» » » » В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней


Авторские права

В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней

Здесь можно скачать бесплатно "В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Масоны в России - от Петра I до наших дней
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Описание и краткое содержание "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать бесплатно онлайн.








9 марта 1809 года из ложи А.Ф.Лабзина выделилась так называемая Теоретическая ложа для изыскания "премудрости соломоновой". Работала она по актам теоретической степени розенкрейцеров XVIII века. История розенкрейцеров начала царствования Александра I была бы неполной, если бы мы не упомянули о их тесной связи с религиозно-мистическим обществом графа Тадеуша Лещица-Грабянки "Народ Божий" (1806), известного еще и как "Новый Израиль". Само общество было учреждено еще в 1778 году в Берлине, затем в Авиньоне. Цель его состояла в том, чтобы возвещать народам по повелению Божию второе и близкое пришествие Иисуса Христа, причем посредником в сношении с небом граф Грабянка, естественно, объявил самого себя [731]. Как и у розенкрейцеров, в ложе графа Грабянки увлекались теософией, алхимией и магией. Это-то видимо и привлекло сюда розенкрейцеров. Среди адептов ложи: А.Ф.Лабзин, А.А.Ленивцев, П.И.Донауров, Ф.П.Лубяновский. Собиралась ложа в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге в покоях цесаревича Константина Павловича или же в доме вдовы масона С.И.Плещеева.

Среди посетителей были и женщины, в том числе и М.А.Нарышкина. В 1807 году граф Грабянка был арестован и посажен в крепость. Общество прекратило свое существование [732].

В 1806 году А.Ф.Лабзин попытался было наладить издательскую деятельность розенкрейцеров, затеяв издание "Сионского вестника". Однако уже в том же году его журнал был закрыт правительством. 10 лет спустя, в 1817 году А.Ф.Лабзин опять возобновил свое издание, и опять оно вызвало энергичные протесты со стороны православного духовенства. Уже в который раз А.Ф.Лабзину воочию пришлось убедиться, как нелегко приживаются масонские идеи в нашем Отечестве.

В 1818 году "Сионский вестник" окончательно прекратил свое существование.

Деятельность А.Ф.Лабзина ограничивалась главным образом Петербургом.

Не меньшей активностью отличалась в этом отношении и Москва, где еще в 1803 году была открыта розенкрейцерская ложа. Называлась она "Нептун", возглавил ее куратор Московского университета сенатор Павел Иванович Голенищев-Кутузов.

Это был старый моряк - бывший флигель-адъютант адмирала Самуила Грейга и бывший член кронштадтской ложи "Нептун" (1779). Как и члены ложи А.Ф.Лабзина в Санкт-Петербурге московские "новые" розенкрейцеры тоже работали втайне и тоже по актам XVIII века. Характерной особенностью их являлся, пожалуй, только в большей степени, нежели это было характерно для ложи Лабзина, религиозно-мистический фанатизм. Настольными книгами П.И.Голенищева-Кутузова и его "братьев" были сочинения Якова Беме, Ф.А.Парацельса и других мистиков [733].

Среди первых членов "Нептуна" - П.А.Болотов, профессор М.Я.Мудров и другие. В 1809 году, по примеру Санкт-Петербурга, в Москве также были открыты работы розенкрейцерской ложи Теоретического градуса. Называлась она "К мертвой голове". Среди членов ее: И.А.Поздеев, А.Х.Чеботарев, Р.С.Степанов, И.В.Лопухин, Ф.П.Ключарев, братья Н.Н. и Ю.Н.Трубецкие, адмирал Н.С.Мордвинов - всего до 20 человек [734].

Русские розенкрейцеры начала XIX века не представляли собой в идейном отношении единого целого и колебались между двумя идеологами масонства того времени: Н.И.Новиковым, представлявшим, по сути дела, левое крыло движения, и И.А.Поздеевым, придерживавшимся открыто консервативных взглядов.

Поскольку ни тот, ни другой формально никаких должностей в ордене не занимали, тогдашним руководителям розенкрейцерских лож в Москве (П.И.Голенищев-Кутузов)

и Петербурге (А.Ф.Лабзин) приходилось нелегко. Мистик и консерватор И.А.Поздеев ориентировал их исключительно на так называемую "внутреннюю духовную работу"

в ложах, направленную на постижение братьями "божественной премудрости".

До 1812 года И.А.Поздеев жил в селе Чистякове в 50 верстах от Москвы, а затем переехал в свое вологодское село Нелюбовское Кадниковского уезда, где у него был свой собственный стекольный завод. Горячими поклонниками И.А.Поздеева были впоследствии такие видные руководители Великой провинциальной ложи 2-й половины 1810-х годов, как С.С.Ланской, М.Ю.Виельгорский и А.П.Римский-Корсаков [735].

Либеральное крыло в раннем масонстве Александровского времени олицетворял собой Н.И.Новиков. Настоящий масон, доказывал он, не может ограничиваться только работой над своей собственной душой в ложе, а непременно должен ставить перед собой и более широкие, просветительские задачи, направленные на облагораживание и улучшение всего общества. Подспудное противостояние между сторонниками И.А.Поздеева и Н.И.Новикова продолжалось вплоть до кончины этих "патриархов" русского розенкрейцерства, последовавшей в 1818 и в 1820 годах. Характерно, что наибольшей популярностью среди розенкрейцеров начала XIX века пользовался все же И.А.Поздеев. Не имея возможности непосредственного общения с московскими и петербургскими братьями, Н.И.Новиков и И.А.Поздеев общались с ними, главным образом, путем переписки. "Помните, что работа ваша есть повиноваться и молчать, и мир сей весь считать за единое ваше проходное училище. Не привязываясь ни к какому его углу и не делайте из того себе собственность. И приводите себя, будучи в мире, в такое равнодушное положение, чтобы вам до миру, что в нем не производится, не было нужды", наставлял И.А.Поздеев своих младших коллег.

Русские масоны начала XIX века весьма достоверно изображены в романе Л.Н.Толстого "Война и мир": граф Вилларский, Пьер Безухов (его прототипом, возможно, был граф М.А.Дмитриев-Мамонов). Есть даже предположение о принадлежности самого писателя к "братству", настолько глубоко и верно удалось ему проникнуть в духовную сущность масонства [736]. "Меня очень радует, - писал Л.Н.Толстой 7 марта 1905 года К.Верксхагену, - что я, сам того не зная, был и есть масон по моим убеждениям. Я всегда с самого детства питал глубокое уважение к этой организации и думаю, что масонство сделало много добра человечеству" [737].

Впрочем, ничего интересного "новые" розенкрейцеры начала XIX века из себя не представляли, являясь сколком розенкрейцерства 1780-х годов. Характерен в этом плане эпизод, рассказанный известным писателем С.Т.Аксаковым. В 1808 году, желая завлечь его в свою ложу, масоны дали ему деликатное поручение:

забрать масонские бумаги у покончившего с собой (уморил себя с голода)

чиновника-масона И.Ф.Вольфа. Поскольку сделать это ему было весьма затруднительно (все бумаги самоубийцы были конфискованы), С.Т.Аксаков, не желая ударить лицом в грязь перед масонами, пошел на хитрость: масонскую рукопись, наполненную всякой белибердой, он сочинил и написал сам, взяв в качестве образца сочинение мистиков Штиллинга и Эккартсгаузена. Проделка эта удалась. Масоны (речь идет о ложе А.Ф.Лабзина) не только не заметили бессмысленности сочиненного Аксаковым опуса, но напротив, всячески хвалили его и даже предполагали напечатать его в "Сионском вестнике", когда он будет разрешен к изданию.

Естественно, что для самого Аксакова вопрос о его вступлении в масонскую ложу отпал после этого сам собой [738].

Не менее любопытно в этой истории и другое: масонов в то время, оказывается, боялись. "Тайна" тяготила С.Т.Аксакова, и он не удержался и поделился таки ею с неким И.И.Р-гом, считавшимся в его кругу "могилою секретов". "Я то думал, - вспоминал С.Т.Аксаков, - что он посмеется, но, к удивлению моему, он пришел в ужас. "Не сказывал ли ты кому-нибудь об этом", - спросил он меня. Я ответил, что никому не сказывал. "Ну так и не сказывай. Сохрани тебя Бог, если проболтаешься. Я сам в молодости моей был масоном. Мартинисты - те же масоны. Если они узнают твой обман - ты пропал!"" [739].

Немногим лучше в этом отношении обстояли дела и в ложах так называемой "французской системы", появление которых в России было, в отличие от "новых"

розенкрейцеров, действительно новым и, несомненно, отрадным явлением в русском масонстве. Начало им положила ложа "Соединенные друзья", открытая 10 июня 1802 года Александром Жеребцовым. Особенностью этой ложи было то, что она работала на французском языке и по французским обрядам. Сам А.А.Жеребцов был старым французским масоном, посвященным еще в бытность свою в Париже в качестве русского консула. Обрядовая сторона ложи "Соединенных друзей"

заключала в себе культ солнца, разума и сил природы. Цель же работ заключалась в том, чтобы "стереть между человеками отличия рас, сословий, верований, истребить фанатизм, суеверия, уничтожить национальную ненависть, войну и объединить все человечество узами любви и знания". Среди адептов ложи:

великий князь Константин Павлович, генерал-губернатор Белорусского края герцог А.Виртембергский, министр исповеданий и народного просвещения Царства Польского Станислав Костка-Потоцкий, церемониймейстер двора Его Императорского Величества граф И.А.Нарышкин, будущий шеф жандармов при Николае I А.Х.Бенкендорф, министр полиции А.Д.Балашов, генерал-майор Н.М.Бороздин, граф А.Остерман-Толстой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Книги похожие на "Масоны в России - от Петра I до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Брачев

В Брачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Брачев - Масоны в России - от Петра I до наших дней"

Отзывы читателей о книге "Масоны в России - от Петра I до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.