Абу Али ибн Сина - Канон врачебной науки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Канон врачебной науки"
Описание и краткое содержание "Канон врачебной науки" читать бесплатно онлайн.
Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» – величайший по значению и содержанию памятник культуры – написан в 1012-1024 годах. Этот колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека.
Величайшие памятники человеческого ума, к которым принадлежат и «Канон», вошли в сокровищницу мировой науки и культуры.
О крови. Если во всем теле имеется и уже образовалась [в голове] обильная материя, ты делаешь кровопускание из кифаля; если же [материя] еще не образовалась [в голове], но вскоре образуется, то отворяй «черную вену». А если ты боишься, что материя образуется там, хотя она еще не начала образовываться, и если, например, имеют место такие причины, привлекающие соки в область головы, как внешний жар, удар [по голове] и прочее, то пускай кровь из басилика. Если же ты хочешь оттянуть больше [материи], то пусти кровь из лядвейной вены и поставь банки на голень, на одну пядь выше щиколотки, а также отвори сосуды ноги. Если [кровяная материя образовалась] при соучастии [с мозгом] какого-нибудь органа, то пусти кровь из общего для них сосуда, когда желаешь опорожнить их оба и материя пребывает в покое. А если ты хочешь оттянуть [материю] в сторону и одновременно опорожнить соучаствующий орган, то пускай кровь из сосуда, общего [для мозга] и для органа, заболевшего раньше [мозга]; при этом [кровопускание] делается в противоположной голове стороне.
Далее, если материя направляется к одной только голове или кровяная [материя] образуется сначала в одной лишь [голове], то пока она находится в наружной оболочке черепа, как мы скажем потом в [параграфах] о частных заболеваниях, или боль ощущав ется возле швов черепа и ты хочешь применить легкое лечение, поставь банки около затылочной впадины. Когда же [материя] находится глубоко и нет надежды оттянуть ее кнаружи, то пускай кровь из сосуда лба, особенно если боль ощущается сзади. После взятия крови больной принимает опорожняющие, если они все еще нужны, приготовленные из миробаланов и выжатых соков плодов, и ему делают клизму, а если болезнь тяжелая, как например, кровяная сакта, то пускают кровь из яремной вены.
Что же касается лекарств, способствующих созреванию, то если [материя] слизистая или черножелчная, наилучшими лекарствами для доведения ее до зрелости являются [лекарства], способные разрежать, отрывать и растворять, как например, майоран, листья лавра, полынь, тысячелистник сантолиновый, ситник ароматный, ромашка, донник лекарственный, укроп, полиподиум, повилика, – два [последних] особо пригодны для черножелчной материи, а также тимьян, иссоп, пулегиевая мята, рута, полынь-чернобыльник и все те горячие лекарства, которые мы записали в рубриках о растворении и доведении до зрелости; однако меры лечения при слизистой материи и черножелчной материи различны, о чем мы упомянем далее. Степень этих лекарств должна повышаться соответственно количеству материи; когда она обильна по количеству и сильна по качеству, то мы применяем сильные горячие лекарства, вплоть до четвертой степени [теплоты], как например, слюногон, фурбийун и другие, если, конечно, нет опасности, что соки закипят. Это случается, когда материи слишком много, и мы боимся, что от согревания увеличится ее объем, и она вызовет болезненные спазмы или опухоль; тогда мы должны начать с изгнания некоторого количества материи и затем уже взяться за доведение оставшейся [ее части] до зрелости. При доведении до зрелости сырых и незрелых соков лучше всего лечить, накладывая повязки с умеренно согревающими лекарствами, дать [больному] покой и перевязать [ему голову], чтобы созревание происходило постепенно. Если [материя] скудна по количеству и слаба по качеству, то мы ограничиваемся нежными [лекарствами], согревающими не сильно, в первой степени; а если она средняя, то [применяем] средние [лекарства].
При черножелчной материи мы не ограничиваемся такими средствами, чтобы не усилить высушивание, особенно, если черная желчь не естественная, а перегоревшая, – нет, для доведения до зрелости материи черной желчи нам обязательно нужны смягчающие и увлажняющие [лекарства], за которыми следуют [лекарства], способствующие созреванию и растворяющие, но нежно – во второй и третьей степени. Лучше всего сочетать смягчающие и увлажняющие [лекарства] с горячими, отрывающими и растворяющими. Что же касается горячей материи, то доведение ее до зрелости достигается [средствами], сгущающими ее состав и вместе с тем открывающими и отрывающими; таковы охлаждающие и увлажняющие лекарства, способные очищать и промывать, вроде ячменной воды и парного козьего молока. От молока следует воздерживаться больным, у которых [наблюдается] слабость сил и головные боли; это же условие относится и к средствам, доводящим [соки] до зрелости. Они должны употреблять воды, в которых варились листья ивы, фиалки, кувшинки, «посоха пастуха» и все овощи, холодные [по натуре], описанные в [соответствующих] рубриках простых лекарств. К [этим лекарствам] примешивают немного уксуса, чтобы их сила проникла глубже; если в них имеется малейшая густота, то добавляют ромашки лекарственной и алтея. Если у больного бессонница и он хочет, чтобы ее не было, то [к лекарствам] добавляют кожуры маковых [коробочек].
Я говорю: уксус это общее [средство] против всех видов материи. Охлаждающее свойство уксуса можно ослабить легчай шим способом, н после этого сохраняется его свойство проводить лекарства вглубь и отрывать [соки]. Это относится к употреблению уксуса против холодной материи, но при доведении до зрелости горячей материн его не следует предпочитать (другим средствам). Все горячие масла, упоминаемые в Фармакопее и получаемые из различных пахучих трав, цветов и растений, применяются при доведении до зрелости холодных (соков]. Если же материя очень холодна или обильна по количеству, или трудно рассасывается, то употребляют масла, приготовляемые из горячих камедей, крепких пряностей, масла бана, жасмина, нарцисса, касатика, аргувана, ромашки, лавра, майорана, нарда или оливкового масла, в котором варилась свежая рута, свежая пулегиевая мята, свежий укроп или свежая ромашка и сходные с ними лекарства, упоминающиеся в Фармакопее, а также нефть. Что же касается бальзамового масла, то вследствие своей разреженности оно быстро рассасывается ч не приносит в мазях большой пользы, соответствующей его силе.
Мы противостоим материи путем опорожнения или отвлечения ее в противоположную сторону или же применяем и то и другое, Вместе. Отвлечение в обратную сторону (от головы] есть отвлечение )к рукам и к ногам; этому способствует растирание их с солью И фиалковым маслом или маслом ромашки лекарственной в зависи мости от натуры (больного]. В случаях, о которых мы ведем речь, применяются также физические упражнения, причем голову обере гают. чтобы она не двигалась вместе с телом, а двигались только нижние конечности. Это такое упражнение, при котором человека подвешивают на веревке или он свешивается со стены, касаясь ее верхней частью [тела], н непрестанно двигает ногами; это делают после опорожнения. Растирание и перевязывание конечностей сверху вниз тоже относится к числу таких (мер), особенно перед кормлением больного; при этом голову иногда очищают с помощью только легкого воздействия, например, растирания, надавливания, пощипывания и даже расчесывания (волос]. Применение качелей тоже относится к числу особых способов очищения [головы], которым и пользуются в конце литаргуса.
К средствам, общим для обеих целей, принадлежат: клизма, лекарства, вводимые через задний проход, мочегонные и потогонные, применяемые в соответствии с (качеством] материй и силами [больного]; все они перечислены в Фармакопее. Что же касается слабительных, опорожняющих голову вместе со всем телом, то это пилюли из ийараджа, пилюли кукийа н пилюли из лаванды греческой. Эти (средства] более подходят при перегоревших соках, в которых преобладает желчь и которые к тому же несколько густы; они даже являются общими для желчной н слизистой [материи]. Сильнее всех таких лекарств (действует] настой сабура на соке цикория, особенно самый крепкий настой, который описан в Фармакопее, или настой ийараджа, а также рвота, вызванная сиканджубином с семенами садовой лебеды. Отвар миробаланов, сливы, дымянки, плодовое и фиалковое вино, отвар кассии слабительной и тому подобные лекарства, усиленные добавлением смолы скаммония или не усиленные, смотря по состоянию тела, отсутствию или наличию лихорадки, возрасту и силам [больного] – все это и им подобное подходит при жидких и желчных соках. Ийарадж Архигена, ийарадж Руфа, ийарадж с лугазией, ийарадж Галена, пилюли, приготовленные с ляпис лазурью и чемерицей, о чем мы упомянем далее, подходят при соках густых и черножелчных; [хороши] также все [лекарства], в которые входит лаванда греческая.
В таких случаях полезна также рвота, вызванная приемом сиканджубина, семян редьки н мякоти колоквинта вместе с прочими лекарствами, выводящими густые и липкие соки, которые упомянуты и перечислены нами в Фармакопее, а также и другие сложные [средства], подробно описанные [там же]. Однако эти [сложные средства] разделяются на несколько разрядов. К первому относятся те, которые [приготовлены] с ийараджем, турбитом, повиликой, агариком, бобровой струёй и тому подобные, потом идут «великие пилюли», затем [чистые] ийараджи и затем оба вида Харбина; черный – против черной желчи и белый – против слизи, причем [их] следует употреблять осторожно и с опаской. А ляпис-лазурь и промытый «армянский камень» [можно применять] против черной желчи без боязни и опаски. Следует начинать с самых слабых [средств] и постепенно переходить [к более сильным], пока не выяснится по состоянию болезни, что она прекратилась. А жидкие слабительные для очищения головы – это шабйары, из которых приготовляются «великие пилюли»; небольшое количество их оказывает достаточное действие вследствие задержки [в желудке] и повторное употребление их не вредит из-за незначительности (дозы); после [приема пилюль] следует поспать, чтобы движение и бодрствование не уничтожили действие [лекарства]. Основной частью и как бы закваской для них служат сабур и ийарадж, затем добавляют мастике для укрепления желудка и миробаланы, чтобы не допустить в голову острые пары, если они образуются в желудке. Когда хотят применить [шабйары] против желчных соков, то добавляют к ним смолу скаммония и тому подобное. Иногда употребляют смолу скаммония с [лекарствами, содержащими] сабур и применяемыми для очищения самой головы или желудка; [это делается], когда болезнь мозга обусловлена соучастием [желудка], дабы воспрепятствовать с помощью лекарства, способ ствующего очищению, чрезмерно согревающему [действию сабура] вследствие долгого пребывания его в желудке и возбуждению [соков], делающему очищение неполным.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Канон врачебной науки"
Книги похожие на "Канон врачебной науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Абу Али ибн Сина - Канон врачебной науки"
Отзывы читателей о книге "Канон врачебной науки", комментарии и мнения людей о произведении.