Абу Али ибн Сина - Канон врачебной науки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Канон врачебной науки"
Описание и краткое содержание "Канон врачебной науки" читать бесплатно онлайн.
Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» – величайший по значению и содержанию памятник культуры – написан в 1012-1024 годах. Этот колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека.
Величайшие памятники человеческого ума, к которым принадлежат и «Канон», вошли в сокровищницу мировой науки и культуры.
К числу замечательно полезных лекарств принадлежат лепешечки из смолистого молочая такого состава: берут смолистого молочая и желтых миробаланов поровну. [Количество] при однократном питье постепенно увеличивается от полутора данаков почти до дирхама; поят ими один раз каждые четыре дня; в промежутках между приемами дают пить лепешечки из барбариса. Иногда составляют также лекарство из ревеня, куста, костянок лавра, пажитника, люпина, девясила, горечавки, камеди миндаля и гальбана; это лекарства полезные. К числу средств, выводящих водянистую влагу низом, принадлежат слабительные [лекарства], свечки и главным образом клизмы: они ближе всего [подходят] к воде, легче всего [переносятся] естеством и дальше всего [отстоят] от главенствующих органов. Полезны различные способы купания: в [воде] из горячих источников, в паровых ваннах, воде, в которой варили разрежающие [лекарства], например, ромашку лекарственную и ситник ароматный, а также различные втирания, повязки и припарки. Сюда же входит отпаивание козьим молоком и молоком жеребых верблюдиц; к этому же разряду относится также и моча. Молоко жеребых верблюдиц подходит при бурдючной водянке, если принимать его неделю с желтыми лепешечками – сначала в количестве полудирхама с полудирхамом конкреций бамбука, [а потом все больше], пока не дойдет до одного дирхама. Через неделю воду выводят двумя дирхамами калкаланаджа, а потом снова дают желтые лепешечки в течение недели; так делают постоянно, и [больной] иногда выздоравливает. А слабому [больному] дают желтых лепешечек сначала всего один данак. Пропись желтых лепешечек упоминается в Фармакопее, так же как и калкаланадж. [Больному], у которого сильный жар, молоко жеребых верблюдиц неприятно. [Ему] начинают давать верблюжье молоко с сорока дирхамов и прибавляют каждый день по десяти [дирхамов].
Что же касается слабительных, то в них не должно быть чего-либо вредного для печени, а если уже [врач] вынужден [прибегнуть] к тому средству, то его следует исправить. Не подобает также принимать [все слабительное] разом и лучше [давать его] в несколько раз, ибо [такое лекарство], принятое сразу, убивает. Наименьший вред от него – ослабление печени. Сабур сам по себе – очень плохое для печени [лекарство]; его следует отдалять от печени [и давать] только при необходимости или ухитрившись его исправить. За послабляющими лекарствами должен следовать пост; [больному], принявшему слабительное, если возможно, не следует есть после этого один день и одну ночь.
После [слабительных] надлежит также [принимать] что-либо укрепляющее и слегка вяжущее, например, лепешечки из барбариса или соки плодов, в которых есть сладость и вяжущее свойство, чтобы укрепить печень, особенно после [приема] фурбийуна, волчьего лыка, ушшака и тому подобного. Затем употребляются [средства] исправляющие натуру [печени], например, терьяк, лекарство с куркумой при холодной [натуре] и сок цикория при горячей [натуре]. Когда есть жар, не следует выводить низом желтую желчь: она некоторым образом противоборствует водянистой влаге, и водянистую влагу тоже требуется вывести, так что [получается] двойное послабление, и силе [печени] наносится ущерб. Напротив, наиболее подобает желтую желчь угашать, а влагу выводить низом, если только желчь не переходит предел в отношении обилия; тогда ограничивайся [при ее выведении] чем-нибудь вроде миробаланов: это превосходное слабительное в подобном случае, так же как сагапен – превосходное слабительное в случае холодности [печени]. Всякая чрезмерность при послаблении в отношении количества и в отношении продолжительности нехороша; при горячей [натуре] это более безопасно. К хорошим мягчительным средствам принадлежит бульон из жаворонков и из старого петуха, особенно с полиподиумом, укропом и тому подобными [приправами].
После того как [водянистую влагу] выводили около десяти дней какими-нибудь мягко опорожняющими средствами: верблюжьим молоком, сырной сывороткой и другими, так что количество воды убавилось и опухание стало легче, хорошо бывает прижечь живот, чтобы он больше не принимал воды. Прижигание производят после двух или трехдневного воздержания от пищи и отказа от послабляющих, и состоит оно из шести прижогов – трех вдоль, начиная от грудной кости и до лобка, и трех поперек живота. И пусть больной после этого терпит голод и жажду. Правильно будет между двумя [приемами] слабительного давать пить что-либо открывающее закупорки, например, лепешечки с горьким миндалем. Что не касается отпаивания молоком верблюдиц и коз, главным образом аравийских [верблюдиц] и особенно тех, которых кормят чем-либо выводящим водянистую влагу, разрежающим и мочегонным, например, цитварной полынью, тысячелистником сантолиновым, фалафили и прочими такими [травами], а если натура горячая – веществами, которые вместе с тем подходят для печени, вроде повилики, цикория и других, то не обращай внимания на [слова тех], кто говорит, что все это наущения софистов, и на разговоры, будто естество молока противоборствует [излечению] водянки. Наоборот, знай, что это полезное лекарство, ибо ему присущи способность мягко очищать и особое [целительное] свойство. [Ведь] иногда послабляющее лекарство противоположно тому, что требуется для исправления данного качества [натуры], но пригодно вследствие своего особого свойства или какой-либо другой причины, например, способности к опорожнению и тому подобному; так, например, цикорий входит в лекарства при лечении печени, [пораженной] холодными болезнями, а к смоле скаммония прибегают при желтожелчных заболеваниях. Например, знай, что такое молоко приносит большую пользу, и если бы человек оставался [на одном] молоке вместо воды и [другой] пищи, он бы наверное вылечился. Это испытывали на людях, которых [случай] забросил в земли арабов, и необходимость привела их к такому [режиму], и они выздоровели. Молоко жеребых верблюдиц иногда употребляют само по себе, а иногда в смеси с другими лекарствами. Некоторые из них применяют с целью лечения без сильного согревания, как например, миробаланы с семенами цикория, семенами повилики и нефтяной солью, тогда как другие употребляют ради лечения согревающего и разрежающего, как например, сагапен и его семена. А некоторыми [лекарствами] желают задержать чрезмерное послабление; такова, например акация камеденосная и ей подобные [вещества]. Нередко [молоко] смешивают с верблюжьей мочой; иногда ограничиваются им одним в качестве еды и питья, а иногда добавляют другую пищу. В обоих случаях следует проверить, как действует молоко: усваивается ли оно телом без послабления или послабляет немного или выводит больше, чем его принято, но в терпимой степени, или же послабляет чрезмерно, больше терпимой степени, или оно створаживается в желудке или в проходах, или приводит к охлаждению [печени] или же оставляет после себя сок, [либо] слизистый, либо перегоревший вследствие гниения, если [молоко] подверглось гниению.
Знай, что лучшее время, чтобы поить молоком, это весна, до начала лета. Вот хороший способ поить им, который мы много раз испытывали, и он помогал. Молоко жеребой верблюдицы пьют, предварительно голодая несколько дней и ночей, в течение которых принимают лишь очень мало пищи. Если голодать [все] это время возможно, то так и делают, но обязательно терпеть голод с предшествующего вечера. Молоко пьют парным, сразу после доения тут же на месте, в количестве двух укий, причем лучше всего [выпить] две укийи [молока] с одной укийей верблюжьей мочи. [Больной] воздерживается от воды несколько дней – до трех, и количество [мочи], выходящей при мочеотделении, оказывается близким к тому, что он выпивает. После этого желудок иногда извергает молоко, которое [больной] пьет, а иногда он извергает лишь небольшое количество кала; желудок не извергает [молока] только потому, что тело его уже усвоило. А если желудок извергает больше того, что пьет [больной], то от молока воздерживаются один день или примешивают к нему что-либо вяжущее. Если же не извергается вообще [ничего], то пьющему следует опасаться, что [молоко] створожится, и избегать его. То же самое [делают], если извергается меньше того, что выпито. В таком случае надлежит принять лекарство, которое заставит [молоко], находящееся в желудке, спуститься, и снова выпить [молока] с сагапеном или чем-нибудь вроде этого. Из предосторожности надлежит даже принимать каждые три дня в небольшом количестве пилюли из сагапена и тому подобное: они выводят остатки молока, которое может быть створожилось, или то, что от него зарождается. Это особенно [полезно], если у больного кислая отрыжка, и он чувствует [в желудке] тяжесть.
Одна из полезных мер в подобном случае – тотчас же поставить клизму. При таких обстоятельствах следует также перестать поить молоком на день или два и прибегнуть к припаркам и повязкам, которые кладут на живот, и они растворяют [створожившееся] молоко. Если же поение молоком ничего такого не причиняет и выводит каждый день [испражнения] не чрезмерно, а, [скажем], в количестве двух маленьких кувшинов, то ограничиваются [молоком] в чистом виде или с сагапеном и слабительными пилюлями, сагапеновыми или другими. А если послабление чрезмерно, то молоко перестают [давать] на день или на два и затем постепенно начинают поить им [снова]; поят молоком верблюдицы благородной породы, которую кормят вяжущими травами. Когда его надоят, то тотчас же прибавляют к нему окалины басрийского железа, дробленой, промытой винным уксусом и прокаленной в количестве двадцати дирхамов, а также камеденосной акации и тарасиса – каждого по пяти, сельдерея. – три дирхама и по пучку са тара, сельдерея и руты. [Эти средства] оставляют [в молоке] на некоторое время, потом [молоко] отцеживают и пьют, а затем постепенно переходят на чистое [молоко] или на [молоко], смешанное с послабляющими [лекарствами], если в этом есть надобность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Канон врачебной науки"
Книги похожие на "Канон врачебной науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Абу Али ибн Сина - Канон врачебной науки"
Отзывы читателей о книге "Канон врачебной науки", комментарии и мнения людей о произведении.