Георгий Зимин - Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Описание и краткое содержание "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия" читать бесплатно онлайн.
В книге на примерах из опыта Великой Отечественной войны показывается, как развивались и совершенствовались тактика истребительной авиации, способы боевого применения истребительной авиационной дивизии. Герой Советского Союза маршал авиации Г. В. Зимин в годы войны командовал авиационным соединением. Он использовал богатый личный опыт при анализе боевых действий авиации в прошедшей войне. При описании воздушных боев и сражений показаны героизм и мужество советских летчиков, раскрыты истоки зарождения тактического мастерства авиационных командиров.
Книга на сайте: militera.lib.ru/science/zimin_gv/index.html
Иллюстрации: militera.lib.ru/science/zimin_gv/ill.html
OCR, правка: Андрей Мятишкин ([email protected])
Дополнительная обработка: Hoaxer ([email protected])
Со второго периода войны командиры истребительных авиационных соединений, выделенных для прикрытия [37] войск, начали создавать свои пункты управления вблизи КП командования прикрываемых войск.
Новой и чрезвычайно важной задачей, впервые поставленной перед истребителями летом 1943 г., стало прикрытие вводимых в прорыв подвижных войск, действовавших в отрыве от общевойсковых армий. Для решения этой задачи специально выделялись соединения истребителей. Командиры этих соединений на бронетранспортере или автомашине со средствами радиосвязи двигались вместе с командующим танковой армии и управляли подчиненными частями: вызывали группы самолетов с аэродромов, ставили им задачи, а иногда и наводили на воздушные цели.
«Опыт воздушных боев показывает, что лучшим местом управления истребительной авиацией в воздухе является метод непосредственного командования (с наземных наблюдательных пунктов) командиров авиационных соединений своими частями, находящимися в воздухе», – отмечалось в Инструкции по организации связи в авиационных соединениях и частях, изданной командующим ВВС Красной Армии в июле 1943 г. Инструкция требовала, чтобы пункты управления командиров авиационных соединений размещались в районе КП командующего прикрываемой общевойсковой (танковой) армии. «На наблюдательном пункте развертывается радиостанция, при помощи которой командир авиационного соединения командует авиацией, находящейся на поле боя, и наводит истребителей на самолеты противника с наиболее выгодных направлений и высот», – указывалось в данной Инструкции [39].
На организацию управления истребительной авиации положительно сказывалось широкое внедрение радио – и радиотехнических средств связи.
В первый период войны основным средством управления на земле были телеграф, телефон и подвижные средства связи, а в воздухе – эволюции самолетов и сигнальные ракеты. Радиосредств не хватало, подчас они неправильно использовались, а иногда даже просто игнорировались.
В приказе командующего ВВС Красной Армии от 27 мая 1942 г. отмечалось, что многие командиры авиационных [38] частей и соединений не придают значения радиосвязи. «За вторую половину февраля ВВС Юго-Западного фронта, – указывалось в этом приказе, – провели 75% боевых вылетов без радиосвязи, а истребительная авиация на всех фронтах, несмотря на наличие радиоаппаратуры, слабо ее использует». В последующие годы указанный недостаток был устранен. «Начиная с конца 1942 года, – отмечается в книге „Гвардейцы в воздухе“, – радиосвязь получила широкое применение… Благодаря радио были созданы условия для организации группового боя по единому замыслу командира. Создавалась система оповещения, наведения и управления истребителями с земли. Голос командира с земли оказывал моральную поддержку летчикам, вселял уверенность, придавал силы» [40].
С 1 мая 1943 г. Народный комиссар обороны СССР ввел в действие Инструкцию по управлению, наведению и оповещению авиации по радио. В соответствии с ней в воздушных армиях создавались две отдельные радиосети: оповещения и наведения авиации. Первая из них работала круглосуточно в системе ВНОС фронта на строго установленной волне, имея целью непрерывно информировать о воздушной обстановке истребительные авиационные соединения и части. Вторая предназначалась для управления и наведения истребителей на цели. Эта сеть использовалась для вызова с аэродромов истребителей, информации летчиков о воздушной и наземной обстановке наведения истребителей на воздушные цели.
Весной 1944 г. приказом командующего ВВС Советской Армии была введена в действие Инструкция по боевому управлению истребительной авиацией. В ней излагались принципы централизованного управления действиями истребителей. Впервые командиру авиационного соединения рекомендовалось организовывать свой передовой КП рядом с КП заместителя командующего артиллерией по ПВО. Много внимания уделялось использованию радиолокационных станций. И это не случайно. В 1944 г. с помощью этих средств во всех воздушных армиях фронтовой авиации было обнаружено 26 734 цели, состоялось 2102 наведения и сбито 1262 немецких самолета, а в [39] 1945 г. состоялось 1367 наведений и сбит 841 немецкий самолет [41].
Применение радиолокаторов позволило в ряде случаев резко сократить число самолето-вылетов истребителей. Первоначально радиолокационные станции не имели взаимной связи и подчинялись командирам истребительных корпусов или дивизий. К концу войны на главных направлениях удавалось создавать сплошное радиолокационное поле. Радиолокационные станции группировались в радиолокационные узлы, связанные между собой радиорелейными линиями. Управление осуществлялось централизованно в масштабе воздушной армии (например, 16 ВА при проведении Берлинской операции) [42].
Наряду с радиолокаторами для получения информации использовались радиостанции перехвата переговоров фашистских летчиков. Благодаря радиоперехвату нашим истребителям часто удавалось не только вовремя встретить самолеты врага, но и заранее спланировать воздушный бой.
Успех управления истребителями в воздухе во многом зависел от того, насколько четко и правильно была поставлена задача на земле или сразу же после взлета истребителей в воздухе. Командир каждой группы истребителей должен был знать свое место в общем боевом порядке и понимать боевую задачу. Этому во многом способствовала предварительная подготовка на земле, во время которой подробно разрабатывались возможные варианты воздушного боя, что избавляло командира в воздухе от многословных указаний и давало возможность управлять группами с помощью коротких команд. Если командир дивизии находился в воздухе, то ему в полной мере управлять боем дивизии не всегда представлялось возможным. В воздухе полки рассредоточивались на большом пространстве, зрительная связь утрачивалась и тогда управление передавалось командирам полков и даже эскадрилий. В этом случае командиры полков или эскадрилий должны были иметь непрерывную связь с землей, для того чтобы правильно ориентироваться в воздушной обстановке [40] и иметь возможность сосредоточить усилия на выполнении основной задачи, поставленной дивизии.
Таким образом, опыт войны показал, что успех каждого воздушного боя во многом зависел от его организации и управления им. Командиры истребительных авиационных дивизий и полков были основными организаторами воздушных боев. Они постоянно изучали противника, непрерывно оценивали воздушную обстановку, ставили боевые задачи полкам и организовывали боевые действия. Организация истребительных дивизий совершенствовалась в интересах решения задач в воздушном бою и улучшения системы управления. Управление боевыми действиями в дивизиях, особенно во втором и третьем периоде войны, было хорошо продумано и обеспечено средствами связи (число радиостанций во фронтовой авиации за время войны выросло в 7 раз) [43]. Оно отличалось твердостью, гибкостью и непрерывностью. Непрерывно росло боевое мастерство командиров, основой которого являлся полученный боевой опыт. Они разработали много нового в способах и приемах тактики ведения воздушных боев с учетом возросших в ходе войны боевых возможностей истребительных авиационных дивизий и полков.
Организация партийно-политической работы
Великая Отечественная война с первых дней приняла ожесточенный характер. Боевые действия нашей авиации развертывались в условиях преодоления огромных трудностей войны с опытным противником. Приходилось переживать горечь поражений и неудач. Все это тщательно изучалось командирами, политорганами и партийными организациями.
Воспитание у личного состава беспредельной преданности своей Родине, народу и партии, готовность отдать жизнь за защиту завоеваний Великого Октября, воспитание массового героизма, стойкости и уверенности в нашей победе – все это являлось главным содержанием партийно-политической работы.
Высокое политико-моральное состояние всего личного состава истребительной авиации, как и всей Советской [41] Армии, всегда было одним из главных факторов, решавших успех воздушных боев и сражений. Воспитание у личного состава дивизии высокого морального духа и стойкости являлось основной и постоянной заботой политических органов и партийных организаций.
Важнейшая задача командиров, политических органов и партийных организаций в период всей войны заключалась в том, чтобы каждый летчик-истребитель, техник и все воины частей и подразделений дивизии глубоко осознали значение каждого воздушного боя в осуществлении разгрома немецко-фашистской авиации и общей задачи наших Вооруженных Сил по защите Родины. Необходимо было добиться того, чтобы, несмотря на большие трудности и сложность наземной и воздушной обстановки, особенно в первый период войны, весь личный состав дивизии сохранил уверенность в нашей победе, высокий моральный дух и глубокую преданность партии и народу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Книги похожие на "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Зимин - Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Отзывы читателей о книге "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия", комментарии и мнения людей о произведении.