» » » » Наталья Сердцева - Фрейд. Принципы, идеи, судьба


Авторские права

Наталья Сердцева - Фрейд. Принципы, идеи, судьба

Здесь можно купить и скачать "Наталья Сердцева - Фрейд. Принципы, идеи, судьба" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент5 редакцияfca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2018. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Сердцева - Фрейд. Принципы, идеи, судьба
Рейтинг:
Название:
Фрейд. Принципы, идеи, судьба
Издательство:
неизвестно
Год:
2018
ISBN:
978-5-04-095334-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фрейд. Принципы, идеи, судьба"

Описание и краткое содержание "Фрейд. Принципы, идеи, судьба" читать бесплатно онлайн.



Есть люди, которые символизируют свой век. Один из главных символов XX века – Зигмунд Фрейд. Истоки учения и его суть, неразрывно связанные с биографией Фрейда, раскрываются в этой книге. То, чему посвящены многочисленные тома, впервые представлено в удобной и лаконичной форме, включающей схемы, цитаты, выводы.






Рене Декарт был философом-рационалистом, он не признавал первенства чувств над разумом. Фрейд оспорил превосходство разума над скрытой стороной души, над бессознательным, то есть над скрытыми страстями и чувствами


В работах Юма и Спинозы присутствует немало идей, которые будут развиты Фрейдом. Прежде всего, это убежденность в том, что бессознательная часть души первична, она преобладает над разумной частью и подавляет ее. Человеческим поведением управляют желания и страсти, хотя он этого не осознает. Разве это не напоминает учение Фрейда о бессознательном?

Кроме вопроса о первенстве разума или чувств, философию во все времена волновала проблема познания. Как человек воспринимает и познает мир? Все ли из восприятий осознанны, или что-то проникает в его ум исподволь, незаметно для него самого? И Декарт, и Спиноза были уверены, что бессознательные восприятия существуют. Первый называл их «неясными, темными», второй – «смутными идеями». Другой философ, Лейбниц, говорил о «незаметных восприятиях», которые предшествуют появлению в уме сознательных идей. Как у человека формируется представление о том или ином предмете? Конечно, не только путем размышлений.

Представьте ситуацию: вы не знаете, как относиться к летнему дождю. Поэтому садитесь, погружаетесь в размышления, взвешиваете все «за» и «против» и приходите к решению: летний дождь мне нравится, буду его любить. Или, наоборот, решаете: теплая сырость – это отвратительно, отныне я буду ее ненавидеть. Абсурд? Конечно. Ваше представление о летнем дожде, отношение к нему складывается из множества неосознаваемых факторов: воспоминаний, ощущений, давних впечатлений и тому подобного. Вы не осознаёте, как получилось, что вы полюбили или возненавидели летний дождь. Представление сформировалось благодаря бессознательным восприятиям. Сознательные идеи и представления невозможно объяснить, если не допускать существования бессознательного, – так считал Лейбниц, и об этом же говорил Фрейд, используя схожую аргументацию.


Готфрид Вильгельм Лейбниц считал, что мы осознаем далеко не все, что есть в нашей душе


Другие представители классической немецкой философии вслед за Лейбницем также рассматривали проблему познания. По Канту, в нашем уме существуют не только неосознанные восприятия, но и представления, идеи, мнения, которых мы не осознаём. Те представления, о которых сам человек знает, Кант называл «ясными», те же, о которых он не догадывается, – «смутными». При этом он был уверен, что «смутных» представлений у человека гораздо больше, чем «ясных».

Фихте объявлял бессознательное основой бытия, почвой, из которой произрастает сознательная жизнь. На пути перехода от бессознательного к сознанию человек теряет свою свободу, налагает на себя рамки морали, нравственности, общественно приемлемого поведения. Шопенгауэр видит в основе бытия мировую волю, которую также можно считать аналогом бессознательного у Фрейда. «Бессознательность, – писал Шопенгауэр, – это изначальное и естественное состояние всех вещей; следовательно, она является той основой, из которой… вырастает сознание; вот отчего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает». Эта мощная сила дает всему, что существует, толчок к развитию. По сути, именно она заставляет живое жить. Ницше называет эту силу «волей к власти» и считает ее инстинктом, которому подчиняются все существа, в том числе и человек.

Между представлениями немецких философов, в особенности Ницше и Канта, и идеями Фрейда прослеживаются вполне определенные параллели. Безусловно, они оказали влияние на формирование психоанализа. Философы рассматривали бессознательное как первопричину всех вещей, Фрейд же сосредоточился на его проявлениях в человеческой психике, – в этом разница подходов философии и психологии. Что интересно, сам Фрейд отрицал, что на него повлияли взгляды каких бы то ни было философов. Он даже говорил, что не был знаком с учениями большей части мыслителей, развивавших идеи бессознательного. Но его биографы единодушны: не знать основных философских систем он не мог хотя бы потому, что их преподавали в университете, а Зигмунд был прилежным студентом.

В чем причина этого отрицания? Почему Фрейд не хотел быть связанным с философией? Возможно, одна из причин кроется в том, что Фрейд боялся обвинения в плагиате, ему было важно, чтобы его идеи считали оригинальными, а не заимствованными хотя бы частично у кого-то другого. Другая причина – Фрейд не считал себя философом. Он называл себя ученым и хотел, чтобы его теорию психоанализа считали наукой, частью медицины и естествознания, проверенной экспериментально и подтвержденной клиническими данными.

Почему же мы с вами изучаем его теории в рамках философии? Да потому, что у него вопреки намерениям получилась целостная система мировоззрения, иными словами, философская система.

Любое учение появляется тогда, когда мир к нему готов, когда общество и ученые созрели, чтобы понять и принять его. Теории Фрейда поначалу были приняты в штыки, и все равно – они появились в нужное время. Если бы Фрейд не сделал все эти открытия, их сделал бы кто-то другой, может, не один исследователь, а несколько. Потому что для них наступил подходящий момент.

Философы – предшественники Фрейда о бессознательном

Древняя индийская философия:

у души есть «неразумная» часть, прана

Платон:

в нашем разуме сокрыты знания, о которых мы не подозреваем

Декарт:

разум всегда одерживает верх над страстями

Спиноза:

разумом управляют аффекты: желание, удовольствие, неудовольствие

Юм:

аффекты неподвластны человеку

Лейбниц:

сознательным представлениям предшествуют «незаметные восприятия»

#2

Какая из идей Платона заставила Фрейда задуматься о бессознательном:

а) учение о дуализме души и тела

б) теория идей, из которых возникает все сущее

в) идея о благе как высшем объекте познания

г) учение о припоминании

?

За пару веков до Фрейда нервные болезни лечили обычные врачи общего направления, а психиатрии и неврологии не существовало вовсе. Больных, страдающих психическими расстройствами, держали в монастырях или особых приютах, похожих на тюрьмы, а то и вовсе объявляли одержимыми дьяволом и сжигали на кострах. Только в середине XIX столетия врачи стали более внимательно присматриваться к нервным болезням и выделять их в особую группу.

Первая кафедра нервных болезней появилась в России, в Московском университете. Произошло это в 1867 году. И только в 1882 году стараниями Жана Шарко подобная кафедра была открыта в Париже. Шарко далеко продвинулся в изучении нервных болезней и доказал, что многие физические недуги имеют психологические причины. Как он это сделал? При помощи гипноза Шарко вводил пациентов в транс и внушал им, что у них, к примеру, паралич. И пациент, выйдя из транса, действительно был парализован! Это казалось чем-то невероятным и переворачивало с ног на голову взгляды тогдашней медицины на взаимодействие тела и психики.

Благодаря исследованиям Шарко стало очевидно, что в нашей голове происходят некие таинственные процессы, которые могут прямо влиять на организм, в том числе вызывать серьезные заболевания. С легкой руки доктора Шарко в Европе началась настоящая «мода» на нервные болезни, и пациенты, до этого с опаской относившиеся к психиатрам, хлынули к ним рекой. Фрейд, которому посчастливилось стажироваться у Шарко, относился к мэтру с огромным уважением. «Ни один человек не имел на меня такого влияния… Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама, полный новым представлением о совершенстве», – говорил основатель психоанализа.

Вместе с Шарко он изучал больных истерией и пробовал использовать для их лечения гипноз. Именно от него Фрейд впервые услышал суждение, поразившее его до глубины души: очень многие нервные заболевания, и прежде всего истерия у женщин, вызваны сексуальными проблемами. Как говорят исследователи биографии Фрейда, он был наивным юношей и до женитьбы мало что понимал в отношениях между мужчиной и женщиной. Мысль о том, что эти отношения могут вызывать серьезные расстройства психики и физиологии, была для него новой. С тех самых пор он начал подходить к осознанию того, что сексуальное влечение играет в человеческой жизни гораздо более значительную роль, чем было принято считать.

Его интересы не ограничивались интимной сферой, Фрейд размышлял о самых разных философских и психологических аспектах. Особенно его волновал вопрос, который до него пытались решить очень многие: способен ли разум познать сам себя?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фрейд. Принципы, идеи, судьба"

Книги похожие на "Фрейд. Принципы, идеи, судьба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Сердцева

Наталья Сердцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Сердцева - Фрейд. Принципы, идеи, судьба"

Отзывы читателей о книге "Фрейд. Принципы, идеи, судьба", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.