» » » » Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»


Авторские права

Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»

Здесь можно скачать бесплатно "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Уч-Сумер, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»
Рейтинг:
Название:
«ТЕЛЕНГЕТЫ»
Издательство:
Уч-Сумер
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Описание и краткое содержание "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать бесплатно онлайн.



От своих родителей, Тенгерекова Сергея Ивановича и Тенгерековой Лидии Николаевны в девичестве Сарбачаковой, я знал историю моего народа— теленгетов совсем иную, не такую какую нам преподносят до сей поры. Впервые официальное подтверждение истории моего народа теленгетов я нашел в трудах ученого тюрколога, профессора Уманского Алексея Павловича. Профессору Уманскому А.П. надо отдать должное, он всю свою сознательную жизнь посвятил восстановлению истории теленгетов 17— первой четверти 18 века. Его труды «Телеуты и русские в 17— 18 веках», «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века» должны стать настольными книгами в каждой семье теленгета. Профессор Уманский А.П. одним из первых подверг ревизии труды академика Л.П. Потапова, он первый из отечественных историков на официальном уровне сказал о нас правду. В его трудах я впервые на официальном уровне нашел подтверждение той истории моего народа, которую поведали мне мои родители. Чтобы поведать вам историю теленгетов такой, какой мне преподнесли мои родители, мне пришлось в течение более двадцати лет вести по крупицам сбор и обработку материалов касающихся истории теленгетов.

На сегодняшний день я могу предложить моему читателю первую часть своей работы «Теленгеты до вхождения в состав Российской империи». В настоящее время мною готовится к печати вторая часть моей работы «Теленгеты под короной Российской империи».

Текст публикуется в авторской редакции.






Иннокентий Сергеевич Тенгереков

«ТЕЛЕНГЕТЫ»

историко-этнографический очерк.

ОТ АВТОРА

От своих родителей, Тенгерекова Сергея Ивановича и Тенгерековой Лидии Николаевны в девичестве Сарбачаковой, я знал историю моего народа— теленгетов совсем иную, не такую какую нам преподносят до сей поры. Впервые официальное подтверждение истории моего народа теленгетов я нашел в трудах ученого тюрколога, профессора Уманского Алексея Павловича. Профессору Уманскому А.П. надо отдать должное, он всю свою сознательную жизнь посвятил восстановлению истории теленгетов 17— первой четверти 18 века. Его труды «Телеуты и русские в 17— 18 веках», «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века» должны стать настольными книгами в каждой семье теленгета. Профессор Уманский А.П. одним из первых подверг ревизии труды академика Л.П. Потапова, он первый из отечественных историков на официальном уровне сказал о нас правду. В его трудах я впервые на официальном уровне нашел подтверждение той истории моего народа, которую поведали мне мои родители. Чтобы поведать вам историю теленгетов такой, какой мне преподнесли мои родители, мне пришлось в течение более двадцати лет вести по крупицам сбор и обработку материалов касающихся истории теленгетов.

На сегодняшний день я могу предложить моему читателю первую часть своей работы «Теленгеты до вхождения в состав Российской империи». В настоящее время мною готовится к печати вторая часть моей работы «Теленгеты под короной Российской империи».

Текст публикуется в авторской редакции.

Часть 1. ТЕЛЕНГЕТЫ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ТЕЛЕНГЕТЫ.

Российские тюркологи Радлов В.В. и Аристов Н.А. в своих научных трудах по изучению тюркских народностей и племен независимо друг от друга пришли к единому мнению о том, что теленгиты, телеуты, алтай-кижи, белые калмыки, алтайские горные калмыки «когда-то… составляли обширный тюрко-язычный народ» имя которого — теленгеты.

Этноним «Теленгет» восходит к древнетюркскому этнониму теле. «…надо признать, что телеуты и теленгуты или теленгиты… один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа есть теле, а приставки монгольского множественного числа ут или гут приданы к имени теле лишь во время владычества над алтайцами западных монголов» [1], делает вывод российский этнограф Н.А. Аристов в своей научной работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей». Теленгетов в русских источниках чаще всего именуют белыми калмыками, горными калмыками, телеутами, теленгитами, зюнгарцами, ойротами и урянхайцами. В своем научном труде «Из Сибири», Радлов В.В. отмечает, что «В языковом отношении к алтайцам очень близки телеуты. Они называют себя теленгет» [2], далее он правильно приходит к заключению о том, что «И теперь все племена, подчинившиеся русской короне называют себя алтайцами, а племена, находившиеся во власти Китая, а затем возвратившиеся уже как китайские подданные в Россию на свои прежние насиженные места в Восточном Алтае и до 1866 года платившие дань китайцам и русским, — двоеданцами. И алтайцы и двоеданцы сохранили еще память о своей принадлежности к калмыцкому государству, а поэтому часть их называет себя калмак или ойрот, хотя за последнее время это племенное название все больше забывается. Настоящее название этого народа — теленгиты, или теленгеты, но сохраняется оно лишь в сознании двоеданцев…когда-то алтайские горные калмыки составляли вместе с телеутами обширный тюрко-язычный народ» [3].

В 1776 году в Санкт— Петербурге вышла в свет работа И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». В данной работе И.Г. Георги сообщает о теленгетах следующее: «Телеуты называют себя отчасти сим именем, а отчасти ТЕЛЕНГУТАМИ… В Российских канцеляриях называются они вышедшими Белыми Калмыками, или потому, что они вышли из Белых гор и лицом белее кочующих в открытых Южных степях народов, или от того, что слово белой значит у Восточных народов вольность и независимость». [4]

В своей работе «Путешествие в Восточный Алтай» Чихачёв П.А., посетивший Алтай в 1842 году на 18 лет раннее В.В. Радлова, сообщает об аборигенах Алтая следующее: «Западные и Восточные алтайцы не отличаются друг от друга и сами считают, что единственное различие между ними определяется местом жительства. Восточные племена называют алтайцев обосновавшихся западнее Катуни, „Алтай-киши“ или „Катунь-киши“ (люди с Алтая или Катуни), тогда как эти последние своих восточных собратьев именуют „Чуя-киши“ (т.е. люди с Чуи). Примечательно, что и те и другие самих себя называют „ТЕЛЕНГИТАМИ“. [5]

В своей монографии «Горный Алтай в 17— середине 19 веков: проблемы политической истории и присоединения к России» Г.П. Самаев совершенно справедливо отмечает, что «Выделение особого этноса телеут является не обоснованным. Телеуты появились в источниках в результате искажения этнонима теленгит (теленгут)» [6]. Мне кажется, что наступила пора называть своими именами то, что было всегда истинной для нас. И в научной литературе «ТЕЛЕУТОВ» называть своим собственным именем ТЕЛЕНГЕТ. По происшествии почти трёх столетий, не стёрлась из памяти моих предков, меня и моих детей, принадлежность к тюркскому народу ТЕЛЕНГЕТ, к своему сеоку Мундус. На протяжении всего этого времени мы поддерживали родственные связи с «ТЕЛЕУТАМИ» Алтайского края и Кемеровской области. И все мои родственники до сих пор именуют себя — ак теленгетами, а не навязанным из вне чужеродным этнонимом «ТЕЛЕУТ». Исследователь Кимеев В.М. в своей статье «Телеуты» опубликованной в 1998 году в еженедельном приложении «География» к газете «Первое сентября», сообщает о современном положении теленгетов проживающих на территории Кемеровской области, следующее: «В паспортах телеутов в графе „Национальность“ встречаются записи: „телеут“ (преобладает), а также „татарин“, „алтаец“ и „русский“. До 1991 года телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были отнесены к числу самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней этнического самосознания: 1. Родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.); 2. Территориальное (пачаттар, томдор); 3. Основное (теленгет); 4. Историческое (татарлар); 5. Этническое (телеут)». [7]

До образования Ойротской автономной области нас проживающих на территории Юга Западной Сибири во всех российских исторических источниках именовали белыми калмыками, горными калмыками, ойротами, зюнгарцами, но только не собственным именем ТЕЛЕНГЕТ. С созданием в 1922 году автономии, нас нарекли ойротами. Многие мои родственники, ушедшие и не вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны, так и остались ойротами, не ведая того, что в 1948 году их потомкам присвоят новую национальность— алтаец. Одним росчерком пера, тюркские народы проживающие на территории царской России превращались в другие народы. Так волжские булгары, после покорения Россией Казанского ханства становятся татарами, сибирскими татарами становятся барабы, тары, чаты и эуштинцы. В советский период времени кавказские тюрки становятся азербайджанцами, многие малые народности вообще не получают своего официального статуса. Их причисляют к каким-либо народам в виде этнографических групп.

С проеобразованием в 1948 году Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую автономную область мы из ойротов автоматически превращаемся в алтайцев. Кто же такие алтайцы? «Алтайцы (в 1922— 48 назывались также ойротами), народ в Горно-Алтайской автономной области,…, язык алтайский» получаем мы сообщение из «Советского энциклопедического словаря», там же на той же странице получаем сообщение о языке: «Алтайский язык (устар. ойротский), относится к тюркским языкам». [8] В историко-этнографическом справочнике «Народы мира» об алтайцах находим следующее: «Алтайцы, ойроты, народ в Горно-Алтайской АО Алтайского края РСФСР. В прошлом алтайцы-собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау… Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные (в дореволюц. лит-ре иногда наз. „черневыми татарами“) включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье р. Бия и сев. — зап. побережье Телецкого оз.), челканцы, или лебединцы (басс. р. Лебедь), кумандинцы (ср. течение р. Бия); южные алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими)— собственно алтайцами, или алтай-кижи; теленгиты, телесы, телеуты… С получением автономии (1922) алтайцы в ходе социалистического строительства консолидировались в социалистическую народность». [9]

Консолидировались ли мы за советский период времени в социалистическую народность-АЛТАЙЦЫ? Была ли возможность консолидации теленгетов, тёлёсов, тубаларов, челканцев, кумандинцев в единный народ под новым этнонимом АЛТАЙЦЫ в период правления Советов?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Книги похожие на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иннокентий Тенгереков

Иннокентий Тенгереков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Отзывы читателей о книге "«ТЕЛЕНГЕТЫ»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.