» » » Борис Акунин - Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц


Авторские права

Борис Акунин - Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц

Здесь можно купить и скачать "Борис Акунин - Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент АСТ, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Акунин - Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц
Рейтинг:
Название:
Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2019
ISBN:
978-5-17-082575-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц"

Описание и краткое содержание "Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц" читать бесплатно онлайн.



«Эпоха цариц», то есть события русского XVIII столетия, – поразительно интересный период отечественной истории, когда Россия превратилась в евразийскую империю, расширяющуюся на запад, юг и восток. Это время преподает нам несколько важных уроков: об ограниченности неограниченной власти, о необходимости и рискованности реформ, о том, как можно и как нельзя править Россией. Книга рассказывает, как завязывались «вечные» российские узлы: национальный вопрос, внутриобщественное противостояние, жажда свободы и страх перед порождаемым им хаосом.





Вместо чересчур многолюдного и, по сути, консультативно-исполнительного учреждения, каковым являлся Сенат, понадобился более компактный и полномочный орган, способный принимать решения, – Верховный Тайный Совет; должность генерал-прокурора обесценилась; коллегии с их сложным механизмом коллективного руководства утратили былое значение.

Анна попробовала восстановить «профильное» управление, но не путем укрепления коллегий, а через разделение довольно бесполезного Сената на пять отраслевых департаментов, которые были завалены текущими делами и плохо с ними справлялись. Ненавистный Тайный Совет императрица уничтожила, но, поскольку сама не правила, обойтись без высшего административного звена не смогла и учредила Кабинет для «порядочного отправления всех государственных дел». Из трех кабинет-министров триумвирата не получилось, поскольку лишь барон Остерман мог считаться дееспособным, но и он тратил основные усилия на аппаратную борьбу с новым «государевым оком» – фаворитом. Тот же ясных полномочий не имел, ни за что не отвечал, но во все вмешивался.

Крайне аморфную, плохо выстроенную систему подтачивала катастрофическая нехватка кадров. Грамотных, знающих чиновников не хватало и при Петре, но с 1725 года был взят курс на сокращение штатов. «Умножение правителей и канцелярий во всем государстве не токмо служит к великому отягощению стата, но и к великой тягости народа», – докладывали Екатерине I ее ближайшие советники, но заботили их не народные тягости, а дефицит бюджета.

Стремясь сэкономить, одни ведомства ополовинили, другие объединили или вовсе закрыли. Оставшимся чиновникам сократили жалование, так что служитель самой низшей категории, копиист, стал получать всего 15 рублей в год – на такую сумму прожить было невозможно. В этом смысле воскрешалась допетровская практика, при которой мелкие приказные должны были «кормиться» сами, то есть за счет просителей. В указе 1727 года прямым текстом говорилось, что при «рассмотрении штата определение учинить по точному примеру прежних времен, а именно как было до 1700 году». Сокращение и оскудение чиновничества подрывало сам принцип заложенной Петром «канцелярской» империи, где все должно было регламентироваться и контролироваться.

Контролировать, впрочем, пытались, но безуспешно. Единственная сфера центрального управления, на которую не жалели средств, касалась сбора доходов и надзора за их распределением. Только это правителей «нервного» времени по-настоящему и заботило.

Анна вновь создала упраздненную было Ревизион-коллегию, продублировала ее Генеральной счетной комиссией, да еще и учредила Доимочный приказ, чтобы выколачивать из губернии накопившиеся задолженности. Эти контролирующие ведомства могли бы чего-то добиться, если бы существовала нормальная инфраструктура провинциальной власти, но областная администрация, слабая и при Петре, теперь пришла в совершенное убожество.

В целях экономии отменили разделение исполнительной и судебной властей. Единоличными уездными начальниками стали воеводы, губернскими – губернаторы. Им подчинили магистратов, и тем завершилась попытка ввести элементы городского самоуправления по европейскому образцу. Находившийся в столице Главный Магистрат закрыли. Но ослабили и «вертикаль». Под предлогом борьбы с волокитой сократили массу провинциальных чиновников, дав этой мере такое обоснование: «…Прежде сего бывали во всех городах одни воеводы и всякие дела, как государевы, так и челобитчиковы, також по присланным изо всех приказов указам отправляли одни и были без жалованья, и тогда лучшее от одного правление происходило, и люди были довольны». Поскольку управленческой работы меньше не стало, от сокращения волокита могла только увеличиться, что и произошло.

Одним словом, страна управлялась из рук вон плохо – можно сказать, никак не управлялась. Прав был саксонский посланник, писавший: «Человеческий разум не может постигнуть, как такая огромная машина держится без всякой подмоги».

Экономика

Строительство военной империи обошлось стране очень дорого. Денежно-хозяйственная ситуация после Петра была совершенно удручающей.

«Торговля упала; обширные поля оставались необработанными по пяти и по шести лет; жители пограничных областей от невыносимого порядка военной службы бежали за границу», – пишет Ключевский. По самым сдержанным оценкам прямые налоги, и прежде высокие, при Петре поднялись в полтора раза, что не приводило к увеличению сборов, а лишь накапливало недоимки, потому что разоренному населению платить было нечем. В последний год жизни Петра недособрали чуть ли не треть налогов.

Финансовый беспорядок усугублялся из-за децентрализованного формирования бюджета: средства на содержание армии (главный расход) выколачивала из народа Военная коллегия, доходами от казенной торговли ведала Коммерц-коллегия, «винными» деньгами и таможенными пошлинами занималась Камер-коллегия.

Хуже всего дела обстояли со сбором подушной подати (74 копейки в год с каждого крестьянина), поэтому сразу же после смерти главного «погонщика» вышло постановление сократить это налоговое бремя на 4 копейки, и генерал-прокурор Ягужинский докладывал Екатерине, что надобно сбавить еще.

Поскольку вся подушная подать, главный источник бюджета, тратилась на содержание войска, предлагалось в мирное время перевести его на половинное жалованье, а офицеров поочередно отпускать в свои поместья присматривать за хозяйством, либо же освобождать от обязательной службы хотя бы одного мужчину в семье.

Эти меры дали некоторое улучшение. Собираемость подушной подати чуть увеличилась – вернее сказать, сократился (до 10 %) размер недоимок. Но в 1730-е годы снова начались войны, и задолженность населения опять выросла – как уже говорилось, пришлось даже создавать специальный Доимочный приказ. Общая сумма налоговых долгов достигла 7 миллионов рублей. Бюджет тогда выглядел следующим образом: 4 миллиона уходило на армию, 1,2 миллиона на флот и около 400 тысяч на царский двор. Все прочие статьи были пустяковыми (на две академии, например, тратилось 47 тысяч).

Торговля в несвободном государстве никогда не дает хороших прибылей, поскольку сама тоже несвободна, но Петр I свел ее до совсем жалкого состояния. Царь полагал, что сильно поможет развитию отечественной промышленности и коммерции, если избавит их от конкуренции с иностранцами, в связи с чем установил невозможно высокие таможенные тарифы на импорт. Следствием было развитие контрабанды и постоянный дефицит, поскольку русская частная промышленность не могла производить качественную продукцию в достаточном количестве, а русское купечество, слабое и беззащитное перед административным произволом, не умело обеспечить нормальный товарооборот.

Остерман учредил «Комиссию о коммерции», которая рассматривала прошения от коммерсантов о большей «воле» и до некоторой степени ослабила петровский протекционизм. Некоторые важные товары – например, соль и табак – были выпущены из казенного сектора в частный; значительно уменьшились пошлины (до 20 %). Но для серьезного оживления торговли этих мер было недостаточно. По данным Ключевского, в 1732 году, то есть уже после введения новых, более щадящих таможенных тарифов, торговые пошлины дали всего 187 тысяч рублей – вместо запланированных 2,2 миллионов. К 1740 году эта статья дохода поднялась до 400 тысяч, что все равно было немного. Российский экспорт по-прежнему, как в допетровские времена, весь состоял из сырья, разве что теперь стали вывозить много железа.

Что касается промышленности, при Петре она развивалась быстро, но неравномерно. Росли лишь те отрасли, которым государь «приказывал расти», то есть вкладывал деньги и обеспечивал рабочей силой. Казенное производство давало необходимую империи продукцию (прежде всего военного назначения: железо, порох, пеньку для канатов, сукно для мундиров), но не обогащало, а, наоборот, истощало бюджет, поскольку заказчиком и плательщиком являлось государство.

И единственным важным нововведением постпетровского времени стала попытка изменить ситуацию в индустрии: были приватизированы казенные заводы.

Эта революция коснулась металлургической и горной отраслей, больше всего развившихся при Петре, и связана она с именем одного из проклятых потомками «бироновских немцев» – барона Курта Шёмберга. Опытный горный инженер, приглашенный из Саксонии на должность главы российской Берг-коллегии, Шёмберг был инициатором принятого в 1739 году Берг-регламента, нового закона, по которому государственные заводы могли переходить к частным собственникам.

Первое, что сделал Шёмберг, – воспользовался новыми правилами сам, забрав себе наиболее перспективные месторождения и промыслы, то есть стал первопроходцем великого чиновничьего промысла, которое в наши времена называется «приватизацией госимущества».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Акунин

Борис Акунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Акунин - Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц"

Отзывы читателей о книге "Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.