В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Масоны в России - от Петра I до наших дней"
Описание и краткое содержание "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать бесплатно онлайн.
"Масонство есть чисто буржуазная идеология, - отмечал Н.А.Бердяев, причем в сущности, очень плоская. Это есть самая банальная вера в прогресс и в гуманность, непонимание глубокого трагизма мировой истории. Масоны неатеисты исповедуют плоский деизм" [311].
Очень сильно сказывались в масонстве XVIII века мистические и оккультные черты, хотя в дальнейшем на протяжении XIX и особенно в XX веке влияние их на масонство непрерывно падало.
Что же касается исторической части труда Джеймса Андерсона, то начинал он, как водится у масонов, от Адама и Евы. После рассказа о падении Римской империи в центре его повествования оказывается, наконец, Европа, главным образом Англия, где в XI веке усилиями святого Олбена якобы и возрождается масонство [312].
Если у колыбели английского масонства наряду с Джеймсом Андерсоном стоял его близкий друг, французский эмигрант Джон Теофил Дезагюлье, то во Франции масонские ложи были организованы и патронировались уже англичанами, изгнанными в 1688 году из своего отечества противниками Якова II Стюарта. Первая ложа в Париже была образована в 1732 году и сразу же была признана англичанами.
Несколько раньше, в 1728 году ложи английского образца появились в Мадриде, в 1733 году - в Германии (Гамбург). В 1738 году в масоны был посвящен будущий прусский король Фридрих II. За каких-нибудь два десятка лет масонство охватило Европу, как пламя сухой стог сена [313]. И это не было случайностью. "Цех вольных каменщиков, - пишет современный исследователь, - был наиболее удобен для того, чтобы дать форму общественному течению, в котором религиозные (неортодоксальные) взгляды сочетались бы с практическими целями готовить элиту для грядущих перемен" [314].
Уже с первых шагов масонства в Европе стало ясно, что простое трехстепенное английское масонство не удовлетворяет аристократов континентальной Европы, на покровительство которых, собственно, и делалась ставка. Это побудило руководителей ряда масонских лож обрядиться в тогу реформаторов и учредить в 1740-е годы в Англии над тремя первыми степенями еще одну - Капитул Королевской Арки. Середина и вторая половина XVIII века в Англии были годами напряженной борьбы уже между самими реформаторами масонства, приведшей в конце концов к его расколу. В 1751 году, наряду с Великой ложей Англии, в Лондоне была учреждена еще одна великая ложа. После чего борьба между масонами разгорелась с новой силой. Главным предметом разногласий были нововведения, внесенные в обряды и уставы масонских лож, внесенные в 1730-е - 1740-е годы. Противники Великой ложи Англии, основанной в 1717 году, обвиняли ее в дехристианизации ритуалов и пренебрежении эзотерическим моментом в масонстве. Компромисс был найден только в 1813 году с образованием Великой соединенной ложи Англии.
Среди великих магистров Великой ложи Англии середины и второй половины XVIII века - внук Георга II герцог Кумберлендский (1745-1790), короли Георг IV, Вильгельм II и другие представители королевской фамилии.
Но вернемся к 1730-м - 1740-м годам, когда не удовлетворенные трехстепенным иоанновским масонством наиболее ретивые реформаторы его начинают борьбу за введение дополнительных, так называемых "рыцарских" степеней. Первой удачной попыткой такого рода стала Клермонтская "система". Возникновение ее исследователи связывают с иезуитской Клермонтской коллегией в Париже, которую любил посещать изгнанный из Англии король Яков II Стюарт. Здесь, в так называемой "королевской ложе", и возникла первая "высокая степень"
- степень "шотландского мастера". В последующем число "рыцарских степеней"
увеличилось до шести. Девизом "рыцарских степеней" стал боевой клич первых крестоносцев - "божья воля!".
Внутреннее устройство и обрядность Клермонтской системы так же во многом напоминали организационную структуру и обрядность средневековых духовно-рыцарских орденов, в частности тамплиеров. Особенно велик вклад в становление системы высоких степеней в Европе сэра Эндрю Рамсея (1681-1743), с именем которого связывают возникновение того, что получило название "Шотландского ритуала"
или "Древнего и принятого шотландского устава", общее число степеней в котором дошло в конце концов до 33 [315].
Свое название эта система получила из-за того, что учредителями ее были выходцы-эмигранты из Шотландии. Но родиной этой системы, широко распространившейся ныне по всему миру, была все-таки не Шотландия, а Франция.
Помимо претензий на родство с тамплиерами, шотландские масоны были не прочь записать в число своих предшественников и Мальтийских рыцарей, как хранителей и продолжателей традиций языческого и древнего иудейского вольного каменщичества [316]. Основное содержание работ шотландских братьев - просвещение, благотворительность, а также нравственная и материальная поддержка братьями друг друга [317].
В Германии [318] продолжателем дела Эндрю Рамсея стал барон Карл Готлиб Гунд (1722-1776), разработавший и внедривший в немецкие ложи систему так называемого "Строгого послушания". Устав лож этой системы был строг и требовал безоговорочного подчинения членов лож младших степеней старшим. Всего таких степеней по конституции системы Строгого послушания было шесть: три иоанновские, четвертая - "шотландский рыцарь", пятая "послушник" и шестая - "рыцарь храма". Расцвет системы "Строгого послушания" приходится на 1760-е - 1770-е годы. В 1764 году состоялся первый съезд приверженцев Гунда. Заместителем Гунда в 1772 году стал герцог Фердинанд Брауншвейгский. Деятельным помощником его был также известный немецкий мистик Иоганн-Христофор фон Вельнер. Достойно упоминания, что в 1770 году масоном стал известный немецкий поэт и философ И.-В.Гете.
По их инициативе на масонском съезде в Вильгельмсбаде в 1782 году вся Европа была разделена на масонские державы или провинции. Россия среди них значилась как восьмая. В том же году среди лож системы строгого наблюдения или послушания произошел раскол. Дело в том, что исторической связи с тамплиерами немецким братьям показалось мало, и они на том же Вильгельмсбадском конгрессе принимают ответственное решение, согласно которому на самом деле вольное каменщичество якобы древнее ордена тамплиеров и ведет свое начало из глубины веков. С этим, однако, не захотели согласиться шведские масоны, которые и после 1782 года продолжали связывать начало своего ордена с орденом Храмовников.
Особенность шведской системы - ее строго христианский характер; лицам других конфессий вход в ложи был категорически воспрещен.
Если в чистом английском масонстве под масонской тайной понимается обычно тайна символов и тайны некоторых нравственных постулатов, то в шведском масонстве под тайной понималась уже самая настоящая мистика и оккультизм.
Шведская система весьма сложна, но основные составляющие ее, это английское масонство в нижних степенях, розенкрейцерство в высших и система строгого послушания, отразившаяся на всех ее степенях (всего их было 10). Последняя 10-я степень - "рыцаря-командора красного креста" составляла высшее правление в этом ордене.
Борьба между противниками и приверженцами закрепления в масонстве так называемых "рыцарских степеней" имела принципиальный характер. Дело в том, что английские или, правильнее, иоанновские ложи - это так называемое нравственно-философское масонство, отличались не только простотой обрядов (всего три степени), но и демократичным характером работ (благотворительность, изучение Ветхого завета, выборность и ответственность перед братьями начальников ложи и т.п.). Масонские же ложи, допускавшие так называемые "рыцарские степени", главным своим занятием считали изучение герметической философии и алхимии и отличались пышной обрядностью. Однако главной их особенностью была все же организационная. Во главе их лож стояли неограниченные и, как правило, тайные начальники; в самих ложах господствовала строгая дисциплина и беспрекословное повиновения нижестоящих вышестоящим.
Из масонских ассоциаций этого толка наиболее известны ордена мартинистов, филалетов и розенкрейцеров. Последний из них, пожалуй, наиболее показателен в этом плане. Официальное выделение берлинских братьев из брауншвейгской системы и образование ими собственного ордена "Златорозового креста" произошло в 1782 году. Организационная структура нового ордена имела ярко выраженный авторитарный характер: первые три иоанновские степени - ученик, товарищ, мастер; одна высшая шотландская степень мастера и обособленно стоявшая тайно от остальных каменщиков теоретическая степень соломоновых наук - как некое связующее звено между собственно масонами и "братством просветленных", представлявшим так называемый "внутренний орден" в масонстве [319].
Попадали в теоретическую степень иоанновские мастера по выбору старших братьев. Алхимия, теософия и мистика - вот обычный круг их занятий. В масонских бумагах розенкрейцеров сохранились подробнейшие описания их обрядов с целью вызывания злых и добрых духов и даже сотворения из майской росы и менструальной крови женщины гомункула - искусственного человека в колбе [320].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Масоны в России - от Петра I до наших дней"
Книги похожие на "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней"
Отзывы читателей о книге "Масоны в России - от Петра I до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.