» » » » В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней


Авторские права

В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней

Здесь можно скачать бесплатно "В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Масоны в России - от Петра I до наших дней
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Описание и краткое содержание "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать бесплатно онлайн.








Что же касается М.Н.Лонгинова, то еще в 1858 году в журнале "Русский вестник"

(август) он опубликовал свою работу "Новиков и Шварц. Материалы для истории русской литературы и просвещения XVIII века". Есть и отдельное издание [42]. Завершением же его разысканий в этой области стала капитальная монография ученого "Новиков и московские мартинисты", опубликованная в 1867 году в Москве [43]. Со времени написания этого труда прошло более ста лет. Однако богатый архивный материал, введенный в научный оборот автором (часть его дана в приложениях к книге), делает ее необходимым пособием для историка и по сей день.

Наряду с М.Н.Лонгиновым и А.Н.Пыпиным заметный вклад в разработку истории масонства внесли в эти годы и другие ученые: А.Н.Попов [44], Н.С.Тихонравов [45], П.П.Пекарский [46] и особенно С.В.Ешевский, опубликовавший в 1864 году большую работу "Московские масоны 80-х годов прошедшего столетия" в виде двух статей в "Русском вестнике"

за 1864 год. В 1870 году она была переиздана в 3-й части (томе) сочинений С.В.Ешевского [47].

Характерно, что научный интерес исследователей 1860-х годов сосредотачивался почти исключительно на масонстве второй половины XVIII века. Это не было, разумеется, случайностью. Дело в том, что просветительская и филантропическая деятельность московских мартинистов XVIII века, преследование, арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость Н.И.Новикова - это наиболее выигрышная страница в истории русского масонства. Естественно, что к ней в поисках своих духовных предшественников и обратились в первую очередь российские либералы 1860-х годов. Выйти за узкие пределы 80-х - начала 90-х годов XVIII века сумел в то время в своих исследованиях только А.Н.Пыпин. Ему же принадлежит и наибольший вклад среди дореволюционных исследователей масонства в разработку проблемы.

Первые публикации ученого по истории масонства, появившиеся во второй половине 1860-х годов на страницах журнала "Вестник Европы", шли, правда, вполне в традиционном для либеральной историографии русле: Н.И.Новиков, московские розенкрейцеры XVIII века и их предшественники: "Русское масонство в XVIII веке" (1867, ?2), "Русское масонство до Новикова" (1868, ?6, 7), "Розенкрейцеры" (1871, ?1, 2). Однако основное внимание ученого оказалось вскоре сосредоточено не на эпохе Екатерины II, а на Александровском времени:

его цикл статей о масонах первой четверти XIX века (Вестник Европы. 1872, ?1, 2, 7) и опубликованная в этом же журнале в 1868 году (??8-12) другая крупная работа о тесно связанном с масонами Российском библейском обществе (1812-1826 гг.).

Много внимания истории масонства первой четверти XIX века отведено А.Н.Пыпиным и в его капитальной работе "Общественное движение при Александре I", над которой он работал в эти годы. Первое издание ее было осуществлено в 1871 году [48]. Книга неоднократно переиздавалась.

А.Н.Пыпин первым в нашей историографии обратил внимание на масонскую подоплеку восстания декабристов. Ему же принадлежит и обстоятельно составленный на основе архивных данных список масонских лож XVIII - первой четверти XIX веков [49]. Уже после смерти А.Н.Пыпина (1904 год) его работы по истории масонства были собраны и опубликованы в 1916 году под редакцией Г.В.Вернадского в виде отдельной книги [50].

В 1872-1874 годах, отражая возросший интерес к масонству и явно с целью популяризации его в России было осуществлено переиздание в переводе с немецкого работы известного масонского историка И.Т.Финделя [51].

Много места истории масонства XVIII века отведено в вышедшей в 1875 году в Петербурге работе профессора Петербургского университета А.А.Незеленова [52].

Дальнейшее возрастание интереса исследователей к истории масонства приходится уже на 1890-е годы, в преддверии новых общественных потрясений начала грядущего века: работы В.О.Ключевского [53], С.А.Петровского [54], А.Суровцева [55], В.В.Сиповского [56]. В начале же XX века наблюдается самый настоящий бум в разработке масонской темы. Бум этот не был случаен.

Интерес к теме сознательно подогревался либералами, видевшими, как и их предшественники - либералы 60-х годов, в русских масонах XVIII - первой четверти XIX века своих духовных предтеч и никогда не упускавших возможности подчеркнуть их вклад в либерализацию общественно-политического климата в России. Однако на самом деле реальный вклад масонов в изменение сложившегося в России к началу XX века порядка вещей был весьма и весьма скромен. Другое дело - нравственные искания масонов, поиск ими нравственного идеала, правды и смысла жизни. Здесь масоны были, как говорится, на коне. Неудивительно, что именно эта сторона проблемы как раз и оказалась в центре внимания либеральной историографии начала XX века [57].

Заметной фигурой среди исследователей этого направления была Т.О.Соколовская, много сделавшая для разработки проблемы места русского масонства в истории общественного движения в России [58]. Другим "коньком" этой исследовательницы была масонская символика [59] и обрядность [60]. Наиболее крупной работой Т.О.Соколовской является ее монография по истории шведского масонства в России [61] - тема, к раскрытию которой исследовательница, как шведка по происхождению (Соколовская - это фамилия мужа) проявляла особый интерес. Сохраняют свое значение вследствие насыщенности архивным материалом и другие работы Т.О.Соколовской [62].

Однако Т.О.Соколовская, при всем уважении ее вклада в науку, профессиональным исследователем, ученым в собственном смысле этого слова все же не была, и работы ее носят, в известной мере, любительский оттенок. Характер их зачастую таков, что не всегда ясно, что же было основным для автора: поиск истины или же пропаганда масонства [63].

Продолжателем дела А.Н.Пыпина по разработке истории масонства Александровского времени стал в начале XX века В.И.Семевский: его большая работа "Политические и общественные идеи декабристов" [64] и цикл статей "Декабристы - масоны", опубликованный в журнале "Минувшие годы"

за 1908 год [65]. Несмотря на то, что последняя работа В.И. Семевского посвящена сравнительно узкой проблеме - декабристы-масоны, содержание ее далеко выходит за очерченные в названии рамки.

Заметной вехой в историографии русского масонства стал выход в Москве в 1914-1915 гг. в свет коллективного двухтомника "Русское масонство в его прошлом и настоящем" под редакцией С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова [66].

Среди авторов: А.М.Васютинский, В.Н.Перцев, А.В.Семека, В.Н.Тукалевский, Н.И.Пиксанов, М.В.Довнар-Запольский, Т.О.Соколовская, И.С.Шумигорский, И.Н.Розанов, Н.К.Кульман. Собственно говоря, это первый и пока единственный в нашей историографии опыт обозрения всей истории масонства, причем не только в России, но и в Европе и Северо-Американских Соединенных Штатах.

Правда, следует иметь в виду, что изложение материала в опубликованных томах не выходит за рамки начала XIX века. Готовился и третий том, который должен был быть посвящен масонству XX века, однако из-за событий 1917 года и гражданской войны в России в свет он так и не вышел. Ценным фрагментом этого так и не увидевшего свет тома является работа А.А.Борового "Современное масонство на Западе" [67], вышедшая в Москве в 1923 году.

Существенным вкладом в разработку истории масонства явилась магистерская диссертация В.И.Вернадского "Русское масонство в царствование Екатерины II" [68], защищенная им в 1917 году на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Монография ученого (в 1999 году в Москве вышло второе издание этого труда) носит проблемный характер и в историографическом плане примыкает к работам А.Н.Пыпина. Заслуживает внимания и примыкающий к этой работе очерк Г.В.Вернадского о Н.И.Новикове [69], опубликованный в Петрограде в том же 1917 году.

В отличие от либералов, национально-консервативная мысль долгое время как бы не замечала масонства. Революция 1905 года, созыв Государственной Думы и резко активизировавшаяся в связи с этим деятельность прозападных, либеральных сил в обществе - все это заставило ее пересмотреть свою позицию и публикации на тему "происков масонов" стали обычными для консервативной прессы тех лет. Из крупных работ на эту тему обращают на себя внимание книги А.А.Бронзова [70], М.А.Бутми [71], А.Селянинова [72] и графини С.Д.Толь (урожденной Толстой) [73], авторы которых, ссылаясь на сочинения зарубежных, прежде всего французских историков и публицистов, единодушно отмечают антирусский, антигосударственный и шире антихристианский характер деятельности масонских лож.

Продолжением национально-патриотической струи в изучении или, правильнее, освещении истории русского масонства стали после 1917 года публикации ряда эмигрантских авторов Н.Свиткова [74], Г.В.Бостунича [75], Н.Е.Маркова [76], В.Ф.Иванова [77] и Бориса Башилова (Михаил Алексеевич Поморцев, 1907-1970) [78]. Научного значения эти работы не имеют, да, судя по всему, авторы их и не ставили перед собой такой цели. Наиболее интересные из них - сочинение Василия Иванова и "История русского масонства" Бориса Башилова, неоднократно переиздававшиеся в 1990-е годы. Несмотря на очевидную тенденциозность и недостаточную фундированность этих работ (а может быть, как раз вследствие этого) авторам удалось, как представляется, убедительно показать разрушительную роль деятельности ордена "вольных каменщиков" в России. Составлением перечня русских масонов XVIII - первой четверти XIX веков, а также популяризацией масонского вклада в русскую историю и культуру занималась в эмиграции Т.А.Бакунина (Осоргина)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Книги похожие на "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Брачев

В Брачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Отзывы читателей о книге "Масоны в России - от Петра I до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.