями знаний, накопленных людьми, родовых обычаев, обрядов. Таких людей называют жрецами.

2. Славяне в древности

Большинство населения России составляют русские. Русские относятся к славянам. Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В настоящее время в эту группу входят восточные славяне – русские, украинцы и белорусы; западные славяне – поляки, чехи, словаки; южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

Предки славян уже несколько тысячелетий назад жили в Средней и Восточной Европе между рекой Днепр на востоке, Карпатскими горами на юге, рекой Одра на западе и Балтийским морем на севере. Они занимались земледелием и скотоводством.

Восточнославянские племена образовались на территории Восточной Европы в середине I тыс. н. э. Это были: словене (ильменские славяне), кривичи, полочане, дреговичи, вятичи, радимичи, северяне, древляне, поляне, бужане, волыняне, дулебы, тиверцы, уличи.

В Восточной Европе имеются небольшие возвышенности и обширные низменности, много рек и болот. Рельеф Восточной Европы не мешал расселению славян. Речные долины с плодородными почвами и травами имели большое значение для развития земледелия и скотоводства. Реки были важнейшими путями сообщения и местом рыбной ловли.

По климатическим условиям Восточная Европа относится к умеренному поясу. Зима холодная, особенно на севере, а лето прохладное. На юге зима мягче, а лето теплее.

С типами климата связаны растительные зоны. Северо-восток находится в зоне тайги. Основная часть земель находится в полосе смешанных лесов и лесостепной зоне. На самом юге идёт полоса степей.

Типы почв также меняются с севера на юг: неплодородные почвы тайги, затем более плодородные почвы смешанных лесов. Самые плодородные почвы – в лесостепи и степи. Различные климатические условия являлись причиной различных систем земледелия.

Древнерусские растительные зоны (тайга, смешанные и лиственные леса, лесостепь и степь) имели те же виды растительности, что и сейчас (сосна, ель, берёза, дуб, сосна, осина и другие), только лесов было больше. В лесах Древней Руси были самые разные животные: медведи, белки, лоси, кабаны, соболи, олени и др.

Приёмы земледелия — перелог, подсечное земледелие — были примитивными. Перелог – это смена пашни в степи или лесостепи по мере её истощения. Подсечное земледелие — это вырубка деревьев и их сжигание. Очищенное от деревьев место использовалось под пашню. Славяне в IX – XII веках выращивали много злаков (твёрдую и мягкую пшеницу, ячмень, просо, рожь, гречиху), огородных растений (репу, тыкву, капусту, огурцы, лук, чеснок, хмель), а также лён и коноплю.

С развитием орудий труда и способов обработки пашни славяне стали использовать новые формы земледелия — двухполье и трёхполье. При двухполье пашня делилась на две части – половина пашни вспахивалась и засевалась, другая отдыхала. При трёхполье пашня делилась на три части – одна треть пашни засевалась весной (яровые посевы), вторая часть засевалась осенью (озимые посевы), третья часть отдыхала (находилась под паром). Эти формы земледелия увеличивали производительность труда в 10—15 раз. Теперь один человек мог делать то, что раньше делало много людей, так как не нужно было часто очищать землю от деревьев. Но при новых формах земледелия снижалось плодородие пашни. В южной полосе, где пахотный слой был глубоким, использовался плуг. В лесной зоне, где почвенный слой был неглубоким и в нём находилось много корней вырубленных деревьев, использовалась соха.

Было развито животноводство (лошади, коровы, овцы, свиньи, куры).

Уже в VII – IX веках у славян были развиты ремёсла: обработка металлов, гончарное, ткацкое и сапожное дело, стеклоделие, обработка дерева и кости.

Особенно широко было распространено кузнечное ремесло. Кузнецы делали орудия труда для земледелия (плуги, сохи, серпы), оружие (мечи, боевые топоры, сабли, кольчуги).

С развитием ремесла и торговли связан рост городов. Для IX – X вв. летопись называет 25 городов, в XI в. число городов увеличивается до 89, а к концу XII в. – до 224.

Природные условия и развитие производительных сил определяли характер поселений и семейных отношений. Сельские поселения того времени делятся на два типа: открытые (без оборонительных сооружений) и с оборонительными сооружениями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России в самом сжатом виде. Учебное пособие"

Книги похожие на "История России в самом сжатом виде. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Болоцких

В. Болоцких - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Болоцких - История России в самом сжатом виде. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История России в самом сжатом виде. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.