» » » » Даниил Мордовцев - Господин Великий Новгород


Авторские права

Даниил Мордовцев - Господин Великий Новгород

Здесь можно скачать бесплатно "Даниил Мордовцев - Господин Великий Новгород" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Моск. рабочий, год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Даниил Мордовцев - Господин Великий Новгород
Рейтинг:
Название:
Господин Великий Новгород
Издательство:
неизвестно
Год:
1993
ISBN:
5—239—01365—9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Господин Великий Новгород"

Описание и краткое содержание "Господин Великий Новгород" читать бесплатно онлайн.



Историческая беллетристика Даниила Лукича Мордовцева, написавшего десятки романов и повестей, была одной из самых читаемых в России XIX века. Не потерян интерес к ней и в наше время. В произведениях, составляющих настоящий сборник, отражено отношение автора к той трагедии, которая совершалась в отечественной истории начиная с XV века, в период объединения российских земель вокруг Москвы. Он ярко показывает, как власти предержащие, чтобы увеличить свои привилегии и удовлетворить личные амбиции, под предлогом борьбы за религиозное и политическое единомыслие сеяли в народе смуту, толкали его на раскол, духовное оскудение и братоубийственные войны.






15

Монеты из серебра, обрезанные в соответствии «с курсом»; «куна» — мелкая денежная и платежно-торговая единица, в 14 в. равнялась 1/50 гривны; «мордки» и «ушки» (белок) — разменные «деньги-меха», еще меньшего достоинства, чем куны.

16

Из пророчеств о гибели Иудейского царства, за которые предсказатель был убит.

17

Памятник древнерусской книжности 12 в. Как ни одно другое произведение древнерусской литературы, опирается на явления народного быта; автор «Слова» склонен к нарочитой сниженности стиля, пародирует даже Священное Писание, переделывает цитаты из псалмов; проступают юмор и балагурство скоморохов.

18

Речь идет о сочинении религиозного характера 12 в. — «Впрошания Кирика-новгородца», созданного в форме вопросов, которые автор задавал тогдашнему архиепископу Новгорода Нифонту.

19

Административно-территориальные единицы в Новгородской республике (Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская).

20

Русские всех европейцев германского происхождения звали немцами; здесь: гамбургские немцы и англичане.

21

Первый настоятель Соловецкого монастыря; в 1478 году был причислен к лику святых.

22

Основоположник Соловецкого монастыря; в 1435 г. был причислен к лику святых.

23

То есть флорентийские и венецианские.

24

Куфтер, одна из разновидностей камки, китайской шелковой ткани с разводами.

25

Английские сукна, производившиеся в Лондоне.

26

То есть буквой «п».

27

Имеется в виду Казимир IV (1427 — 1492), король польский и великий князь литовский.

28

Киот, божница, собрание икон в переднем (красном) углу комнаты.

29

Аналой — высокая подставка, на которую при богослужении кладутся церковные книги для чтения; в богатых домах ставился перед киотом при отправлении здесь священником служб (освящении дома, рождении ребенка и т. д.).

30

То есть на постоянно возжигаемую во время богослужения свечу во здравие.

31

То есть после смерти, на помин.

32

Болого — благо, добро, доброе дело.

33

Ономедни (намедни) — то есть оными днями, на днях.

34

Миродокончалъная грамота — заканчивающая какие-либо события миром.

35

Разметная грамота — разрывающая прежние отношения или договоренности.

36

Мятель — или мятль, что-то вроде полушубка.

37

То есть после принятия христианства при Владимире Святом (988 г.).

38

По воздуху; старуха имеет в виду своих гонцов-голубей.

39

Гайтан — шнурок.

40

Речь идет о событиях, описанных в «Житии святого Иоанна, архиепископа Новгородского» в главе «О великом святителе Иоанне, архиепископе Великого Новгорода, как он за одну ночь попал из Новгорода во Иерусалим-град и снова возвратился той же ночью в Великий Новгород».

41

Однорядка — долгополый, однобортный кафтан без ворота.

42

То есть о старых обычаях.

43

Опасная грамота — охранная, обережная грамота.

44

Городок, приписанный к городу. Впрочем, «пригородами» Новгорода Великого, кроме городков малых и ближних, в разное время были и Пермь, и Вологда, и даже Псков.

45

То есть архиепископы новгородские утверждались Московской митрополией, а не «подпавшей под Литву» Киевской...

46

Здесь некоторая неточность во времени: если следовать самой этой мысли о том, кто из них был «учителем», а кто «учеником», то утверждать надо обратное... Киевским митрополитом Григорий (Цамблук) был поставлен собором православных епископов Литовского княжества в 1415 г. в Вильнюсе по настоянию князя Витовта. Чем было положено начало разделения единой до этого времени Русской церкви на западнорусскую (большая часть территории нынешней Украины и Беларуси) митрополию с центром в Киеве и московскую митрополию. Митрополитом последней, согласно традиции, и был ставленник православной константинопольской патриархии Исидор. Но грек Исидор в 1439 г. от имени московской митрополии собирался подписать соглашение константинопольской патриархии с Ватиканом (Флорентийскую унию), не понимая тогдашней государственной подоплеки столкновений православия и католицизма на Руси, и едва спасся бегством из Москвы в Литву.

47

Автор сравнивает яростную Марфу-посадницу с Марфой, женой мироносицей, вместе с другими женщинами (Марией Магдалиной, Марией Клеоповой, Саломией, Иоанной, Марией), несших миро (священное масло), чтобы предать мертвого Христа обряду миропомазания.

48

Крестьянина из подгороднего, на Ильмене, села Пидбляны.

49

Черная куна — вид обложения, взимаемого московским князем.

50

Кострига, кострика, — жесткая кора льна или конопли, остающаяся после их трепания и чесания как нежелательная, — на удалении этой кострики построен автором образ.

51

Ушкуйники — от названия новгородской ладьи — ушкуй; на ушкуях новгородские, обычно из молодежи, дружины совершали грабительские походы на Низ — на Волгу. Васька Буслаев — герой одноименной новгородской былины — был олицетворением ушкуйничества.

52

Здесь некоторая неточность: в «князи» себе Новгород волен был до середины 15 в. позвать даже из Литвы, как, например, называемый здесь Михайло Олелькович был лишь «служилым» князем (служащим Новгороду), но не наместником в Новгороде князя киевского (а тогда бы это означало и — великого князя Литвы).

53

Убогие «Христовы странники». Часто им приписывалась чудесная сила, о которой говорится, например, в былине об исцелении Ильи Муромца, просидевшего тридцать три года сиднем и ставшего благодаря каликам богатырем.

54

Аскольд (? — 882), древнекиевский князь. По преданию, убит князем Олегом.

55

От «выдыбать» — вынести, пронести счастливо; надыбал — счастливо нанесло-навело.

56

На новолуние.

57

Речь, видимо, идет об «Ивановой ночи», «ночи Ивана Купалы». В основе обрядов лежит языческое почитание воды и солнца (Ярилы), в Иванову ночь заигали костры от живого огня, добываемого трением дерева о дерево, в Иванову ночь расцветает папоротник. Есть поверье: «На Иванов день солнце играет на восходе».

58

Охабень — верхняя одежда прямого покроя с откидным воротом и длинными рукавами, часто завязывавшимися сзади. При этом руки продевались в прорези рукавов.

59

Откровение святого Иоанна Богослова — Апокалипсис, последняя книга Нового Завета, книга пророчеств.

60

«Я взглянул, и вот конь белый, а на нем всадник, имеющий лук». (Там же. Гл. 6.2).

61

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри». (Там же. Гл. 6.3).

62

«И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море...» (Там же. Гл. 18.21).

63

Остромирово Евангелие — древнейший датированный памятник древнерусской письменности. Заказан в 1054 г. новгородским посадником Остромиром.

64

Здесь и далее идет пересказ преданий о северных народах из «Повести временных лет».

65

Мифическая (как отголосок сказаний восточных славян) «страна блаженных», посвящающих себя отмаливанию перед богом грехов «остальных» людей, живущих от них далеко, но о жизни каждого из которых они чудесным образом знают.

66

Значит, еще до 1206 г., когда он умер. Варлаамиев Спасо-Преображенский монастырь под Новгородом не случайно избрал для своего посещения Иоанн III... После того как в 1407 г. здесь, по преданию, получил исцеление сын Дмитрия Донского Константин, особое почитание преподобного Варлаама стало традицией московских государей, а затем российских императоров: еще и в 19 в. с торжественной службы в монастыре 6 ноября (день памяти Варлаама) Их величествам отправляли просфору и освященную воду.

67

Тиун — судья и управитель в боярской усадьбе или сельский судья.

68

То есть ловчими, ведающими охотой с прирученными гепардами (пардус — гепард, барс).

69


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Господин Великий Новгород"

Книги похожие на "Господин Великий Новгород" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Даниил Мордовцев

Даниил Мордовцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Даниил Мордовцев - Господин Великий Новгород"

Отзывы читателей о книге "Господин Великий Новгород", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.