» » » » Милослав Стингл - Индейцы без томагавков


Авторские права

Милослав Стингл - Индейцы без томагавков

Здесь можно скачать бесплатно "Милослав Стингл - Индейцы без томагавков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Индейцы без томагавков
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индейцы без томагавков"

Описание и краткое содержание "Индейцы без томагавков" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемое вниманию читателя издание книги чешского американиста Милослава Стингла рисует широкую панораму прошлого, настоящего и будущего индейцев Америки. Она как бы служит откликом на тот живой интерес и сочувствие к судьбам современных индейцев Америки, которые ныне проявляются в широких кругах прогрессивной общественности всего мира.






Наряду с городами государства Чиму внимание американистов привлекают также другие обширные строительные сооружения, и прежде всего пирамиды, хотя они не столь великолепны и к тому же значительно больше пострадали от разрушений, чем пирамиды древней Мексики. В самом Чан-Чане мы находим четыре пирамиды. Чтобы их различать, им дали названия по именам основных испанских владельцев, захвативших территорию древней чимуской столицы: Уака-дель-Обиспо, Уака-де-Толедо, Уака-де-ла-Роса и Уака-де-Конча. Для американистов наибольший интерес представляет пирамида Толедо, которая, судя по всему, как и египетские пирамиды, служила гробницей правящей династии. А ведь с таким явлением - с пирамидой в качестве гробницы - мы в индейской Америке почти не встречаемся.

Чан-Чан в доинкскую эпоху был, бесспорно, крупнейшим городом индейской Южной Америки. В нем жило свыше 60 тысяч человек, а может быть - и больше. Однако в Чан-Чане нас интересует нечто другое. Способ украшения внутренних стен домов. Настенный рисунок, обычный для индейцев мочика, в Чан-Чане заменяют отлитые фризы. Так, в одном из строительных комплексов, открытом Велардом, был найден фриз 7 метров в длину и 14 метров в ширину, изображающий людей-птиц, которые держат во рту-клюве рыб или крабов.

Жители Чан-Чана, создатели государства Чиму, как, впрочем, и все остальные индейцы Америки, не знали ни колеса, ни повозки, но при этом строили настоящие, монументальные дороги шириной в 5-8 метров, которые близ Чан-Чана расширяются до 25 метров. Кстати, многие бесценные архитектурные памятники обширного государства Чиму были обнаружены с самолета. С помощью авиации ведутся и дальнейшие поиски. Так была открыта цепь чимуских крепостей (более пятидесяти), протянувшаяся на несколько десятков километров и напоминающая современные европейские оборонительные линии Мажино, Зигфрида или пограничные укрепления домюнхенской Чехословакии. Но Джонсон и его друг Шайпи открыли в долине Санта еще один памятник культуры чиму, также не имеющий никаких аналогий во всей истории индейской Америки: длинную «китайскую стену» шириной в 5 метров, высотой примерно около 3 метров и длиной в 64 километра! Она вела (и ведет) от берега моря до находящегося высоко в горах места, называемого ныне Сучимансильо. Эта стена охраняла государство Чиму от нападений извне, точно так же, как Великая китайская стена охраняла некогда Срединную империю.

Наряду с архитектурой наибольших успехов чиму достигли в металлургии. Особенно хорошо они научились делать сплавы металлов. Они же первыми в Южной Америке открыли рецепт бронзы (10 процентов олова и 90 процентов меди). Из бронзы и меди они делали ножи, мотыги, наконечники копий и другие вещи. Золото служило им для изготовления украшений и предметов, связанных с религиозным культом. Золотые сокровища чиму (маски, серьги) частично сохранились и до нашего времени. Но чаще они употребляли серебро, а в те времена это, как правило, было связано с обожествлением луны. Действительно, культ луны играл в их религии весьма значительную роль. Так, например, солнечные затмения в империи чиму отмечались празднествами в честь Луны, побеждающей Солнце.

Впрочем, о религии чиму мы знаем очень мало. Нет у нас сколько-нибудь точных сведений и о внутреннем устройстве их государства. Однако разделение Чан-Чана на десять самостоятельных кварталов заставляет предположить, что в каждом из них жили представители одной родственной группы, одного айлью. Вместе с тем не подлежит сомнению, что в государстве Чиму уже господствует строгая социальная иерархия. Во главе государства стоит неограниченный властитель, именуемый чиму. Чрезвычайно обширные строительные работы, например сооружение пирамид в Чан-Чане, сложенных из нескольких миллионов необожженных кирпичей, безусловно, требовали совершенной организации труда. Надо полагать, что руководило работами большое число чиновников и инженеров и заняты ими были многие тысячи рабочих одновременно. Очевидно, наследники мочика восприняли от них и хорошо продуманную полувоенную организацию государства.

Чиму - владыки государства - утверждали, что в эту страну они пришли, а вернее, приплыли, откуда-то с севера. Этим легендам мы должны уделить серьезное внимание, поскольку исследователям они дают основание искать предшественников чиму, как и предков чавинян, в доколумбовой Месоамерике. Есть тут и еще одно примечательное обстоятельство. Во всей доколумбовой Мексике мы встречаемся, как уже говорилось, с исключительно развитым культом змей. В Андах этого культа нет. Однако именно здесь, в Чан-Чане, в первых этажах его дворцов, обнаружены особые каморки, заслужившие своим мрачным видом название темниц. Но это были вовсе не темницы. Судя по всему, в этих каморках содержались священные змеи! И это еще не все: само слово «чан» на некоторых языках мексиканских индейцев означает «змея». Отсюда вполне логично заключить, что в городе Чан-Чан, резиденции династии чиму, как и во многих городах доколумбовой Месоамерики, господствовал культ змей.

Все эти черты сходства, а также и легенды о приходе первого чиму в Перу не могут быть оставлены без внимания. Возможно, когда-нибудь они помогут решить эту важную часть южноамериканского «уравнения со многими неизвестными». Рассмотрим вкратце содержание чимуских легенд. Прежде всего они рассказывают о могущественном правителе Наймлапе, который, пристав с флотилией вальс (плотов, оснащенных парусами) в устье реки Факисльянги, сошел на берег со своей главной женой Сетерни и множеством других своих жен и детей. Наймлапу сопровождало сорок именитых мужей, и среди них его советник Окчокало, «старший повар» правителя Пита Софи, который трубил в огромную раковину, возвещая повсюду о прибытии Наймлапа, а также любимец правителя Льяпчильюльи, изготовлявший для него прекрасные украшения из птичьих перьев. На том месте, где они высадились, Наймлап построил город и дал ему имя Чот. А позднее возвел в этом городе великолепный «чудотворный» храм. После смерти Наймлапа на трон вступил его старший сын Сиум. Он женился на прелестной принцессе Сольсдоньи, и она родила ему двенадцать сыновей. Затем, почти как в библии, чимуские легенды повествуют о двенадцати сыновьях Сиума, которые разошлись по белу свету и стали родоначальниками новых племен. Так, Нор поселился в долине Синто, Кала ушел на юг, в область Тукуме, и т. д. Отец же их Сиум оставался в Чоте и охранял «чудотворный» храм. После его смерти на трон всходили один за другим продолжатели славной династии: Эскуньаин, Маскуй, Кантипальек, Альяскунти, Нофан-Неч, Мулумуслан, Льямеколь, Ланипаткум, Акунта и, наконец, Фемпельек. Несчастный Фемпельек за свою короткую жизнь совершил немало дурных поступков и наконец навлек на свою страну немилость богов. Боги наслали на государство Чиму стихийные бедствия, неурожай и ужасный голод. Жрецы и знать поняли тогда, что Фемпельек не достоин быть властителем империи, взбунтовались и утопили его в море. После этого страной правили властители, о которых мы имеем уже более точные сведения. Знаем мы и о том, как померкла слава этого государства. В конце концов чиму были побеждены своими более сильными соперниками - инками. В 1476 году в решающем сражении, которым с чимуской стороны руководил последний властитель государства Чимо Капан, одержали верх лучше организованные и более многочисленные войска инки Йупанки, после чего Чиму было присоединено к Тауантинсуйу - государству инков.

Так сошло с исторической сцены Южной Америки могущественное государство, которое одно только и могло еще сопротивляться все возраставшей силе Тауантинсуйу. Для инков же падение Чиму открыло путь к созданию величайшего и обширнейшего индейского государства доколумбовой Америки.

В истории древнего Перу оставил след и еще один своеобразный независимый город, который отнюдь не был государством, а тем более «империей». Назывался он Пачакамак и играл в доколумбову эпоху такую же роль, как Дельфы в античной Греции. Тут находился единственный известный нам «оракул» Южной Америки. Оракул местного храма предсказывал перуанским индейцам судьбу еще в конце первого тысячелетия нашей эры и, следовательно, функционировал и во времена мочика и чиму, и во времена инков, которые украсили Пачакамак большим святилищем своего главного бога - солнца.

Но прежде чем отправиться по следам почитателей солнца - инков, которые являют собой вершину развития доколумбовых высоких культур в области Центральных Анд, мы должны познакомиться с еще одной значительной культурой, несколько выпадающей - но лишь на первый взгляд - из хронологической последовательности культурно-исторического процесса в доинкском Перу.

Эта культура носит имя главного своего религиозного центра - Тиауанако. который более чем какой бы то ни было иной город индейской Америки окружен бесчисленными легендами, фантастическими представлениями и догадками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индейцы без томагавков"

Книги похожие на "Индейцы без томагавков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Милослав Стингл

Милослав Стингл - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Милослав Стингл - Индейцы без томагавков"

Отзывы читателей о книге "Индейцы без томагавков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.