» » » Лю Джан - Китай. Полная история


Авторские права

Лю Джан - Китай. Полная история

Здесь можно купить и скачать "Лю Джан - Китай. Полная история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Исторические приключения, издательство Литагент АСТ. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лю Джан - Китай. Полная история
Рейтинг:
Название:
Китай. Полная история
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-17-134439-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Китай. Полная история"

Описание и краткое содержание "Китай. Полная история" читать бесплатно онлайн.



Книга известного китайского историка Лю Чжана – это краткий, но в то же время подробный путеводитель по истории Китая, который даст вам полное представление о истории этой великой страны, которая скромно называет себя Центральным (Серединным) Государством. «Максимум достоверности и минимум предположений», так характеризует свой стиль Лю Чжан. «Йилу шунфэн!», желает читателям автор, что переводится как «Пусть на протяжении всего пути дует попутный ветер!». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.





«Канон записей»

«Канон записей»[31] или «Книга преданий» («Шу-цзин») – главный письменный памятник эпохи Чжоу. Этот классический трактат входит в состав конфуцианского «Пятикнижия» («У-Цзин») наряду с «Каноном Перемен» («И-цзин»), «Каноном песен» («Ши-цзин»), «Каноном церемоний» («Ли-цзи») и летописью «Вёсны и осени» («Чунь-цю»).

Материалы, представленные в «Каноне записей», охватывают период примерно с XXIV по VIII века до н. э. Принято считать, что «Канон» составил и отредактировал Кун-цзы, но если великий философ и приложил руку к этому трактату, то только по части редактирования. «Канон» составлялся сам по себе на протяжении многих веков – одно добавлялось к другому и так приумножалось знание, передаваемое из поколения в поколение.

К сожалению оригинальный текст «Канона» был уничтожен в конце III века до н. э. в период правления династии Цинь, когда проводилась масштабная государственная акция по утверждению идеологического единства недавно образованной империи. В историю эта акция вошла как «Сожжение книг и погребение книжников». Впоследствии «Канон» был частично восстановлен по устным передачам и найденным фрагментам. Под видом восстановленных попадались и фальсифицированные тексты. Заслуживает доверия текст «Канона», представленный в так называемом «Тринадцатиканонии» («Ши сань цзин»), отредактированном и прокомментированном выдающимся ученым Цинской эпохи Жуань Юанем (1764–1849). При чтении этого варианта бросается в глаза обилие конфуцианских положений, совершенно не свойственных эпохам Шан и Западной Чжоу, но это обстоятельство можно объяснить более поздней редакцией текста конфуцианцами.


Страница «Канона записей»


Каждое слово «Канона» – жемчужина, каждая глава его – бесценное сокровище. Этот сборник текстов заслуживает отдельной книги (и такие книги написаны). Здесь нет возможности углубляться в изучение «Канона», поэтому мы ограничимся одним-единственным отрывком из него, в котором говорится о трех качествах, которыми должен обладать правитель, желающий правильно управлять страной.

«Первое качество есть умение делать вещи правильными и прямыми, второе есть умение быть твердым, а третье – умение быть мягким. Когда в государстве царят мир и спокойствие, то следует управлять при помощи умения делать вещи правильными и прямыми. Когда подданные упорно не желают следовать воле правителю, то следует управлять при помощи умения быть твердым. Когда же государство пребывает в состоянии гармонии и следует правителю во всем, то следует управлять при помощи умения быть мягким. По отношению к вынашивающим преступные планы и непокорным следует применять умение быть твердым, по отношению к знатным и образованным следует применять умение быть мягким. Только правитель имеет право распределять блага в виде наград и повышений в должности, только правитель имеет право внушать почтение к власти, только правитель имеет право на изысканные яства… Если же правом распределять блага, внушать почтение и вкушать изысканные яства обладает подданный, то это наносит вред семье и является бедствием для страны. Тогда люди становятся предвзятыми и порочными, а народ становится недоверчивым и пристрастным, что приводит к совершению проступков».

Религия Чжоу

Подобно шанцам, чжоусцы почитали своих предков. Предок семьи покровительствовал своим потомкам, а предок правителя – всему государству. Высшим божеством было Небо. Предкам и Небу приносились жертвы, но уже не человеческие, этим Чжоу отличалось от Шан. Поклонялись чжоусцы и духам земли, которые обеспечивали людям урожай, охраняли их от несчастий, насылаемых злыми духами и т. п.

Обращаться к Небу с просьбами мог любой человек, но правом совершать торжественные жертвоприношения обладал только правитель. Вместе с развитием общества шло развитие ритуалов, которые со временем превратились в сложную систему церемоний. Развитию ритуалов способствовал прагматически-рациональный подход к общению с божествами. В представлении людей общение с Небом или духами предков ничем не отличалось от общения с правителями. Правильным совершением определенных действий человек выражал почтение божеству и получал в награду какие-то блага. В прогрессе ритуальной, а не мифологической составляющей религии, сыграло свою роль и отсутствие у чжоусцев развитой мифологии. Со временем хорошее знание ритуала и церемониального этикета стало отличительным признаком образованной аристократии. Недаром же Кун-цзы придавал столь большое значение ритуалу и церемониальной музыке. «Если ритуал и музыка приходят в упадок, – говорил он, – то казни и прочие наказания становятся несправедливыми. Если казни и наказания становятся несправедливыми, то народ не знает, как шевельнуть рукой или ногой».

К великому огорчению историков и археологов, уже в начале эпохи Чжоу шанское гадание на костях и черепашьих панцирях было вытеснено гаданием на стеблях тысячелистника (что привело к прекращению создания столь информативных артефактов, способных сохраняться на протяжении тысячелетий). Комбинации стеблей дают одну или две гексаграммы,[32] которые истолковываются по «Канону перемен».

Замена гадания по костям на гадание по «Канону перемен» представляет собой одно из проявлений «ритуализации» всего мистического в чжоуском обществе. Свободное толкование линий, образующихся на кости в результате нагрева, сменилось строго регламентированным толкованием гексаграмм, которых в «Каноне перемен» описано 64.

Реформы Сюань-вана

Му-вану удалось немного укрепить расшатавшееся государство, но к середине IX века до н. э. положение изменилось в худшую сторону. Десятый правитель Чжоу Ли-ван описан в хрониках как жестокий и бесчеловечный притеснитель, склонный к различным излишествам. Когда чаша терпения переполнилась, удельные князья выступили против правителя и в 841 году до н. э. свергли его. При малолетнем императоре Сюане, сыне Ли-вана, регентами стали два первых советника – Чжао-гун и Чжоу-гун. Их правление получило название совместного правления (гун-хэ). Год установления гунхэ считается отправной датой в китайской хронологии, которая совпадает в большинстве известных источников.

Совместное правление продолжалось 14 лет. Судьба отца стала уроком для Сюань-вана, который по восшествии на престол пытался реформировать государство. Важнейшей из его реформ стала замена обязательной обработки полей правителя десятиной, земельным налогом, единым для всех подданных. Для того, чтобы определить точный размер ежегодных поступлений в казну Сюань-ван хотел провести общую перепись населения, но по каким-то причинам провел ее только в местности Тайюань. «Чжун Шань-фу убеждал его, что народ нельзя считать, – писал Сыма Цянь. – Но Сюань-ван не послушал его и пересчитал народ».

Чжун Шань-фу был наставником и советником Сюань-вана. Может показаться странным, что высокопоставленный чиновник, которому по долгу службы полагается радеть о благе государства, отговаривает правителя от такого безусловно полезного мероприятия, как перепись населения. Но можно предположить, что Чжун Шань-фу выражал интересы удельных князей, которые расценивали перепись как вмешательство в их дела и ущемление их прав. Конечно же, каждому из них хотелось уменьшить «налогооблагаемую базу», занизить количество населения в своем уделе для того, чтобы отдавать в казну меньше денег. Негативное отношение знати к переписи населения нашло отражение в трактате «Речи царств» («Го юй») где говорится, что пересчитывать людей не следует, поскольку каждый чиновник знает своих подопечных и без пересчета. Содержится в «Речах» и прямой выпад в адрес Сюань-вана, заменившего обязательную обработку принадлежащих ему полей налогом. Там сказано, что для того и существуют поля правителя, чтобы было известно, сколько у него народа, ведь обрабатывать поля выходят все.

Надо сказать, что Сюань-ван был не первым правителем, пытавшимся пересчитать население, но прежние подсчеты проводились не поголовно, а выборочно, например – по количеству воинов, выставляемых удельными правителями во время войн.

О реформах Сюань-вана известно немногое, но то, что он находился у власти в течение 45 лет, свидетельствует о более-менее разумном управлении государством. В противном случае его свергли бы точно так же, как свергли его отца – тропинка уже была протоптана. Правда, под конец правления Сюань-вана в 789 году до н. э. прозвенел звонок, возвещавший близкий конец государства. Во время сражения в Цяньму (территория современного уезда Цзесю в провинции Шаньси) чжоуские войска были разбиты жунами[33] – кочевыми племенами, обитавшими вдоль северных и северо-западных границ государства Чжоу.

Закат Западного Чжоу

Двенадцатый правитель Западного Чжоу Ю-ван, сын и преемник Сюань-вана, стал последним правителем государства. Он правил недолго, всего 10 лет, с 782 по 771 год до н. э., и его правление было омрачено зловещим предзнаменованием гибели государства – разрушительным землетрясением, произошедшим в 780 году до н. э. Спустя год после землетрясения Ю-ван приблизил к себе красавицу по имени Бао-сы, которая родила правителю сына Бо Фу. Ослепленный любовью к Бао-сы, Ю-ван отказался от своей законной супруги Шэнь и рожденного ею первенца Бо Цзю, считавшегося наследником престола. Женой правителя стала Бао-сы, а наследником – Бо Фу. Этот поступок вызвал негодование знатных чжоусцев. Шэнь происходила из почтенного рода, а Бао-сы до своего возвеличивания была служанкой – Сыма Цянь писал, что Ю-ван увидел эту девушку в задних помещениях своего дворца. Развод с Шэнь ради Бао-сы стал пощечиной всей чжоуской знати. Масла в огонь добавило назначение высшим сановником некоего Ши-фу из княжества Го, коварного и алчного льстеца, не пользовавшегося любовью у населения. Отец старшей жены правителя Шэнь-хоу поднял восстание и с помощью соседнего царством Цзэн и кочевых племен цюаньжунов сверг Ю-вана. Ю-ван был убит, Бао-сы была увели в плен, а на престол взошел законный наследник Бо Цзю, известный как Пин-ван.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Китай. Полная история"

Книги похожие на "Китай. Полная история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лю Джан

Лю Джан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лю Джан - Китай. Полная история"

Отзывы читателей о книге "Китай. Полная история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.