Виталий Волович - На грани риска
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На грани риска"
Описание и краткое содержание "На грани риска" читать бесплатно онлайн.
Автор - известный ученый и путешественник. В книге рассказывается об опытах по влиянию экстремальных условий среды на человека, в которых он участвовал лично. Испытания проводились в тропическом океане, пустыне. Другие очерки рассказывают об акулах, приключениях в Арктике, о космонавтике. Повесть о дрейфующей станции Северный полюс-2".
– Вот теперь порядок, - сказал он, довольно потирая руки.
Мы разделись.
– Устраивайтесь, Виталий Георгиевич, - сказал Зяма.
Пока Дмитриев готовил чай, доставал из фанерного ящика у входа галеты и сахар, я расстелил на столике марлю вместо скатерти и стал неторопливо распаковывать один за другим ящики с медикаментами и инструментами. Дмитриев то и дело интересовался назначением каждого инструмента, внимательно разглядывал каждую баночку с лекарствами, каждую коробку с таблетками и пилюлями.
– Ну, Зяма, - сказал довольным тоном Дмитриев, - теперь можно спокойно болеть. Доктор у нас между прочим свой.
Пока Саша накрывал стол - ящик из-под папирос, я, покопавшись в рюкзаке, достал коробку московских шоколадных конфет.
– А вот это очень кстати, - сказал Зяма, который был большим любителем сладкого.
Спустя некоторое время "на огонек" забежал Канаки. За ним - Миляев.
Но после всех пережитых волнений от встречи с новым, после утомительного семичасового полета я почувствовал, как глаза против моей воли смыкаются. Гости заметили мое состояние и, откланявшись, покинули палатку.
Я расстелил на койке спальный мешок, раскрыл пуховый вкладыш, заполз в него и мигом заснул.
Дмитриев поднял меня чуть свет. Он был так доволен, что наконец избавляется от должности кладовщика, что не скрывал своей радости. Склад размещался в довольно обветшавшей брезентовой палатке. Правда, за пять месяцев дрейфа запасы поубавились, но вдоль стенки рядком все еще стоял десяток почти полных мешков с крупами, сахаром, сухими овощами, пакеты с макаронами, банки с яичным порошком и какими-то неизвестными Дмитриеву консервами, коробки с маслом, мясными брикетами и копченостями. У входа грудой было свалено десятка два замерзших оленьих туш, привезенных Титловым первым рейсом.
– Вот расходная ведомость. В ней все как в аптеке. А вот здесь, - он показал на ящики, стоявшие отдельно от остальных, - самое главное. В них собраны аварийные запасы важнейших продуктов питания, лекарств, а также некоторые запчасти к приборам.
Я внимательно прослушал наставления экс-кладовщика и про себя подумал, что придется немало повозиться, прежде чем я научусь разыскивать нужные продукты.
– Ну как, все усвоил? - спросил Дмитриев и, не дожидаясь моего ответа, сказал: - Тогда пошли в кают-компанию. Ты теперь будешь там главным.
После сумрачного, загроможденного продуктами склада кают-компания, освещенная тремя маленькими, но горевшими довольно ярко лампочками, показалась светлой и просторной. Справа от входа стоял длинный, сколоченный из папиросных ящиков стол человек на шестнадцать, покрытый потрескавшейся, некогда зеленой с цветочками клеенкой. Стулья заменяли обшитые брезентом банки с 15-суточными пайками и кое-как сколоченные табуретки. В дальнем конце виднелась полка с двумя-тремя десятками книг. Поскольку дрейф - это все-таки плавание и льдина - почти что судно, на станции с первых дней привилась морская терминология. Столовая называлась кают-компанией, кухня камбузом, повар - коком, а дежурный - вахтенным.
Камбуз располагался здесь же, слева от двери. Небольшой разделочный стол, покрытый многочисленными шрамами, две газовые двухконфорочные плиты, фанерный ящик-шкаф со стопками плохо вымытых тарелок, закопченный громоздкий алюминиевый бак литров на сорок, груда кастрюль и сковородок различных размеров.
Сбоку у разделочного стола выглядывал толстый черный шланг с медным краником на конце. По нему на камбуз поступала вода из большой цинковой бочки, установленной за палаткой. В обязанности вахтенного входили заготовка чистого снега, заполнение им бочки, которая разогревалась АПЛ - авиационной подогревательной лампой, похожей на гибрид паяльной лампы с примусом. Чтобы вода не замерзала в шланге, его тщательно укутали в оленью шкуру.
– Ну вот, командуй! Желаю успеха! - Дмитриев помахал рукой и шагнул за порог.
Я зажег две конфорки и присел на край табуретки. Итак, с сегодняшнего дня я кок дрейфующей станции и по совместительству врач.
Как ни парадоксально, но в штатах дрейфующей станции по совершенно неведомым причинам должность повара, так же как и врача, не была предусмотрена. Эту нелегкую обязанность несли по очереди все пятнадцать человек, кроме Сомова. Такой порядок обеспечивал разнообразие в меню станции, ибо каждый вахтенный по камбузу пытался внести что-то свое в меню, и заодно ограждал неудачливого кулинара от критики ("Сегодня ты, а завтра я"). Правда, на зимний дрейф главсевморпутское начальство все же "выбило" одну дополнительную штатную единицу. Конечно, ее отдали повару. А как же быть с врачом? Ведь в полярную ночь, при полной изоляции, за тысячу миль от берега врач тоже необходим. Выход предложил Водопьянов - совместить должность повара и врача в одном лице. Так и поступили.
И вот я сижу в глубоком раздумье: с чего начать? Вся надежда на толстую "Книгу о вкусной и здоровой пище", которую я с большим трудом выпросил перед отъездом у мамы. Она никак не могла понять, зачем в Москве мне понадобится этот кулинарный гроссбух. Никакого разумного объяснения я дать не мог, только промямлил, что "собираюсь в одну экспедицию и письма писать буду редко", чем поселил надолго тревогу в сердцах родителей.
Пора приниматься за дело. Я зажег еще две конфорки, сбросил куртку и, обвязавшись полотенцем, "заступил на семимесячную вахту на камбузе".
x x x
Прилет Задкова назначен на 1 ноября. Этого события все ждали с огромным нетерпением. Но когда до прибытия самолета остались последние минуты, всех охватило беспокойство. Видно, история с машиной Осипова у всех оставила на сердце зарубку.
Летит! Как только вдали послышалось шмелиное гудение, по команде Комарова вдоль полосы вспыхнули огни двух десятков сигнальных костров, и дымные языки, венчающие багровое пламя, заколыхались под порывами ветра.
В ночном мраке блеснули цветные огоньки - зеленый и красный. С шипением взлетела ракета: посадка разрешена.
Задков притирает машину прямо у пылающего "Т". Самолет мчится в снежной метели, поднятой четырьмя винтами, и, скрежеща тормозами, останавливается за много метров до конца полосы. Все не сговариваясь крикнули: "Ура, ура, ура!!"
Впервые в истории авиации тяжелая четырехмоторная машина совершила посадку на льды в полярную ночь. Это, конечно, своеобразный рекорд, но это и трудовые будни полярных летчиков. Задков привез несколько десятков баллонов с газом. Теперь нам никакой мороз не страшен. Наскоро выпив кружку чаю, Никифорыч отправился "поглядеть" полосу. Он, как всегда, сдержан и неулыбчив, но по выражению глаз можно судить, что осмотром вполне удовлетворен.
Самолет уже готов к вылету. Ждали только Сомова. У Михаила Михайловича так "разыгрался" зуб, что он больше не в силах терпеть боль и отправляется на прием к зубному врачу... за полторы тысячи километров.
Улетевшего Задкова сменил неутомимый Титлов, и снова наши запасы пополнились множеством необходимых вещей.
Погода стоит отличная. 2 ноября вновь прилетел Задков. С ним вернулся Сомов и в кают-компании, все еще держась за щеку, с юмором рассказывал о шмидтовском стоматологе, который, изнывая от любопытства, осторожно пытался выведать, откуда на Полярке загадочный молчаливый пациент, явно не местный, когда за неделю с материка не пришло ни единого самолета.
Задков, улетая, оставил запись в вахтенном журнале:
"Нельзя не отметить и не оценить по достоинству напряженный труд коллектива, в сочетании с российской смекалкой, в создании посадочной площадки на паковом льду. Площадка совершенно ровная и поддерживается в хорошем состоянии. Неоднократным приемом самолетов различных типов, включая четырехмоторный тяжелый корабль, полярной ночью коллектив открыл новую страницу в освоении Центрального Полярного бассейна".
Механики самолета подложили мне свинью, и не столько в переносном смысле, сколько в прямом: в большом брезентовом мешке оказалось двое живых поросят. Их притащили прямо к нам в палатку, решив, что это - лучшее место для сохранения живности. С появлением поросят я оказался в положении той самой бабы, "у которой не было хлопот". Немедленно в нашей палатке появились многочисленные советчики-остряки. Зато Ропак в совершеннейшем восторге! Он то и дело ложится рядом с продрогшими, испуганными хрюшками, пытаясь лизнуть их в черный холодный пятачок.
4 ноября в два часа ночи Н-556 пришел в свой последний, восьмой рейс. На льдину доставили давно обещанный автомобиль ГАЗ-67.
– Он еще нам послужит, - радостно повторяет Комаров, любовно разглядывая разобранную на части машину.
Но даже осчастливленный Михаил Семенович не мог скрыть грусти, которой мы были охвачены в эти короткие минуты перед расставанием. Ведь это последний прилет. С ним обрывается связь с землей. Конечно, радио - "это вещь", как любит повторять Комаров, но наше радио, к сожалению, это "вещь в себе". Мы в последний раз молча садимся перед отлетом за стол. Ну что же, "присядем, друзья, перед дальней дорогой...".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На грани риска"
Книги похожие на "На грани риска" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Волович - На грани риска"
Отзывы читателей о книге "На грани риска", комментарии и мнения людей о произведении.