» » » » Дмитрий Покровский - Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]


Авторские права

Дмитрий Покровский - Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Покровский - Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Izograph Studio, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]
Издательство:
Izograph Studio
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]"

Описание и краткое содержание "Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]" читать бесплатно онлайн.



Это интернетное издание книги по счету второе. В первом издании книга вызвала большой интерес не только у людей верующих, но и у многих, кто интересуется таинством Русской православной церкви. Словарь знакомит со строением церковных служб, облачением священослужителей. Первое издание почти сразу после выпуска стало библиографической редкостью.






КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитво-словия, к. – рые вслед за возглашением поет хор.


КАНОНИЗАЦИЯ (греч – узаконивать) – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых – собором.

В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т о. устанавливается его почитание.


КАНУН (искаж. греч. – установленный) (рис. 256) – подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.


КАТАВАСИЯ (греч – схождение) – песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.


КАФЕДРА (греч. – сидение) – сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.


КАФИЗМА (греч. – сидеть) – богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовая кафизма – положенная для чтения в данный день по уставу.


КАЦЕЯ (греч.) (рис. 7) – древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до Х-ХI вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.



Рис. 7. Кацея


КЕЛИЯ (греч. – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.


КИВОРИЙ (греч.) – навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.


КИНОНИК (греч. – общий) см. причастен.


КИОТ, или КИВОТ (греч. – ящик, ковчег) – небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.


КИРИОПАСХА (греч. – Господня Пасха) – так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.


КЛИР (греч. священнослужители и церковнослужители.

Каждый храм имеет свой клир – совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.


КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи (рис. 19и).


КЛОБУК (название древнерусского головного убора) (рис. 28а) – 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук назыается шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2. Принадлежность вне-богослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного. 3. Принадлежность внебогослужеб-ного облачения патриарха – патриарший клобук (рис 28в) – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навер-шии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.


КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ – книги, по к. – рым совершается богослужение. Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.


КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим Каппадокийским.


КОЛИВО (греч. – вареная пшеница) – вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. Мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоло-жертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар – блаженство будущей жизни.


КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – различается: благовест, трезвон, перезвон, и перебор.


КОЛЯДЫ – народные песни, посвященный Рождеству Христову.


КОНДАК (греч.) – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Ме-лод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изо-силлабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном.

Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах.

Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.


КОПИЕ (рис. 2За) – обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, к. – рым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).


КРЕСТ – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, к. – рая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони (рис. 276). 3. Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией (рис. 29а). 4. Крест напрестольный (рис.216) – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.


КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ – крестообразное осенение себя или к. – л. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони (рис. 8). Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.



Рис. 8. Перстосложение при крестном знамении


КРЕСТНЫЙ ХОД – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.


КРЕСТОБОГОРОДИЧЕНтропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в к. – ром воспоминаются крестные страдания Ее Сына – Иисуса Христа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]"

Книги похожие на "Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Покровский

Дмитрий Покровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Покровский - Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]"

Отзывы читателей о книге "Словарь церковных терминов [с иллюстрациями]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.