Евгений Коковин - Морская школа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская школа"
Описание и краткое содержание "Морская школа" читать бесплатно онлайн.
Илько не понимал тогда, о чем говорил Петр Петрыч, как он называл русского человека.
Петр Петрыч и Илько подружились. И когда художник стал собираться в обратный путь, он попросил отца Илько, чтобы тот отпустил мальчика на время с ним в Пустозерск.
Живя в Пустозерске у Петра Петрыча, Илько учился говорить по-русски, привыкал к новой, необычной для него жизни в просторной деревенской избе.
Петр Петрыч жил не так, как жил отец Илько. Отец любил чай и выпивал по пяти, а иной раз и по десяти кружек. Еще больше любил отец водку. Петр Петрыч водку совсем не пил, а чаю выпивал одну кружку.
Отец ел сырое оленье мясо, и Илько ел сырое мясо. В доме, где жил Петр Петрыч, была печка, в которую ставили горшки с мясом или с рыбой.
Отец не любил Теняко, хозяина оленьих стад, но боялся и слушался шамана. Петр Петрыч называл Теняко кулаком, а шамана – обманщиком и говорил, что их обоих полагалось бы прогнать из тундры.
На Север Петр Петрович приехал не по своей воле – сюда его выслало царское правительство за то, что он состоял в подпольной революционной организации. Из рассказов художника Илько уяснил, что царь считается самым главным в России, что в России тоже есть богачи – такие, как Теняко. Но есть люди – большевики, которые идут за бедняков и которые скоро прогонят царя и всех богачей.
Почти полгода прожил Илько у Петра Петрыча. Он уже разговаривал с художником по-русски и учился рисовать. А Петр Петрыч говорил, что будет обучать Илько читать книги и писать карандашом на бумаге.
Когда стало известно, что стада Теняко остановились невдалеке от Пустозерска, Петр Петрыч и Илько отправились в тундру. И тут они узнали печальную новость: отец Илько несколько дней назад умер.
Горько плакал Илько, и теперь ему уже ничего не оставалось делать, как снова вернуться с Петром Петровичем в Пустозерск. Жили они так вдвоем еще два года – охотились, ловили рыбу, выезжали далеко в тундру. Илько научился и читать и писать, но больше всего он любил рисовать.
Петр Петрович говорил:
– Подожди, Илько, придет время – поедем с тобой в большой город. Выучишься, приедешь в тундру учителем, будешь маленьких ненцев обучать грамоте.
И казалось, что такое время наступает, потому что стал Петр Петрыч готовиться к отъезду. Но вдруг на Печоре появились американцы и англичане. Они приплыли сюда на больших военных кораблях.
Если раньше русские торговцы поили ненцев-промышленников водкой и обжуливали их на обмене песцов, то американцы и англичане силой заставляли отдавать дорогую пушнину. Когда Ефим Лаптандер не захотел отдать добытых им песцов, его пристрелили.
Однажды чужеземцы в сопровождении русских белогвардейцев пришли в избу, где жили Петр Петрыч и Илько. Они перерыли все вещи, кричали на Петра Петрыча, угрожая ему пистолетами, а потом забрали с собой всю этюды, картины и книги. Когда инглишн оставили дом, Петр Петрыч сказал:
– Нужно, Илько, уходить в тундру, иначе они убьют меня. И тебя не пощадят.
Из рассказов Петра Петрыча Илько знал о Ленине, о большевиках, которые хотят всех бедняков сделать счастливыми людьми. Он знал также, что Петра Петрыча ненавидят пустозерские кулаки, а они заодно с инглишами. Мальчик понимал, почему Петру Петрычу нужно уходить.
Но уйти они не успели. Снова пришли инглиши, и белогвардейцы вывели Петра Петрыча во двор, а Илько заперли в избе. Мальчик слышал выстрелы, он кричал в отчаянии и тщетно стучал кулаками в дверь.
Так Илько остался один, лишившись человека, которого он любил как родного отца.
А потом американские офицеры насильно увезли Илько на пароход.
Пароход был русский и назывался «Владимир». И вся команда на пароходе была русская. Но хозяевами здесь были американские офицеры. Они приказывали не только своим солдатам, не только русским матросам, но и русскому капитану парохода.
Илько жил на палубе, потому что все каюты и кубрики на судне занимали иностранные офицеры и солдаты. Даже команде пришлось изрядно потесниться.
Когда шел дождь, мальчик укрывался где-нибудь под брезентом и мучительно раздумывал над своей странно и горько сложившейся судьбой. Он не знал, что будет с ним и что хотят от него американские офицеры. Илько даже не подозревал, что чужеземцы замышляли взять его с собой за океан и показывать там своим приятелям как диковинку.
Мысль захватить Илько принадлежала маленькому гривастому американцу в очках, и потому он теперь считал себя хозяином ненецкого мальчика.
Если выглядывало солнце и становилось теплее, Илько выходил на берег и открывал свою заветную тетрадь. Он нарисовал несколько раз «Владимира» – ему нравился этот большой красивый пароход с невысокими мачтами и широкой трубой, с белыми палубными надстройками и маленькой каютой на корме. Не будь американских офицеров, Илько согласился бы жить на «Владимире» всю жизнь.
Один из кочегаров парохода, по фамилии Матвеев, приметил ненецкого мальчика и очень жалел его. Он частенько разговаривал с Илько, приносил ему еду. Когда было особенно холодно, Матвеев уводил Илько с палубы в кочегарку, где всегда было тепло и даже уютно. Матвеев уже много лет плавал на «Владимире», хорошо знал свой пароход и любил его. Илько в благодарность нарисовал кочегару «Владимира», а потом нарисовал и портрет Матвеева.
Перед отходом из Печоры на пароход явилось много американских офицеров. Среди них были такие, которых раньше Илько никогда не видел.
Очкастый «хозяин» подозвал к себе Илько и стал показывать его друзьям. Забавляясь, он бросал ненцу куски сырого мяса, требуя, чтобы Илько ловил куски на лету.
Илько хотел убежать, но его схватили. Он сопротивлялся, кусался и царапался. Перепуганный и обозленный, он с ненавистью смотрел на американцев.
– Ничего, приучим, – сказал очкастый, приказав солдатам надеть на Илько ошейник и привязать к дверям каюты на корме.
Через несколько дней «Владимир» пришел в Архангельский порт.
Была поздняя осень. Увидев берег, Илько решил бежать от ненавистных людей, которые издевались над ним. Он сказал об этом Матвееву. Ночью кочегар тайком подошел к Илько и ножом перерезал ошейник. Он помог мальчику незаметно выйти с парохода на берег. Темными улицами Илько выбрался на окраину города и укрылся в лесу. В городе ему оставаться было опасно.
Мальчик решил из Архангельска попасть в тундру, на Печору. Это было очень трудно – идти сотни километров через леса и болота. На это, вероятно, не отважился бы ни один опытнейший охотник, будь он в положении Илько – без пищи, без оружия, без карты и компаса.
Но что оставалось делать Илько? Несколько дней плутал мальчик по лесу, питаясь ягодами. Наконец он вышел на берег Юроса, и тут его спящего нашел Григорий.
Лесник приютил Илько в своей избушке. Вскоре он привык к своему маленькому питомцу и полюбил его.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
У ЛЕСНИКА
Мы слушали рассказ Илько, ни словом не перебивая его. Когда Илько закончил, минуты две мы молча сидели в тишине. Гриша, лежа на траве, сосредоточенно ковырял сучком землю. Обхватив руками колени, Костя смотрел куда-то далеко-далеко, поверх леса.
Река, к вечеру потемневшая, без единой рябинки, казалось, застыла. В дремотном забытьи притихли деревья и кустарники. Только одинокая осина и при полном безветрии неумолчно шелестела листвой, словно дрожа от озноба. Желтокрылый, в серой пыльце липу-нок, похожий на большую моль, трепетно вился над костром в бездымной струе нагретого воздуха.
Молчание нарушил Костя.
– Ничего, Илько, – ободряюще сказал он, – теперь тебе некого бояться. И пешком идти в тундру не нужно. Сядешь в Архангельске на пароход и поедешь на Печору, к себе домой.
– Теперь Петра Петрыча нету, – с тоской сказал Илько.
– А если хочешь – оставайся в городе. Будешь учиться, станешь доктором или учителем.
– А художником можно? – спросил Илько нерешительно.
– Можно. Кем хочешь быть, на того и учись. Хочешь – профессором: звезды считать или, например, жуков, всяких там насекомых ловить и изучать, или внутренности у человека для медицины. Сколько угодно. Ленин сказал, что все ребята должны обязательно учиться.
– Ты слышал, как Ленин это сказал?
– Нет, мне отец говорил.
– А твой отец слышал?
Косте, конечно, очень хотелось бы сказать, что отец слышал. Однако он переборол в себе желание приврать и сказал, что отец тоже сам не слышал, а читал в книге, которую написал Ленин.
– Вот мы осенью поступим в морскую школу учиться и потом будем моряками.
– Моряком – это хорошо, – произнес Илько. – Я бы тоже хотел стать моряком…
Илько поужинал вместе с нами, потом попрощался и скрылся в кустах можжевельника. Мы пообещали ему заехать на обратном пути к Григорию, чтобы договориться и устроить Илько жить в Архангельске.
– Смелый парень, – наблюдая за уходящим Илько, тихо заметил Костя. – Хотел отсюда один в тундру пробраться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская школа"
Книги похожие на "Морская школа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Коковин - Морская школа"
Отзывы читателей о книге "Морская школа", комментарии и мнения людей о произведении.