» » » » Андрей Булах - По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора


Авторские права

Андрей Булах - По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора

Здесь можно купить и скачать "Андрей Булах - По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Булах - По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора
Рейтинг:
Название:
По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05640-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора"

Описание и краткое содержание "По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора" читать бесплатно онлайн.



Два православных собора – Казанский в Петербурге и Успенский в Хельсинки – являются важными архитектурными доминантами центральной части этих городов. В книге рассказано об истории замысла и создания соборов, их духовном смысле, архитектуре зданий, богатом каменном убранстве. Читатель сможет получить ответы на следующие вопросы: какой камень и почему избран для строительства, в чём художественный смысл его применения, как история и культура отразились в камне, какие проблемы возникали при реставрации каменного декора Казанского собора.

Книга адресована искусствоведам, историкам, реставраторам, геологам, краеведам и студентам соответствующих направлений образования, а также широкому кругу читателей.






Граф и графиня Северные посетили Псков, побывали в Киеве (он был в те времена недалеко от границы России; рис. 3) и 10 ноября 1781 года добрались до Вены. Там они оставались до 24 декабря, занятые матримониальными и дипломатическими делами Романовых, а затем направились в Венецию, Неаполь, Рим. В Вечный город они прибыли 12 февраля 1782 года, через пять месяцев после начала своей поездки.



Рис. 2. Вид Невского проспекта с церковью Рождества Пресвятой Богородицы на заднем плане: а) гравюра Г. А. Качалова по рисунку М. И. Махаева (старая надпись под рисунком: Проспект Непской перспектипной дороги от Адмиралтеиских триумфальных ворот к востоку); б) гравюра Бенуа. Строганов дворец в нач. XIX в.


Рис. 3. Карта Европы. 1794 г.


Рис. 4. Собор Св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1750-е годы


Собор Св. Петра в Ватикане (рис. 4) был уже знаменит в то время. Его полное обновление началось в 1506 году по воле папы Юлия II. Точнее, собор называется так: Большая Базилика ди Сан Пьетро в Ватикане. Он воздвигнут на том месте, где во времена, наступившие после официального признания христианства Святым Равноапостольным императором Константином Великим, над гробницей св. Петра была построена в 340-360-х годах первая базилика. Потом она достраивалась и перестраивалась и, наконец, в 1500-х годах, начала постепенно уступать своё место новому собору. Часть старых стен вписана в новое величественное здание. В центр площади перенесён так называемый обелиск Нерона (рис. 5), в своё время доставленный в Рим из Древнего Египта.

Святой Пётр (Симон, Шимон) впервые увидел Иисуса Христа на Галилейском море (озере), когда вместе с братом Андреем ловил неводом рыбу[3]. Они сразу поверили Христу и стали его учениками, первыми из двенадцати его апостолов. Пётр сопутствовал Христу на всех путях его земной жизни. Вместе с Иаковом и Иоанном был на горе Фавор, где произошло преображение Христа. После его распятия Пётр проповедовал и совершал великие чудеса в разных странах. В 37 году основал вместе со св. апостолом Павлом православную церковь Антиохии. Это была одна из старейших христианских общин. Она объединяла верующих, живших на севере римской провинции Сирия вблизи города, теперь называемого Антакья и ныне находящегося в Турции. С 43 года Павел проповедовал в Риме и, видимо, был первым епископом в истории римской церкви.


Рис. 5. Установка обелиска Нерона перед собором Св. Петра. По рисунку Доменико Фонтана. XVI в.


Император Нерон в своих гонениях на христиан и в досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Пётр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – отвечал ему Господь. Пётр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был схвачен воинами, заключён в темницу и через несколько дней предан казни.

Св. апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии – в 67-68 годах), вниз головой. Так было сделано по его просьбе, ибо он считал себя недостойным принять смерть подобно своему Господу. Обелиск Нерона, как символ мученической смерти апостола, передвинут при сооружении собора Св. Петра и установлен перед ним. Такой же обелиск – реплика обелиска в Риме – был задуман перед Казанским собором в Петербурге.


а)


б)

Рис. 6. Горельефы на панелях Врат рая во Флоренции: а) № 1 (Сотворение Адама и Евы – Грехопадение – Изгнание из Рая); б) № 8 (Иосиф продан купцам – Обнаружение золотой чаши в мешке Вениамина – Иосиф открывается своим братьям)


В 1939 году под собором Святого Петра обнаружили пол первоначальной базилики Константина, а ещё глубже – усыпальницы II века. В них нашли останки, по всем признакам принадлежащие мужчине, захороненному ещё в I веке. Тело было завёрнуто в тонкую шерстяную пурпурную ткань, вышитую золотом. На штукатурке имелась надпись, её перевели с греческого так: «Внутри находится Пётр»[4].

Если суметь перенести себя из реальности в мир иллюзий, то можно вообразить, что св. Пётр (купол собора – его голова и митра, сам собор – его плечи) словно бы обнимает идущих к нему прихожан своими по-отечески распахнутыми руками (это два крыла колоннады). Собор привлекал к себе внимание, поражал. Его вид натолкнул цесаревича на мысль о создании в Петербурге церкви с такой же колоннадой, обелиском и площадью перед ней. Уже будучи императором, он назначил для неё место на Невском проспекте, рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, которую предстояло снести после возведения нового собора. Так и было исполнено.

В Санкт-Петербург, названный в честь св. Петра, словно бы перенесён по воле Павла I собор, стоящий в Риме над останками этого первого епископа христианской церкви. Особое значение Казанского собора подчёркивается тем, что это первый в Петербурге храм, полностью облицованный декоративным камнем[5]. Павел явно видел его одной из архитектурных и духовных доминант центра своей столицы. Но ему не было суждено осуществить других преобразований её облика, кроме создания Михайловского замка и Мальтийской Капеллы.

Из Рима великокняжеская чета отправилась во Флоренцию. Над городом уже тогда господствовал громадный купол собора Санта Марии дель Фьоре (Св. Марии с цветком), созданный по проекту Брунеллески. Рядом высилась многоярусная стройная кампанила Джотто. Всех восхищал восьмигранный баптистерий (вкл., ил. 2а), а особенно – его восточные позолоченные громадные двери с десятью рельефами, изображающими сцены из Ветхого Завета (рис. 6; вкл., ил. 2б), исполненными Гиберти в 1425–1452 годах. Микеланджело назвал их Райскими Вратами. Граф Северный решил воспроизвести эти врата в задуманном им новом петербургском храме.

И мысль о новом петербургском храме в центре города не оставляла цесаревича, и в его голове то прорисовывался, то уходил образ каменного, как в Риме, собора.

Игра цвета и рисунок камня

К началу проектирования и строительства Казанского собора Санкт-Петербург существовал уже около 80 лет и более 60 из них был столицей империи. Россия рвалась к выходу в Европу через Финский залив и Балтийское море. Но географические и инженерно-геологические факторы делали крайне трудным и дорогим строительство богатого портового города с западноевропейскими стандартами и нормами жизни и такой же, как теперь говорят, инфраструктурой. И хотя нормы эти были очень далеки от современных нам, город рос трудно. Кирпичные дома в нём были редкостью, и лишь в исключительных случаях их архитектурный декор выполнялся с употреблением природного камня.

Впервые (в 1710–1727 годах) в Петербурге естественный декоративный камень применили в пилонах портала и в шахматном полу сеней, кордегардии и большой палаты Меншиковского дворца. Это были привозной кварцевый светло-жёлтый известняк из Эстляндии и, скорее всего, чёрный мрамор из Бельгии (ныне он заменён мелкозернистым габбро-диабазом), белый мрамор из неизвестных нам мест и плитчатый известняк. Тогда же (в 1710–1714 годах) при строительстве Летнего дворца Петра был использован чёрный мрамор, вероятней всего тоже из Бельгии, сургучного цвета мраморовидный известняк из Швеции и другие привозные декоративные камни. А между тем уже блистал своей каменной красой Версаль, поражали разнообразием колеров, тонов и полутонов камня интерьеры дворцов в Фонтенебло, роскошен был мрамор в резиденции Вюрцбурга, в городах и городках Италии и Испании… – перечислять можно много и долго. В одной только Франции было обнаружено и применялось около двухсот видов и сортов цветного декоративного камня. На нашем знаменитом Урале ещё не было освоено ни одно месторождение декоративного строительного камня, так как традиционным в России оставалось деревянное зодчество и камень не был востребован. В странах же Западной Европы овладение камнем началось уже до нашей эры. Знание технических и декоративных свойств камня были обязательны для квалификации строителя. Карьеры для добычи разнообразного каменного материала были бесчисленными.

А вокруг Петербурга, в Путилово, на Тосне и Волхове, удавалось добывать всего лишь плитчатый известняк для обкладки (гидроизоляции) кирпичных стен внизу у земли и вырубки плит для подоконников, полов и лестничных ступеней. Этим определялась скромность внешней каменной отделки зданий Петербурга периодов петровского и елизаветинского барокко. И только в портале Дворца Меншикова на Неве пилястры у парадных входных дверей были вырезаны из декоративного эстляндского известняка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора"

Книги похожие на "По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Булах

Андрей Булах - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Булах - По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора"

Отзывы читателей о книге "По воле разума и чувств. Санкт-Петербург – Хельсинки: два кафедральных православных собора", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.