Николай Черкашин - Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)"
Описание и краткое содержание "Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)" читать бесплатно онлайн.
Воистину, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но если Юпитер сердится, то он не прав...
Глава тринадцатая
СЛЕПЫЕ АКУЛЫ?
Вскоре после гибели "Курска" мне выпала командировка от "Российской газеты" в Соединенные Штаты Америки. Летел через океан с мыслью поговорить с американскими подводниками о "Курске". В частных беседах, во флотском трепе тоже могут проблеснуть крупицы истины. Тем более повод для подобных разговоров был более чем подходящий - американская атомарина "Гринвилл" столкнулась с японским траулером...
С бывшим командиром американской атомной подводной лодки "Боливар" капитаном 1-го ранга Джемсом Бушем мы познакомились в гостях у ветерана американского флота Ричарда Томпсона и потому рассуждали о флотских делах весьма непредвзято. Злобой дня была трагедия японских моряков, потопленных "Гринвиллом".
9 февраля 2001 года многоцелевая (по классификации США - атакующая) подводная лодка "Гринвилл" при всплытии опрокинула японский траулер "Эхиме Мару", тот вскоре затонул, унеся с собой жизни девяти японских рыбаков.
Мы сидели перед телеэкраном, и некий комментатор, горестно изумляясь происшествию, вопрошал - как могло такое случиться? Точно такими же вопросами-обвинениями забрасывали публику и наши телекомментаторы, когда речь шла о гибели "Курска". Поразительно, но трагедия в Тихом океане подавалась прессой как некий разоблачительный скандал, и делалось это по той же самой схеме, по какой нагнеталась истерия вокруг нашей атомарины. Те же до боли знакомые штампы - военно-морское ведомство США знает, но скрывает истинные причины столкновения. Командир "Гринвилла" Скот Ваддл устроил некое подводное шоу для влиятельных гражданских лиц, находившихся на борту подлодки. Журналисты называли его "техасским ковбоем" и все в том же духе...
Отец Ваддла, отставной пилот американских ВВС, и в самом деле живет в техасском городе Аустин. Правда, сын его, ненароком потопивший японский траулер, родился по иронии судьбы именно в Японии, где на одной из воздушных баз США служил его отец. Американские журналисты с той же беззастенчивостью, что и некоторые их российские коллеги, опубликовали частный телефонный разговор между сыном и отцом. Командир "Гринвилла" кричал в трубку: "Папа, я не могу понять, как это произошло! Я лично осмотрел горизонт в перископ. Меня перепроверил старший помощник. Акустик доложил, что горизонт чист. Я все делал по инструкции..."
Однако мало кто верит его словам. Пресса склонна считать, что все произошло потому, что командир "Гринвилла" решил показать высокопоставленным гостям (в центральном посту находились несколько гражданских сановников) "виртуозное" всплытие, так называемый "прыжок касатки".
- Я не верю тому, что пишут в газетах о Вадле, - говорит Джим Буш. Капитан 1-го ранга Скот Вадл - один из самых опытных и дисциплинированных командиров в американском флоте. Его образцовый корабль всегда демонстрировали особо важным персонам.
Ваддл не мог нарушить такую азбучную истину, как прослушивание глубины и визуальный осмотр поверхности моря перед всплытием. Не мог потому, что в противном случае рисковал бы и своей жизнью.
Его слова подтверждает и другой подводник, ходивший в море с Ваддлом в июле прошлого года, - доктор Роджер Данэм:
- Он всегда управлял подводной лодкой с особым тщанием. У него была стерильная репутация. Продолжением этой трагедии будет то, что наш флот лишится такого командира как Скот Ваддл...
Здесь, во флоридском Неаполе, злосчастного подводника хорошо помнят Ваддл кончал в этом городе высшую школу.
- Он всегда был первым во всем, за что ни брался, - говорит бывшая одноклассница виновника скандала Джанет Триколо, - будь то математика или футбол.
Для расследования происшествия в Тихом океане создана авторитетная комиссия. Знатоки морского права говорили: если Комиссия признает вину Ваддла, ему грозит тюремное заключение.
То, что произошло 9 февраля, это не просто навигационное происшествие, но и глубокая личная драма для командира.
- Когда я увидел в перископ тонущих рыбаков, во мне что-то умерло, сетует Ваддл. - Что бы ни показало расследование, на моей душе до конца жизни будет лежать тяжкий камень.
Между судьбами командира "Гринвилла" и командира "Курска" можно провести некую параллель: у обоих служба шла наилучшим образом, оба командовали престижными, образцовыми кораблями, и обоих в одну злосчастную минуту подстерег рок. В море так бывает, как, впрочем, и на берегу. И пусть никто теперь не задает наивных вопросов - "как это подводные лодки, оснащенные современнейшей техникой связи и наблюдения, не могут избежать столкновений?" "Как вообще они могут столкнуться?" Могут. Любой бывалый подводник припомнит не одну морскую каверзу. Можно услышать за сотни миль идущий от тебя танкер, и те же самые шумопеленгаторы "не услышат" нависший над головой траулер, поскольку гидрология моря, эта "подводная погода", так же переменчива, как и любая погода.
Пока еще не созданы ни корабли, ни приборы, которые гарантируют абсолютную безопасность в морской стихии. Видимо, поэтому комиссия по расследованию инцидента с "Эхину Мару" вынесла капитану 3-го ранга Ваддлу весьма мягкий приговор - строгий выговор и лишение месячного оклада.
За полгода до трагедии в Тихом океане на борту "Гринвилла" побывал Джеймс Камерон - режиссер прогремевшего фильма "Титаник". Может, он накликал беду? Говорят, и "Курск" незадолго до гибели тоже участвовал в съемках кинобоевика.
Что касается "Курска", то мнение кэптена Буша не расходится с версией Пентагона: нештатная ситуация в отсеке. Бесполезно было его переубеждать в том, что беспричинная пока "нештатная ситуация" как раз и могла возникнуть вследствие столкновения с "неопознанным подводным объектом". Грудь его куртки украшала надпись "Old navy" - "Старый флот", так что и закалка была старой: приказы не обсуждают. Коль скоро ты причисляешь себя к военному ведомству, то не перечь утверждениям своего верховного вождя. Плюрализм для любой военной системы смертелен. Но поиск истины неостановим никакими запретами и уложениями.
Столкновение американской атомной подводной лодки "Гринвилл" с японским судном спустя шесть месяцев после загадочной гибели "Курска" вызвала новую волну предположений о судьбе нашей атомарины.
Капитан 1-го ранга Юрий Бекетов вошел в историю отечественного флота как командир атомного ракетного крейсера стратегического назначения, который первым выполнил сложнейший вид стрельбы - залп всеми ракетами одного борта. Небезынтересно его мнение о трагедии "Курска":
- Американские подводники, как известно, топят уже второе японское судно за последние 20 лет. В 1981 году ракетная подводная лодка ВМС США "Джордж Вашингтон" в результате столкновения потопила японское судно "Ниссио Мару"...
Столкновение подводной лодки "Гринвилл" с японским судном продемонстрировало, каким запасом прочности обладают корпуса подводных лодок США. Американцы - сторонники однокорпусной конструкции подводных лодок, при которой цистерны главного балласта (основной запас плавучести) помещаются в "легких" оконечностях корпуса подводной лодки и частично - в прочном корпусе. С учетом этого они прочный (непроницаемый) корпус вынуждены создавать из более толстых стальных листов, чем это делается на двухкорпусных подводных лодках. При столкновениях прочный корпус американских лодок менее "подвержен разрушению, чем "тонкостенные". Не вдаваясь в преимущества и недостатки тех или иных конструктивных особенностей подводных лодок, можно сделать еще один важный вывод о постигшей нас трагедии с атомоходом "Курск". Столкновение у Гавайских островов американской подлодки "Гринвилл" с японской шхуной еще больше укрепило уверенность в том, что "Курск" погиб именно в результате столкновения с иностранной подводной лодкой, которая вела за ним слежение.
Гидрологические условия в летний период на Баренцевом море неблагоприятны для надежного поддержания акустического контакта. При всплытии "Курска" на перископную глубину для поиска объекта учебной торпедной атаки контакт иностранной подлодки с ним был потерян. Хотя современные акустические комплексы имеют отличные характеристики, летний тип гидрологии таков, что на малых глубинах погружения подводные лодки обнаруживают друг друга лишь в нескольких десятках метров. То есть когда избежать столкновения практически невозможно и остается лишь надеяться на счастливый случай.
Так и произошло. Иностранная лодка, очевидно, совершила подскок на хорошем ходу в предполагаемую точку потери контакта и, не обнаружив "Курск", всплыла под перископ для уточнения обстановки. Здесь и произошло столкновение. Удар пришелся, видимо, в самую уязвимую часть корпуса "Курска" - сверху, так как перископная глубина у иностранной лодки на пять-шесть метров меньше, чем у "Курска".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)"
Книги похожие на "Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Черкашин - Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)"
Отзывы читателей о книге "Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска)", комментарии и мнения людей о произведении.