» » » Алексей Чадаев - Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом


Авторские права

Алексей Чадаев - Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Чадаев - Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочее. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом"

Описание и краткое содержание "Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом" читать бесплатно онлайн.








Чадаев Алексей

Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом

Алексей Чадаев

_Диалоги_ _с_ _Теэтетом._

_Диалог_ _первый._ _Гора._

Москва, 2000. Теэтет, Алексей.

Теэтет: Я устал, Алексей. Это невероятно, но у нас в городе не было и ничтожной доли той сложности, которую я проницаю у вас. Мы могли рассуждать с Сократом о самых трудных областях, о знании, но это мне казалось целым и цельным. Перерывая же горы вашей премудрости в словах и знаках, языках, областях гнозиса, я вижу только эту гору слов и знаков и ничего в ней. Я не могу понять, как вы ещё живёте, и как можно, имея с одной стороны столько знаний, не иметь ни одного целого знания. Как можно судить о знании, имея в уме лишь клочки и обрывки, выдернутые по произволу из этой горы, подобной свалке некогда полезного мусора? Я уже в затруднении о том, стоит ли благодарить богов за возможность узнать ваше знание, больше чем за шестьсот олимпиад вами взращенное, или впору посыпать голову пеплом.

Алексей: Hе иначе, ты попросту обессилел, переоценив свою возможность проникнуть в эти новые для тебя глубины. Должен признаться, я и так в восхищении. Я высоко оценивал знакомую мне по книгам и книгам о книгах вашу мудрость, но не мог и предположить, что у вашего познания есть сила для того, чтобы в короткое время изучить новые языки, осознать и оценить столько новых понятий, да и вообще что-либо понять у нас.

Теэтет: Да нет же, Алексей! Я вижу, что могу и дальше обымать эту гору столько времени, сколько дадут мне боги, даже осознавая то, что и у самих богов не хватит времени на то, чтобы её объять, ибо она бесконечна. Hо стоит ли обымать гору, если знаешь, что это гора мусора, в коей могут, впрочем, попадаться и жемчужины, также уже ставшие мусором. Ведь в вашем мире вовсе нет ничего недоступного пониманию, кроме лишь целого, и в этом-то главное затруднение. Ваше знание о целом не стоит выше других знаний, оно лишь одно из отделений знания, таких же, как другие, а отделение не может познавать целое, поэтому такое знание бессмысленно. Ваше знание о целом - наподобие игры: как дети делают из тряпок и шерсти фигурки животных, так и вы в своем сердце делаете простые фигурки, подобия познаваемых вещей, и думаете, что сделать так, чтобы эти фигурки были более похожи на то, что они изображают - и есть взойти на высоты познания.

Алексей: А вы познавали иначе?

Теэтет: Знаешь, я отчего-то думаю, что иначе. Что мы исходили из какого-то простого центра, задавая вопросы и проясняя неясные детали знания об отдельных вещах, и этот простой центр вовсе не был только рядом первичных допущений, который можно как раз считать похожим у вас и у нас. Этот простой центр и был нашим знанием о целом, которое было прежде всякого знания. Он жил в нас и мы, кажется, жили в нём, но это был не город, то есть не то, что вы называете культурой, а нечто другое. Все мудрецы пытались назвать что-то этим центром, первоначалом - каждый то, что ему больше нравилось - в этом мы и вы похожи. Фалес - воду, учителя веры - бога, а ваш Маркс - материю, Hо вы, кажется, теперь разуверились вовсе в самой возможности отыскания такого центра, последовав окончательно Протагоровой мудрости, что человек сам по себе и есть мера всех вещей, и сколько на земле людей, или их сообществ, столько и есть этих центров. Отсюда и есть ваше знание, которое я так неучтиво наименовал горой мусора. Вы выдираете из неё какие-то отдельные куски, склеиваете их и смотрите, что получится. А потом вновь раздираете и склеиваете по-иному, и получается впрямь нечто иное. Так и делают все ваши мудрецы, которые исследуют целое. А другие не делают и этого: они из той же горы выдирают один кусочек, и под микроскопом исследуют его вдоль и поперёк, всю жизнь до самой смерти, а потом передают ученикам, для ещё дальнейшего углубления. Ученики же всякий раз стремятся разорвать и без того малые кусочки, поделив их на области, и исследовать каждый свою.

Алексей: Убийственно точно! И попросту убийственно - тоже.

Теэтет: Увы, но, склеивая куски, вы даже не затрудняете себя эстетической оценкой того, что получается при склеивании. Вы творите безобразные, неряшливые смеси, химер, а не кентавров, словно чувства вкуса ни у кого из вас никогда не было.

Алексей: То, что ты рассказываешь, друг мой, есть не просто аллегорическое сравнение. Именно химеры - то, чем в моё время занимаются едва ли не все художники, зачастую беря предметы для склеивания из действительного мусора. После они выставляют их на выставках и продают как предметы искусства. Причём ценится именно смелость идеи о том, что можно соединять между собой те или иные предметы, которые раньше считались несоединимыми, смелость оксюморона.

Теэтет: Верю, наверное это так и есть. Только не вижу никакой смелости в том, чтобы сооружать эти ваши, так сказать, сандалии всмятку. Много ли смелости в том, что больше всего походит на детскую игру? Hо ведь вот ещё что: вы же, склеивая, не создаёте завершённых хоть сколько-нибудь форм! Ваши композиции из обрывков есть лишь просто большие обрывки сами по себе, и вы разучились делать их жизнеспособными. Химера могла ходить и даже крепко портить жизнь кое-кому, а ваши конструкции из кусков и обрывков суть такие же куски и обрывки, как если бы у той же химеры не было вовсе никакой головы и сердца! И не только в живописи или искусствах, но и в знании, да и в самих людях делается то же самое: ваши люди - это какие-то обрывки, или на худой конец инструменты, способные делать только что-нибудь одно то, что они умеют и чему их научили. Ваш сапожник умеет только тачать сапоги, есть, пить и спать, не зная ни философии, ни гимнастики, ни геометрии, ни чего-либо ещё.

Алексей: Ты вконец раскритиковал нас, Теэтет. Должен тебе сказать, правда, что ты не первый, кто думал здесь об этом...

Теэтет: Я даже не знаю, как тут быть и как жить в вашем мире, когда любая ваша мысль была уже кем-то промыслена из людей до вас, вне связи с тем, знаете вы об том либо нет. Hо лично мне в этом плане проще, ибо я живу гораздо раньше, чем все твои мудрецы, которых ты называешь. Думаю, и тебе надо быть как я, то есть жить в вашем веке как бы в моё время, а может и более раннее, когда вся эта гора премудрости была лишь маленьким муравьиным холмиком.

Алексей: Значит, она была!

Теэтет: Вероятно была, но взойти на неё было под силу человеку. У вас она выросла до неба, и всё человечество вместе не сможет устроить так, чтобы кто-то один на неё взошёл. Зато очень даже может кидать на неё ещё камни и землю, чтобы она становилась всё больше и больше. И гора состоит далеко не из одного только знания - там ещё много предрассудков, догадок, исторических последствий, запретов и другого, а ещё там очень много чувствований, вовсе к знаниям никакого отношения не имеющих. И всё это перемешано, лежит без всякой возможности разобраться в этом.

Алексей: А как мне жить здесь как ты?

Теэтет: Как ты так ставишь меня на место мудреца, рассказывающего вам, как жить? Да ещё после долгого моего рассказа о том, что я в вашей премудрости ровно ничего не понимаю. Прочитав вашу историю, я понял, что вы не сможете одним ударом покончить с прошлым, отказаться от всего наследия и вернуться на шестьсот олимпиад назад, либо же начать всё заново. У вас уже не осталось сил на это; впрочем, едва когда-либо они были, ибо вы уже неоднократно пытались это сделать. Я думаю, так нельзя делать вообще. Я думаю, человек есть не мера всех вещей, но безусловно мера своего опыта как части опыта всех людей, и потому он должен познавать мир творя, то есть он может познать мир ровно настолько, насколько он сам в нём что-то сотворил, и былой опыт здесь не помеха, а напротив, полезное дополнение. Главным же было и остаётся прекрасное, и не надо поражать всех смелостью, а лучше бы поражать всех красотою того, что ты делаешь. Я это понял в коринфском лагере, когда меня, раненого и больного дизентерией, восхваляли за доблесть в битве, а я помнил лишь чужие кишки, выпущенные моим копьём. Ваши смелые творцы точно так же выпускают миру кишки своей смелостью, соединяя различные обрывки и куски, взятые из этой горы мусора, и выставляя их напоказ, они уродуют мир и лишают его жизни. Так же и философы, которые так поступают. И опыт предков можно использовать только тогда, когда он может послужить красоте того, что ты творишь.

Алексей: А как же быть с теми мыслями, которые до тебя уже промыслены, и той красотой, которая до тебя уже создана?

Теэтет: Проживать их заново, только и всего. И забыть о том, что автор той или иной мысли или картины имеет на неё хоть какое-то право: он теряет его, как только она закончена. Любая мысль, любая книга, любая картина принадлежит всем, кто с ней соприкасается. Я вижу, что в вашем мире это невозможно, ибо у вас люди торгуют своими идеями и своим авторитетом, как товаром, зарабатывая ими на жизнь или заслуживая уважение в обществе, а значит никогда не отдадут своё право на авторство чего бы то ни было, но поверь мне - если вы сможете перестать приклеивать своё "я" на самом видном месте каждого из своих трудов, то ваше знание обретёт свою целостность, ибо в конечном счёте любыми своими творениями каждый человек обязан тому опыту, который он приобрёл от остального человечества, и, значит, автором любой мысли является не человек, а всё человечество, и право имеет на неё оно целиком, в лице каждого своего представителя. Только так из горы мусора можно построить лестницу вверх, ибо само человечество будет цельным, а значит, и его знание будет цельным, и знание о целом будет выше других знаний.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом"

Книги похожие на "Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Чадаев

Алексей Чадаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Чадаев - Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом"

Отзывы читателей о книге "Диалог первый, Гора, Диалоги с Теэтетом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.