» » » » А Черняк - Проблема очевидности


Авторские права

А Черняк - Проблема очевидности

Здесь можно скачать бесплатно "А Черняк - Проблема очевидности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Проблема очевидности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Проблема очевидности"

Описание и краткое содержание "Проблема очевидности" читать бесплатно онлайн.








Конституирующее свои предметы (смыслы) сознание представляет собой непрерывный28 "поток" сменяющих друг друга и накладывающихся одно на другое актов сознания и их содержаний. Актуальное сознание длится, с одной стороны, и является комплексом интенциональных и содержательных "моментов", представляющих собой некое единство (например, "одновременности" - и вообще "предметности" в самом широком смысле). В узком смысле - применительно к актуальному сознанию - термин "поток" обозначает тот факт, что все конституирующие его "моменты" как-то связаны между собой, и эта связь имеет характер "длительности". Понятием о "потоке сознания" для описания того, что реально представляет собой многообразная "жизнь сознания" во всей ее полноте в противовес теоретическим ее схематизациям, пользовались, например, Бергсон и Пирс. Э. Гуссерль также применил его для языка феноменологии.

Идея "потока" раскрывается Э. Гуссерлем через понятие об "имманентном горизонте"29 временности, в котором нам даны "имманентные объекты"30. Обладание горизонтом - одна из наиболее универсальных феноменологических характеристик сознания. "Везде" и "всегда", "где" и "когда" нечто дано сознанию, оно дано в горизонте других данностей - актуальных или потенциальных. По существу, это означает, что вместе с каждым интенциональным и содержательным "моментом" актуальной данности дан (задан) также и его горизонт - "его" в том смысле, что все значения, имплицированные в нем, относятся к тому интенциональному объекту, который сейчас в фокусе внимания таким образом, что данность этого объекта подразумевает и возможную данность объектов, составляющих соответствующий горизонт. И "горизонтная" данность существенно отличается от фокусной.

Идея "длящегося сознания о..." проясняется Э. Гуссерлем посредством усмотрения ретенционального31 и протенциального32 характера актуальности. Моментальное Теперь-содержание "удерживается" сознанием и его осмысление осуществляется в "момент", обозначаемый как "уже не теперь" - как бы на протяжении этих моментов удаления от непосредственного теперь. "Непосредственно теперь", между тем, в интенциональном фокусе представлен уже другой объект, в свою очередь, становящийся ретенциально данным вслед за предыдущим и так далее: все эти содержательные "моменты" составляют предметное единство (например, единство звучащего тона) 33. Теперь-данности вместе с протенциальными содержаниями, представляющими "ожидаемую" здесь данность, исходя из предварительного осмысления уже данного. Эти фазы актуальности, осмысляемые ретенциально как "бывшие-теперь" и протенциально как "будущие-теперь", конституируют непосредственный горизонт актуальности. Если обратить внимание на тот факт, что актуально (в горизонте ретенциальных и протенциальных усмотрений) данное, происходящее, "имеющее место", понимается как то, что дано, происходит, "имеет место" Теперь, то само это понимание как конституированное значение должно быть соответственным образом тематизировано. Усматриваемая "теперьность" обладает также фазами самоданности как и любой объект восприятия. Но самоданность самого момента "теперь", по-видимому, отличается от фазовой самоданности материальных конституэнт теперь-восприятия.

Если "теперь" какого-либо момента объективируется, то это происходит в ретенциальном горизонте. Актуально объективируемое как "теперь", реально дано со значением "уже-не-теперь". Следовательно, самоданность "теперь" как непосредственно усматриваемого характера актуального неотделимо от самоданности того, с чем сознание актуально "имеет дело". То есть самоданность настоящего момента времени "имеет место" в актуальном сознании (в узком смысле, каковой придается фазе непосредственного "теперь" по отношению к фазам ретенциальности и протенциальности интенционального переживания) не иначе, как в качестве характера другой самоданности - характера, усматриваемого также ретенциально. Собственно самоданность, если рассматривать ее с оглядкой на то, как она "имеет место" - а именно, в темпоральном горизонте "теряет" что-то от своей непосредственности, оказываясь конституированной самоданностью34.

Говоря о ситуации актуальности как о некоем единстве актуальности - а это единство актуально данного и интенциональное единство "как" этой данности - мы, однако, не можем ограничится описанием этого единства как исключительно единства одного предмета, осмысляемого в его ретенциальных и протенциальных усмотрениях. Единство актуальности также включает в себя, и основано на, ассоциации. Тематизируя ассоциативность актуального сознания, мы сталкиваемся с другим типом горизонта актуально данного, который Э.Гуссерль определил как внешний горизонт, отличая его от темпорального или внутреннего горизонта35. От внутреннего горизонта внешний горизонт предмета качественно отличается тем, что презентирует возможные данности, представляет собой другие содержания сознания, относящиеся к интендируемой предметности, но не составляющие непосредственного фокусного содержания сознания36; эти содержания даны, однако, как возможные фокусные содержания, а объекты, на которые они указывают, соответственно - как имплицированные объекты. Возможные, ассоциированные данности, чтобы быть таковыми, безотносительно к тому, осуществилась ли в реальной конкретной ситуации соответствующая ассоциация или нет, должны быть каким-то образом заданы изначально самой предметной интенцией, а значит - здесь должен "иметь место" какой-то отличный от фокусного способ представленности в актуальном сознании вместе с фокусным содержанием и наряду с ним. Ассоциированные значения усматриваются как такие референциально - к ним отсылает актуально данное в интенциональном фокусе. Диапазон таких значений может быть бесконечен, но, тем не менее, он определен как то, что относится к данному37. В темпоральном горизонте, ни в одном из его моментальных значений (ретенциальных и протенциальных содержаний), не имплицированы значения-возможности; здесь нет и не может быть отсылок к другой данности того же самого, хотя каждая фаза отсылает к моменту "теперь", как к тому, что "свидетельствует" (и непосредственным образом) о его актуальности, и к "начальному моменту" этой данности, как к "точке отсчета" конституирования (эта отсылка, однако, имеет смысл только в позиции генетического анализа предметной данности).

Понятие о "горизонте" дает нам ключ к рассмотрению еще одной важнейшей темы, приближающей нас, как представляется, к пониманию различия между "внутренним" и "внешним" в отношении сознания; этот ключ - "начало" любой горизонтной данности (а располагание горизонтом или задействованность в горизонте усматривается как неотъемлемая характеристика вообще всякой данности, относительно которой может быть установлено, что это смысловое единство), первичное впечатление "источник" конституирования смысла. "Начиная с актуального Теперь, с соответствующего первичного впечатления U, идут модификации в смысле итераций, однако, непрерывно вперед; они суть не только модификации относительно U, но так же по очередности, модификации друг друга в ряду последовательности, в котором они протекают. Это есть то, что характеризует непрерывное порождение. Модификация постоянно порождает все новую модификацию. Первичное впечатление есть абсолютное начало этого порождения - первичный источник, из которого непрерывно порождается все другое. Но оно само, однако, не производится, оно возникает не как порожденное, но через genesis spontanea, оно есть первичное сотворение. Оно не вырастает (у него нет зародыша), оно есть первичное творение. Если говорят: к Теперь, которое модифицируется в Не-Теперь, непрерывно присоединяется новое Теперь, или оно порождает, из него проистекает совершенно внезапно источник, то это суть образы. Можно только сказать: сознание ничто без первичного впечатления. Где нечто длится, там переходит а в ха', xa'- в ух'a" и так далее. Продуцирующее сознание идет, однако, только от а к а', от ха' к х'a"; напротив, a, x, y не есть нечто произведенное сознанием, это есть первично порожденное, "Новое", возникшее как чуждое сознанию, воспринятое, по сравнению с тем, что порождено собственной спонтанностью сознания." 38 О "природе" этого первичного впечатления Э.Гуссерль, в соответствии с требованиями эпохе, - ибо в каждом позитивном ответе здесь имплицирован вопрос о "первых началах" - выражается лишь как о "не порожденном" в сознании, но, тем не менее, "первичном творении". Говорит он при этом о многом: первичное впечатление не порождается сознанием, хотя и "в сознании" оно не принадлежит к потоку частного конституирования так, как принадлежат его ретенциальные модификации х', x" и так далее. Оно дано иначе, чем любая из последующих данностей, принадлежащих к внутреннему темпоральному горизонту конституирования на основе этой данности; применительно ко всем прочим данностям в горизонте (как внутреннем, так и внешнем) эта выступает в качестве инициирующей. Всякая данность, поскольку она конституируется как нечто "такое" (в смыслополагании) в темпоральном горизонте, имеет свою начальную точку - и это не условность типа математической точки, а конкретный момент "соприкосновения" сознания с внешним миром, каковое "соприкосновение" выражается в обретении сознанием чего-то принципиально нового по отношению к тому, что актуально "уже здесь", как своего "нового" содержания а, x или у. Эти данности именно "привходят извне", что и позволяет усматривать нечто как существенно новое, в отношении к уже наличествующему в качестве актуально данного.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Проблема очевидности"

Книги похожие на "Проблема очевидности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А Черняк

А Черняк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А Черняк - Проблема очевидности"

Отзывы читателей о книге "Проблема очевидности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.