» » » » Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность


Авторские права

Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность
Рейтинг:
Название:
«Священная Римская империя»: притязания и действительность
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Священная Римская империя»: притязания и действительность"

Описание и краткое содержание "«Священная Римская империя»: притязания и действительность" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о важнейших этапах истории «Священной Римской империи» от ее возникновения до фактического крушения в середине XIII в. Автор развенчивает мифы, созданные буржуазной немецкой историографией вокруг этого государства, показывает истинную суть его экспансионистской политики, пагубно повлиявшей на внутриполитическое развитие страны, которая не только не добилась господства над государствами Европы, но и сама была ввергнута в политический хаос.

Перу автора принадлежит ряд работ по истории средневековой Германии: «Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – середина XII в.)» (М., 1959); «Феодальное государство» (М., 1967) и др.






Не обращая внимания на папское отлучение, с которым вообще мало кто считался в Германии, Людвиг Баварский предпринял в 1328 г. поход в Италию и был коронован в Риме «с согласия римского народа» императорской короной, которую возложили на его голову два епископа, находившиеся, как и сам он, под папским отлучением. Новый император возвел на престол «апостола Петра» антипапу Николая V, которому, однако, не удалось укрепиться в Риме. В целом результаты этого широко задуманного предприятия оказались весьма скромны. Положение авиньонского папы не было поколеблено. В Италии хозяйничание немцев вызвало недовольство, вспыхивали восстания в городах, и Людвигу Баварскому пришлось оставить страну. Больше туда он не возвращался.

Во время столкновений с папой Иоанном XXII немецкие курфюрсты приняли важное постановление в Рензе (1338), одобренное франкфуртским рейхстагом и затем подписанное императором в качестве закона. В постановлении говорилось: «После того как кто-либо избирается в императоры или короли имперскими избирателями единодушно или большей частью их, он тотчас же на основании одного только этого избрания должен считаться и называться истинным королем и императором римским, и ему должны оказывать повиновение все подданные империи... и он не нуждается в одобрении, утверждении, поддержке или соизволении папы, либо апостольского престола, или кого-нибудь другого»[93]. Далее указывалось, что несогласных с этим следует лишать ленов и всех привилегий и преследовать как оскорбивших честь «величества». Издавая это постановление, курфюрсты заботились не об интересах короля, а о сохранении своего монопольного права ставить королей.

Следует сказать, что Людвиг Баварский и его преемники не воспользовались этой поддержкой в борьбе с папством и продолжали домогаться коронации в Риме. Ведь для них императорский титул без Рима и Италии ценности не представлял. Выраженная в Рензском постановлении концепция империи низводила ее до уровня германского королевства, какой она на деле и являлась. Германские короли, заботясь о престиже «Священной Римской империи», считали весьма важным сохранить традиционную коронацию в Риме, которая в какой-то степени возвышала их над вручавшими им власть князьями и давала повод к военным вторжениям в Италию. Коронация в Риме вместе с тем напоминала итальянцам о существовании империи и притязаниях императора на верховную власть. А то, что корону вручал папа от имени «римского народа» и римской церкви, служило моральным оправданием этих притязаний.

Карл IV (1347-1378) в своей итальянской и западной политике выступал уже не как противник, а как союзник папы. Он умело использовал противоречия между папством и французской монархией. В 1365 г., при посещении папской резиденции в Авиньоне он короновался как король Арелата (Нижняя Бургундия), восстановив на время имперское верховенство над большей частью бывшего Бургундского королевства, которое было потеряно еще в XIII в. Вместе с тем как король Чехии Карл Люксембург присоединил Силезию и Лужицкие земли, а как германский король – Бранденбург, часть Мейсенской (Мисьненской) марки и Восточный Пфальц. Казалось, монархия Люксембургов вступала на путь объединения территориально раздробленного государства. Но на самом деле династические успехи Люксембургов ни в какой степени не свидетельствовали об изменении уже давно сложившегося направления политического развития Германии. Вся политика Карла IV как германского короля и императора была направлена не на преодоление, а на закрепление раздробленности Германии. Стремясь упрочить позиции своей династии и избавиться от контроля князей-избирателей, Карл Люксембург создал собственное наследственное владение, превосходившее по своим размерам любое наиболее крупное имперское княжество. Оно простиралось от Верхнего Пфальца до Силезии и от Западной Померании до Австрии. Но сохранить его династии Люксембургов не удалось. Преемники Карла IV владели только наследственным Чешским королевством.

Карл IV, как и его два предшественника, пытался продолжить императорскую традицию и предпринимал военные походы в Италию. Первый, коронационный поход имел успех. Германский король прибавил к своим трем коронам еще две – ломбардскую и императорскую, которую возложил на его голову уполномоченный папы Иннокентия VI (1355). Карл IV проявил при этом свойственный ему трезвый подход: получив корону, он не стал вмешиваться в итальянские дела и восстанавливать никем не признаваемые императорские прерогативы, а поспешил обратно, чтобы заняться чешскими и германскими делами. В 1368-1369 гг. император организовал второй поход в Италию с целью подготовить почву для возвращения из Авиньона в Рим «плененного» папы. Это соответствовало интересам его западной политики – помочь папству избавиться от французской зависимости и использовать его в качестве союзника в борьбе с французским королем. Этот поход не имел каких-либо значительных результатов. Папа смог вернуться в Рим только восемь лет спустя.

«Священная Римская империя» территориально сокращалась, теряла свой универсализм и становилась Германской империей. Императорский титул превращался в придаток к королевскому титулу германских монархов и служил его украшением. Важным этапом на пути этой эволюции «Священной Римской империи» было издание Карлом IV Золотой буллы (1356). Эта «конституция княжеского многовластия» узаконивала все ранее приобретенные привилегии курфюрстов и закрепляла некое политическое равновесие в государстве на основе признания формальных прав верховной власти при всемогуществе контролировавших ее князей-избирателей. Карл IV стремился вместе с тем обеспечить особое положение своего наследственного королевства. Выраженная в Золотой булле концепция императорского достоинства близка к той, которая была сформулирована в Рензском постановлении, но имеет и существенное отличие. Избрание «римского короля» курфюрстами сохраняет абсолютную силу, а за папой при этом не признается никаких прав «одобрения» избранного короля. Но избранный в «римские короли» не становится автоматическим императором, а имеет лишь право им стать, короновавшись императорской короной в Риме. Таким образом, признавалась обязательность папской коронации. Золотая булла подробно регламентировала избирательную процедуру. Избрание производилось во Франкфурте-на-Майне под председательством архиепископа майнцского, и избранным считался получивший большинство голосов (четыре из семи). Первой обязанностью вновь избранного короля было «подтвердить и одобрить своими грамотами и печатями все привилегии» курфюрстов и их имперские лены, каждому в отдельности и всем вместе. То же самое он должен повторить и после коронации в императоры авторитетом императорской власти. Наиболее высокий сан среди духовных князей-избирателей сохранялся за майнцским архиепископом, а среди светских – за королем Чехии. Золотая булла сохраняла свою конституционную силу до упразднения «Священной Римской империи».

Папская коронация в Риме практиковалась до XVI в. В 1507-1508 гг. Максимилиан I Габсбург[94] отправился за короной в Рим, но, потерпев поражение от венецианцев в Альпах, вынужден был остановиться в Триденте, где он с согласия папского легата принял титул «избранного римского императора». Этот титул носили преемники Максимилиана из династии Габсбургов, довольствуясь избранием курфюрстами и коронацией в Ахене. С конца XV в. к титулу «Священная Римская империя» стали прибавлять определение «германской нации», что свидетельствовало о пробуждении национального самосознания немцев[95] и выражало тот очевидный факт, что из империи выпала Италия и она стала чисто германской.

Карл V (1519 – 1556), создавший в результате удачных династических комбинаций Габсбургов мировую империю, подчинил в ходе итальянских войн значительную часть Италии. Но это уже являлось результатом международных войн на территории Италии и прямой связи с «имперской традицией» не имело. Со второй половины XVI в. можно уже говорить об Австрийской империи Габсбургов. В таком виде эта империя просуществовала до начала XIX в.

В 1804 г., когда Наполеон I короновался в соборе Парижской богоматери императорской короной в присутствии папы Пия VII, дни «Священной империи» были сочтены. После победы при Аустерлице Наполеон предложил Францу II сложить «римскую корону», что и было им покорно исполнено (1806). Так бесславно закончила свое существование эта эфемерная империя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нам остается еще ответить на вопросы, поставленные в начале книги. Прежде всего, какие обстоятельства позволили Германии занять в X в. доминирующее положение в Западной Европе и осуществить широкую внешнеполитическую экспансию, приведшую к созданию «Священной Римской империи»?

На этот вопрос немецкая буржуазная историография, по существу, не дает ответа. Такие историки как В. Гизебрехт, Ю. Фиккер и другие сторонники итальянской политики германских королей считают, что движущей силой этой политики была идея универсальной империи и что сама территориально раздробленная Германия была сплочена в рамках этого универсалистского государства. Их противники утверждают обратное: Германия уже в X в. якобы представляла собой единый этнический комплекс, а создание империи только затормозило это национально-государственное развитие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Священная Римская империя»: притязания и действительность"

Книги похожие на "«Священная Римская империя»: притязания и действительность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Колесницкий

Николай Колесницкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Колесницкий - «Священная Римская империя»: притязания и действительность"

Отзывы читателей о книге "«Священная Римская империя»: притязания и действительность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.