Дмитрий Неведимов - Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики"
Описание и краткое содержание "Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики" читать бесплатно онлайн.
Все «цивилизованные» страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются с одной и той же проблемой. Их население вымирает. Вымирает не по причине войн, болезней или недостатка еды. Люди вымирают по собственному желанию. Они отказываются заводить детей и продолжать жизнь. Будь то Европа, Америка или Япония, везде рынок приводит к одному и тому же результату[1].
Население лидера свободного мира США сталкивается с ещё одной проблемой. Восемь из десяти американцев являются психически не вполне здоровыми людьми, согласно собственным американским исследованиям[2].
Эта книга о том, что на самом деле представляет собой рыночная экономика. Если вам нравится рынок, то понимание его внутренних механизмов поможет вам действовать более эффективно. Если вам не нравится свободный рынок, вы увидите, с чем мы имеем дело в его лице.
Какой величиной является стоимость — объективной или субъективной?
Напомним, что объективностью считается «независимое от воли и сознания человека существование предметов, их свойств и отношений». Субъективность — «отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта».
От ответа на этот вопрос зависит всё наше отношение к экономике. Если стоимость — это объективная величина, то экономика — это точная наука, подобно физике, изучающая объективные величины и управляющая ими. Если стоимость — это субъективная величина, то экономика занимается формированием личных взглядов, интересов и вкусов. Тогда это религия, пусть и математическая религия, цифровая, псевдо-точная.
Ну а если рыночная экономика — это религия, то это такая религия, которая основана на принципе удовольствия от насилия.
Отметим и то, что если один человек считает экономику объективной наукой с объективными ограничениями, которые нельзя переступать, а второй человек поклоняется деньгам как богу, как религии, и не видит для себя объективных ограничений, то этот второй получает неоспоримое преимущество.
Возникновение стоимости
Как возникает стоимость? Очень важно понимать, что стоимость любого предмета или товара возникает только в обмене.
Если я сам вырастил яблоко и сам его съел, то я могу считать, что съел на копейку или что съел на сто рублей, но это не будет иметь никакого значения. Если я подарил яблоко, то его цена тоже не имеет значения [182].
Но если я хочу обменять мои яблоки на груши соседа, то возникает вопрос — в каком соотношении должен происходить обмен? Сколько груш мне должен дать сосед за каждое яблоко? Мы можем договориться с соседом, что
стоимость одной груши = стоимости двух яблок
Таким образом, стоимость яблока будет выражена в груше, а стоимость груши — в яблоке.
Теперь давайте сравним понятие стоимости и понятие массы. На одну чашку весов мы положим всё те же два яблока, на другую — грушу. Допустим, что весы уравновесятся. Тогда мы запишем что
масса одной груши = массе двух яблок
То есть мы выразили массу яблока в груше и наоборот.
Представим, что нам надо сравнивать массу множества предметов — груш, яблок, других фруктов, овощей, зерна, и так далее. Каждый раз взвешивать попарно все эти предметы было бы очень неудобно. Поэтому люди договорились взвешивать их относительно одного и того же условно выбранного объекта — литра воды (приняв, что 1 литр воды = 1 килограмм). Вместо воды можно было бы выбрать любой другой эталон, любой другой всеобщий эквивалент.
То же самое произошло и со стоимостью. Вместо того чтобы выражать стоимость множества товаров друг в друге, их выразили по отношению к всеобщему эквиваленту — золоту. Так же как считают, что яблоки весят 10 кг (то есть 10 литров воды), стали считать, что 10 кг яблок в обмене эквивалентны, например, 1 грамму золота.
Носить с собой воду для взвешивания было бы неудобно, поэтому люди носят занумерованные гирьки. Носить с собой золото тоже неудобно, поэтому носят занумерованные бумажные деньги (которые изначально были привязаны к золоту).
Абсолютное большинство людей, включая экономистов, и воспринимают стоимость предмета как его физическую величину, такую же фундаментальную, как масса.
Относительность стоимости
Исходя из вышеизложенного, запомним первый важнейший вывод: и масса, и стоимость — понятия относительные.
Они возникают только в результате обмена или взаимодействия двух предметов, они не есть абсолютные величины. Стоимость без обмена или масса без взаимодействия [183] не имеют смысла.
Стоимость есть просто относительный коэффициент обмена одного предмета (или услуги) на другой.
Наиболее ярко эта относительность проявляется при денежной реформе, когда от цен откидываются нули. Стоимости меняются, но соотношения стоимостей — нет.
Точно также не важно, будем ли мы измерять массу в килограммах или в фунтах, пропорция сохранится.
Субъективность стоимости в пространстве и во времени
Но между стоимостью и массой есть разница, которая обычно не осознаётся. В каком бы месте земли мы не измерили массу одного и того же предмета, она всегда будет одинаковой [184].
Но стоимость одного и того же предмета совершенно различна в разных местах и странах. Она и должна быть различна, потому что в разных местах люди обмениваются предметами по-разному.
Возьмите одно и то же яблоко и взвесьте его в деревне, в городском магазине и в ресторане. Оно будет весить абсолютно одинаково. Попробуйте продать это же яблоко в деревне, в городском магазине и в ресторане. Вы сможете получить совершенно разную стоимость в пространстве.
То же самое происходит и во времени. Взвесьте яблоко в момент сбора урожая, через месяц или через полгода. Его масса изменится очень незначительно. Но стоимость яблока будет отличаться в несколько раз, поскольку люди захотят по-разному обменять его на другие предметы.
Сколько стоила нефть в средние века? Нисколько, ибо она была никому не нужна. Сколько стоит нефть сейчас? Физически нефть не изменилась, изменилось сознание.
Итак, стоимость субъективна и в пространстве, и во времени.
Субъективность стоимости в одном сознании
И, наконец, главное отличие. В любой момент времени в любом месте в сознании любого человека существует только одно значение массы яблока.
Но даже в конкретный момент времени, в конкретном месте, в сознании конкретного человека существует не одно и не два, а несколько значений стоимости одного и того же предмета.
У торговца существует как минимум два значения — стоимость покупки и стоимость продажи. Но если мы заглянем в ценники большинства фирм и магазинов, мы увидим целый набор стоимостей одного и того же предмета, в зависимости от количества закупаемого товара (розничная, мелкооптовая, крупнооптовая цена и так далее).
Таким образом, стоимость субъективна даже в сознании одного и того же человека. Но и это ещё не всё.
Субъективность всеобщего эквивалента стоимости
Никто в мире не в состоянии изменить массу воды по отношению к массе других предметов. Вода как всеобщий эквивалент массы постоянна и никому не подконтрольна.
Но как обстоит дело с всеобщим эквивалентом стоимости — деньгами и золотом? Имеется ли возможность по желанию менять этот эквивалент?
Золото было выбрано в качестве эталона стоимости именно как наиболее редкий предмет, соответственно, наиболее сложно поддающийся манипуляции. Но несомненно, что имеется возможность по желанию добыть больше или меньше золота.
Когда золото было вытеснено бумажными деньгами, то возможности манипулирования всеобщим эквивалентом, то есть измерителем стоимости, стали вообще неограниченны.
* * *
Таким образом:
i) Стоимость по определению относительна.
ii) Стоимость меняется по желанию в пространстве и во времени.
iii) Существует несколько значений стоимости одного и того же объекта в одном сознании.
iv) Средства измерения стоимости меняются по желанию.
Так наука ли экономика, или это религия, которая просто использует математику?
Теории стоимости
Поскольку стоимость — это коэффициент обмена, то как должны устанавливаться «правильные» коэффициенты обмена одних товаров на другие? От этого полностью будет зависеть справедливость общества, которое основано на разделении труда и на обмене продуктами труда.
Если экономика — это религия, то откуда в нашем сознании возникло представление о стоимости как о чём-то абсолютном, физическом, объективном? Представление о том, что стоимость устанавливается сама по себе, по воле природы, но не по желанию человека?
Теория стоимости в рыночной экономике
Существовали в мире и сейчас существуют некоторые паразитные люди, целые прослойки людей и даже страны, которые приспособились жить трудом других. Вначале они держали своих рабов в подчинении кандалами, плёткой и клеймом. Но в том было много опасного и неудобного. Тогда придумали они, как сменить физические кандалы на рабство сознания, как задурить голову и заставить подчиняться себе без сопротивления.
На вопрос бедного, почему он беден, хозяин во все века отвечал одинаково. Ты беден, потому что ты ленив и глуп, то есть ты или не умеешь или не хочешь работать.
Этот простейший принцип был облечён в университетские мантии и положен в основу высокопарной английской политэкономии. Она стала очень удобна для того, чтобы объяснять как собственным бедным, так и колониям, что они сами виноваты в своём положении, а рыночная экономика — это объективный закон природы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики"
Книги похожие на "Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Неведимов - Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики"
Отзывы читателей о книге "Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики", комментарии и мнения людей о произведении.