» » » Екатерина Варкан - Тайны драгоценных камней и украшений


Авторские права

Екатерина Варкан - Тайны драгоценных камней и украшений

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Варкан - Тайны драгоценных камней и украшений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Исторические приключения, издательство Литагент АСТ. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Варкан - Тайны драгоценных камней и украшений
Рейтинг:
Название:
Тайны драгоценных камней и украшений
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-17-123423-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны драгоценных камней и украшений"

Описание и краткое содержание "Тайны драгоценных камней и украшений" читать бесплатно онлайн.



Изделия из драгоценных камней – не просто аксессуары, все они имеют особое значение в жизни своих обладателей. Изумительной красоты кольца, трости, камни, карманные часы, принадлежавшие царям и дворянам, императрицам и фавориткам, известным писателям, не только меняли судьбы хозяев, они творили саму историю! Перед Вами книга об уникальных шедеврах ювелиров и увлекательных историях вокруг знаменитых драгоценностей. Какие трости предпочитал Пушкин? Правда ли, что алмаз «Шах» стал платой за смерть Грибоедова? Что за кольцо подарил Лев Толстой своей жене Софье Андреевне? Какой подарок Александру I сделала Жозефина Богарне? Какова тайна бриллианта «Санси», и что за события связаны с жемчужиной «Перегрина»? На эти и другие вопросы отвечает автор в своей книге.





Камень в подвеске похож – формой и цветом – на крупную виноградину «Глаз кардинала», гладко отполирован и весит 28 граммов. Он оправлен золотом, на котором эмалью изображен земной шар с полосой экватора, корабль и надпись: Fran. Drackh Jork. A. 1590. Скорее всего, подарок этот символизировал его географические открытия в пользу английской короны.

Согласно описи драгоценностей, подвеска была прислана в Эрмитаж «по приказанию его сиятельства графа Николая Александровича Толстова 1807 года ноября 25 дня». Известно также, что подвеска эта была прикреплена к кольцу с вензелем Александра 1, которое держал в клюве орел. И здесь может возникнуть, конечно, множество иносказательных ассоциаций. В первую очередь, что держит всех Россия в своем клюве очень крепко. А на случай и вторая голова у нашего орла имеется. И вензель Александра-победителя, конечно, тоже не случаен. Тут либо сам граф приказал сотворить эту забавную шутку с подвеской Дрейка во время подношения, либо уже позже кто-то из императорской семьи заказал такую необычную метафору. Словом, все умели пошалить.

Однако история эта не вышла за стены Эрмитажа – англичане могли и обидеться.

Русский вопрос и русский размер

Многое уже разумеем мы про Петра. Нашего Первого. Императора Всероссийского. А теперь поставим веданное в новом порядке.

Тиран. Но и титан всё же он. Слова по звуку близкие, но имеют совершенно разное значение. Как и все дела его не поддаются прямому заключению. С причудами был человек. И действовал весьма своеобычно.

Завел вот город Санкт-Петербург. Для чего? А для того, чтоб мы теперь полюбили туда на выходные прокатиться. Такая и для нас выгода вышла.

Числился мастером в разных ремеслах. К примеру, как самый знаменитый в России брадобрей изменил ландшафт российской аристократической элиты.

Петр – и царь, и кораблестроитель, и сапожник, и столяр, и токарь. И вот она – знаменитая чарка Петра I, то есть не его личная вещь, а им сделанная – для высочайшего дарения. Выглядит действительно великолепным произведением ювелирного искусства. Золото, бриллианты, эмаль, рубиновая шпинель. Но если начистоту, то не из чистого золота она сделана, – позолочена. А выточена чарка из орехового капа, материал тоже недешевый. Камни и эмали настоящие. На наружной поверхности дна чарки – две надписи. Одна, на русском: «1709. Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича». Вторая, латиницей, утверждала, что чарка выточена в честь празднования победы под Полтавой и подарена устроителю торжества князю Матвею Петровичу Гагарину, в то время московскому коменданту. Князь занимался обустройством шведских пленных после знаменитого Полтавского триумфа. Он даже сколотил отдельный шведский полк для своей особенной нужды – об этом ниже. Справедливости ради отметим, что заключил деревянную петровскую чарку в золото-брильянты именно дарополучатель.

Из подарка выходило, что Петр тогда, в 1709 году, относился к Гагарину доверительно. Однако с годами всё сильно переменилось, и князь Гагарин в 1821 году кончил жизнь на виселице. Царь же Петр после казни устроил большой поминальный обед, а на Царицыном лугу, что нынче Марсово поле, играл оркестр и давали пушечный салют. Всё это, должно быть, придумано было, чтоб устрашить взяточников, воров и мздоимцев. Именно мздоимство послужило официальной причиной к столь суровому царскому решению. Однако известно, Петр частенько прощал приближенным это общее место. Дело здесь могло идти дальше. Существует догадка, что князь Гагарин собирался провозгласить Сибирь самостоятельным королевством и отделиться от России. Он вооружал людей и полагался в этом предприятии на помянутый уже собранный им и ошлифованный шведский полк. Такая затея навряд ли могла прийтись Петру по вкусу. Однако до этого было еще далеко, а после празднования великой победы царь благосклонно преподнес князю Гагарину выточенную собственноручно чарку.

Токарным ремеслом Петр владел с большим искусством и это дело любил. Он завел и в Москве, и в Петербурге в изрядном количестве уникальные для того времени станки, «махины», и мастерские его считались лучшими в Европе. Там работали первоклассные умельцы. А изделия – медальоны, медали, табакерки, кубки, вазочки – и сами «махины» показывают нынче в Эрмитаже, Летнем дворце Петра и Меншиковом дворце – всё это в Петербурге.

Кстати, эти самые станки производили знаменитые русские горки, которые дошли до нашего времени уже как американские. Именно известный затейник Петр и придумал это самое развлечение. Горки признаны любимой русской забавой не только в народе, но и у знати еще и XIX века. Пикантность развлечения состояла в том, что по светскому этикету во время спуска для безопасности дамам (даму обязательно сопровождал кавалер) дозволялось обниматься с совершенно посторонними мужчинами и даже сидеть у них на коленях. Что и говорить, такому мастерству обучались особенно усердно и встречались в этом деле отдельные таланты. Было для чего потрудиться. Где б еще офицерам, да и светским молодцам тож, позволялось открыто обниматься с женщинами императорской фамилии и самой императрицей, что тем весьма, кстати, нравилось. Русские горки предпочитали и многие известные нам скромницы. Восторженными впечатлениями о таких зажигательных спусках переполнены дамские дневники, мемуары, письма. Любопытно тут будет понять, что особенно вдохновенно описывали свои приключения именно женщины, хотя и мужчины откликались вполне радушно. Так вот с успехом перевел Петр Россию на европейские рельсы.

В этой творческой политике европеизации находим и знаменитые петровские гулянья – ассамблеи, славные не только фейерверками. Оказывается, Петр неплохо танцевал. Манер этих, понятно, понабрался еще в юности в Немецкой слободе и требовал в таком важном деле от окружения старательного обучения. Он обожал и всяческие веселые затеи. В частности, очень распространены были потешные кубки и бокалы, так называемые шутихи. Шутихи – очень красивы, они неожиданных форм и необычных конструкций. Несколько этих удивительных предметов сохранили Эрмитаж, Исторический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Кусково. Фишка была в том, чтоб догадаться, как выпить, не расплескав и не облившись, из заданной царем посуды, что доставляло обществу большое веселье. Изготовлялись шутихи на Измайловском стекольном заводе, затеянном еще царем Алексеем Михайловичем в середине 17 века. Так что с детства такие шалости были знакомы и забавляли мальчика Петю, наследника русского престола, который в полуизгнаньи жил тогда в Измайлове. Оттуда же вышел и светлейший Меншиков. А также знаменитый ботик, открывший счет российскому флоту.

Известны за Петром и другие проделки, связанные с выпивкой. Эпизод наказания Большим Орлом за неправильное поведение в ассамблее описал Александр Пушкин в «Арапе Петра Великого». Речь идет о знаменитом кубке «Большой орел» (объем 1 литр 700 граммов), который царь якобы заполнял перцовкой и заставлял опорожнять хоть в чем провинившихся. Из чего и вышли легенды про разгульное русское пьянство и знаменитый русский размер. Хотя всё не совсем так прямо. Многие специалисты утверждают, крепкие напитки в те времена, конечно, пили, но в основном, правда, медовуху. Сам же Петр очень любил сладкие мадьярские вина. И рейнские, сухие рислинги. Рейнские предпочитал и сын строгого адвоката Гёте, и правнук петровского арапа Пушкин. Популярность рейнского была нами утрачена в прошлом веке, однако сейчас эти вина, говорят, снова возвращаются в культурное пространство. Стопа Петра, то есть та, из которой употреблял он сам, не так легендарно и велика – всего пол-литра, а выпить пол-литра вина за вечер – не таким уж нужно быть и мужчиной крепким. Вообще, слухи о пьянстве Петра, возможно, сильно преувеличены, хотя выпить он, конечно, умел. Интересно, что уличить его в глубоком пьянстве старались именно соотечественники. Иностранцы менее строги в безоглядном осуждении, хотя им-то поболе от Петра доставалось. Вот и сам Кубок Большого Орла чаще использовали как братину, то есть пили круговую. А также применяли для обезоруживания иностранных послов – бросали в напиток дорогой перстень, посол не мог не выпить, отказав царю и не добыв высокого подарка, и дальше легко становилось договариваться. Неблагопристойные, но всё же шутки.

Кроме русского размера существует и извечный русский вопрос – сколько шкаликов в одной чарке? Ответ – два! На Руси жидкости мерили – от ведра, что 12 литров. Кстати, мера «бутылка» появилась в России именно при Петре I. Русская бутылка – 1/20 ведра, это около 620 г. Так вот в шкалике выходит 60 г, а в чарке, соответственно, 120.

Чарка Петра, о которой мы ведем речь, – по размеру именно чарка. Петр прилично разбирался в величинах и предусматривал объем одноразово выпиваемого крепкого напитка – именно в чарку. Такой размер привычно согласуется и с нашими современными понятиями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны драгоценных камней и украшений"

Книги похожие на "Тайны драгоценных камней и украшений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Варкан

Екатерина Варкан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Варкан - Тайны драгоценных камней и украшений"

Отзывы читателей о книге "Тайны драгоценных камней и украшений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.