» » » » Джина Риппон - Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге


Авторские права

Джина Риппон - Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге

Здесь можно купить и скачать "Джина Риппон - Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент 5 редакция «БОМБОРА». Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джина Риппон - Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге
Рейтинг:
Название:
Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-04-101605-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге"

Описание и краткое содержание "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге" читать бесплатно онлайн.



Веками женский мозг взвешивали, измеряли и находили ненужным. «Женщины ближе к детям и дикарям, чем к взрослому цивилизованному мужчине», – написал французский психолог Гюстав Лебон на рубеже XIX–XX веков. «Женский» мозг, часть несовершенной и хрупкой биологии, долго считали достаточным основанием, чтобы не допускать «слабый пол» к образованию, политике и науке. Нейробиолог Джина Риппон разрушает мифы о разнице «мужского» и «женского» и объясняет, почему это разделение отравляет жизнь не только женщин, но и мужчин.





ИЗУЧЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ СТОЯЛО В ПЕРВЫХ СТРОКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ. КАК И ОЖИДАЛОСЬ.

Вся эта история с ПМС является прекрасным примером влияния самосбывающегося пророчества, особенно когда речь идет о связи биологии и поведения. Смутно понятное явление, определенное в основном со слов пациентов, становится крючком, на который подвешивают некие проявления поведения, голословно называемые «симптомами». Мало того, подчеркивают проблемы, которые могут вызвать эти симптомы у женщин (и у тех, кто их окружает). То, что казалось идеальным способом установить причину и следствие путем отслеживания поведенческих изменений, связанных с изменением уровней гормонов во время менструального цикла, стало ярким примером того, как стереотипы превратились в твердые убеждения, в которые поверили даже те, к кому относится это явление[3].

Другие способы выяснить причину и следствие отправляют нас к исследованиям на животных. Были проведены эксперименты, результаты которых показали, что гормоны могут определять физические различия организма самца и самки и что по крайней мере у нечеловекообразных приматов гормоны управляют репродуктивным поведением. Например, самки в состоянии эструса предлагают себя самцам (которые с готовностью взбираются на них), а матери новорожденных детенышей демонстрируют необходимые для воспитания навыки25. Предполагалось, что различные аспекты поведения, свойственные самцам и самкам, связаны с воздействием различных гормонов на нервные сети головного мозга. Еще более радикальное предположение заключается в том, что гормоны играют основополагающую роль и что именно они определяют разную организацию мозга: мужские гормоны направляют развитие мозга по мужскому пути, и образуется «мужской мозг», а женские гормоны формируют «женский мозг». Все вместе это называется теорией организации мозга26.

Теперь уже известно, что активность гормонов во время развития плода у млекопитающих является фактором, определяющим пол. У человека вплоть до пяти недель после зачатия плоды мужского и женского пола неразличимы. В этот момент у плода женского пола (ХХ) начинают развиваться яичники, а у плода мужского пола (ХУ) – тестикулы. Вскоре после этого тестикулы начинают вырабатывать тестостерон и продолжают его вырабатывать до шестнадцатой недели внутриутробного развития. Потом, до самого рождения, уровни тестостерона неизменны и у мальчиков, и у девочек. При рождении результат влияния разных гормонов во внутриутробном периоде становится очевидным: у мальчиков явно виден пенис, у девочек – клитор. Согласно теории организации мозга, активность гормонов у плода мужского пола во время внутриутробного развития не ограничивается формированием половых органов, а способствует «маскулинизации» головного мозга. Иными словами, у мужчин образуется некая «полезная площадь» из нейронов, и это отличает их от женщин, которые не варились в тестостероновом «бульоне». Потом эти различия головного мозга будут определять различия в когнитивных навыках и эмоциональных качествах, а также, вполне вероятно, сексуальные предпочтения и выбор профессии.

ВСЯ ИСТОРИЯ С ОЖИДАНИЕМ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНОГО СИНДРОМА – ЧАСТО ПРОСТОЕ САМОСБЫВАЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО.

В основу теории организации мозга легли ранние исследования на морских свинках. В 1959 году Чарльз Феникс, выпускник Университета Канзаса по эндокринологии, работал со своим руководителем, Уильямом Янгом, и его сотрудниками. Ученые выпустили статью, в которой писали, что введение тестостерона самкам морских свинок во время внутриутробного развития приводит к проявлению у них качеств самцов, а не самок. Когда эти свинки достигают половой зрелости, во время спаривания они ведут себя подобно самцам, радостно карабкаясь на других самок27. Наблюдение позволило предположить, что гормоны могут оказывать долгосрочный эффект, если их вводить на очень ранней стадии.

Одним из следствий теории организации мозга явился тезис, что вместе с фиксированной структурой и функцией женских или мужских половых органов такие же характеристики приобретает мозг. Дальнейшее развитие этой теории было направлено на активацию, или «включение», процесса. Организация мозга в период внутриутробного развития направляет структуры головного мозга к фиксированным конечным точкам, которые имеют половые различия. Эти структуры потом сформируют субстрат для любых будущих проявлений разновидностей гормонов, чаще всего связанных с наступлением половой зрелости. Таким образом, маскулинизированные или феминизированные структуры мозга будут реагировать по-разному на мужские и женские гормоны, что приведет к поведению, «соответствующему полу».

Казалось, что теория организации мозга стала «связующим звеном» в цепи доказательств биологических различий мужчин и женщин, которые определяют их различное поведение. Мужские и женские особи разные, потому что химические вещества, которые настраивают их репродуктивный аппарат, также формируют важнейшие структуры и функции головного мозга. Так эту теорию распространили в отношении различий поведения, которые не имеют отношения к репродукции. Например, «грубые физические игры», или «математические навыки», или «умение ориентироваться в пространстве» будто бы связаны с воздействием тестостерона, а «воспитание детей и игра в куклы» – с уровнем эстрогена28.

Проверка подобных утверждений не только требует тщательного контроля уровня гормонов, развития мозга и проявления поведения у обоих полов, но и подразумевает попытки манипулирования гормонами в пределах одного пола и между полами – и до, и после рождения.

Основное доказательство этой теории до сих пор основано на экспериментах с уровнем гормонов у животных и серьезных вмешательствах вроде овариоэктомии и гонадэктомии[4] с наблюдением последствий этих операций и их влиянии на поведение, например на частоту копуляции, садки и выгибание спины (поза, которая у некоторых животных считается проявлением готовности к спариванию). Как показано выше, все эти манипуляции невозможно воспроизвести на человеке. Ученым или придется признать, что все эксперименты с животными можно считать аналогичными исследованиям на людях, или воспользоваться типичными или нетипичными колебаниями уровней гормонов.

У мышей или у мужчин?

Биологам первой половины двадцатого столетия казалось уместным использовать так называемые «модели на животных». Существовало предположение о некоторой физиологической эквивалентности всех млекопитающих, которая могла оправдать перенос результатов, полученных на одной группе (крысы, обезьяны), на другую (люди).

Может показаться, что эквивалентность поведения – более сложная проблема. Можно ли уравнять, например, изучение лабиринта крысами и навыки ориентирования в пространстве у мужчин? В то время превалирующим направлением психологии был бихевиоризм, учение, основанное на представлении о существовании адекватной параллели между поведением человека и животных.

Бихевиористы утверждали, что единственный приемлемый для психологии объект – это поведение и явления, которые можно реально наблюдать, измерять и интерпретировать в соответствии с установленными правилами29. Здесь не было места внутренним мыслям и чувствам. Правила поведения можно вывести на основании выполнения тщательно контролируемых заданий и наблюдения последствий манипулирования изучаемыми переменными. Как происходит обучение? Организуем условия, меняем основные переменные и смотрим, что сработает. Можно ли увеличить скорость обучения? Поработайте с вознаграждением (или «положительным подкреплением»). Можно ли замедлить процесс обучения? Попробуйте наказания (или «отрицательные подкрепления»). Не считалось важным специально выбирать вид животного, у которого получают нужный ответ, – созданию научных теорий поведения не должна мешать никакая рефлексия. Иными словами, что верно для голубей или белых крыс, считалось столь же верным для человека, а значит, вполне допустимо экстраполировать поведение животных на человека.

Модели с использованием животных служили для изучения самых разных аспектов поведения не только простых, но и сложных когнитивных навыков вроде ориентирования в пространстве или таких социальных проявлений, как забота о потомстве. Ученые искали параллели между поведением животных и человека, чтобы можно было измерить эффекты от прямого вмешательства в действия животных, учитывая, что этические ограничения не позволяют проводить эксперименты на людях. Можно ли объяснить с биологической точки зрения, почему мальчики активнее девочек? (Не будем говорить о том, что уровни активности вообще могут быть различными вне зависимости от пола). Вы можете увидеть влияние тестостерона на эмбрион женского пола и результат этого воздействия в виде «грубой физической игры». Что определяет «материнский инстинкт» у самок – гормоны? Попробуйте поиграть с уровнями эстрогена у самок крыс и посмотрите, как они будут «пренебрегать детенышами» или «вылизывать им анус и гениталии»30.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге"

Книги похожие на "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джина Риппон

Джина Риппон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джина Риппон - Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге"

Отзывы читателей о книге "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.