» » » » М. Салихов - Научная истина и нравственность


Авторские права

М. Салихов - Научная истина и нравственность

Здесь можно скачать бесплатно "М. Салихов - Научная истина и нравственность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Научная истина и нравственность
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная истина и нравственность"

Описание и краткое содержание "Научная истина и нравственность" читать бесплатно онлайн.








М. В. Салихов, А. Ф. Кудряшев

Научная истина и нравственность

1. В процессе реконструкции философско-методологических взглядов А.А.Любищева необходимо различать их воссоздание по отдельности, т.е. каждого из них, взятого обособленно, и в совокупности, в виде концептуальной системы с ее постепенно становившейся целостностью. В первом случае помогает то, что А.А.Любищев сам сформулировал и отчасти проанализировал основные положения, которыми руководствовались ученые – его современники (см.: Салихов М.В. А.А.Любищев об «общепринятых» постулатах науки и философии. Ульяновск. 2001). Во втором случае надо знать цель, общий принцип, который направляет развитие всей системы методологии, Для того, чтобы выявить этот направляющий принцип, надо постараться вписать методологическую систему А.А.Любищева в более широкий культурный и исторический контекст.

2. В концепции А.А.Любищева привлекают: идея множественности исследовательских программ (гипотез), отрицание завершенности системы знания, претензий на исключительность методологической позиции и обладания абсолютной истиной, и многое другое.

3. Другая идея, которую мы выделим особо, – это идея соединения научного поиска и нравственности. Таким путем шел, например. А.Пуанкаре: выше истины он ставил нравственность, вернее, комплексный критерий, в котором нравственность играла определяющую роль. Дж.Пойа предлагал правила для руководства ученого, его моральный кодекс, где есть место честности, порядочности, установке, как психологического и нравственного начала, на признание своих ошибок и заблуждений. Множественность доказательств одного и того же утверждения побуждает искать дополнительные критерии, которые можно было бы использовать для выбора одного из доказательств, при общей для естественных и математических наук тенденции к непротиворечивости. Среди дополнительных критериев – ощущение красоты доказательства, а также его безупречности с моральной точки зрения.

4. Методология познания долгое время развивалась в русле рассмотрения субъект-объектных отношений. Основанием знания здесь служит предметность, и поиски инвариантов в предмете исследования обусловливали создание и функционирование теории отражения с ее копиями объективного мира. Другой пример теории познания дает неореализм, преодолевающий, как кажется его представителям, обвинение в умножении мира и утверждающий непосредственное вхождение объекта в сознание. Познавательная деятельность нацеливалась на выяснение законов объекта, предстающих в виде его статической структуры, законов изменения и функционирования, тенденций развития с учетом влияния внешних случайностей. Объект воспринимается как неживое, хотя в воображении ученого, разыгрывающем всякие варианты поведения объекта, последний может представать весьма и весьма разнообразным.

5. Положение дел меняется, когда изучают живой объект. Он давно уже воспринимается учеными во многом как непредсказуемый, поскольку может самостоятельно выбирать среди какого-то множества альтернатив, а также способен учитывать обратные связи и воздействовать в соответствии с этим на того, кто считает себя субъектом познания. Гносеологическое отношение принимает вид субъект-субъектного, где субъекты, и тот, и другой, могут быть и индивидуальными, и коллективными.

6. Что же тут является инвариантом с точки зрения познающего субъекта? Если идти путем вчувствования, т.е. следовать принципу сочувствия (С.В.Мейен), то необходимо осуществлять мысленную подстановку себя вместо другого, углубление в самого себя, рефлексию, находить инварианты внутри своего сознания, в нем искать правила и критерии. Такой подход лежит в русле развития европейской философии: Р.Декарт и его «Я мыслю», Б.Спиноза с его рационализмом, И.Г.Фихте и первое основоположение его наукоучения «Я есть Я», И.Кант, находивший в себе моральный закон, Л.Фейербах и его антропологический материализм – этот немецкий философ в природе видел человека и шел вглубь человеческого сознания, и т.д.

7. Инвариантами субъект-субъектной гносеологии можно считать родовые корни сознания, уходящие в коллективное действие, в практику. А.А.Любищев ясно видел специфику живого объекта биологии и ощущал направление развития методологии познания, что обусловливало его интерес к Платону, к идеализму в целом, а также к нравственности, к истине в ее единстве с добром. В поисках инвариантов, устойчивой опоры познания, основания научно-исследовательской деятельности можно было выйти на коллективное бессознательное (К.Г.Юнг), а можно на должное, на этику, предмет которой – соотношение сущего и должного. Среди модальностей человеческого сознания: действительности, возможности, должного, желания и т.д., – должное, понятое как необходимость Блага, по-видимому, обладает наибольшей устойчивостью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная истина и нравственность"

Книги похожие на "Научная истина и нравственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Салихов

М. Салихов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Салихов - Научная истина и нравственность"

Отзывы читателей о книге "Научная истина и нравственность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.