» » » » Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся


Авторские права

Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся

Здесь можно скачать бесплатно "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Рейтинг:
Название:
Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Описание и краткое содержание "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать бесплатно онлайн.



ИЗДАНИЕ 2-е, ДОРАБОТАННОЕ Редакционная коллегия: КОНТР-АДМИРАЛ, ДОКТОР ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЬЮНЕНКО Н. П., КОНТР-АДМИРАЛ, КАНДИДАТ ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК ПУШКИН А. С, КАПИТАН I РАНГА-ИНЖЕНЕР, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР СКУГАРЕВ В. Д. В книге доктора исторических наук Б. И. Зверева рассказывается о борьбе России за выход к морю, о зарождении русского регулярного военно-морского флота и его победах в морских сражениях XVIII—XIX вв. В боях на море сложились лучшие боевые традиции отечественного флота, которые были развиты и продолжены многими поколениями русских и советских моряков.






Кораблестроительными работами в воронежском адмиралтействе руководили лучшие русские мастера. Наиболее талантливым строителем кораблей был Федосей Скляев - «лучший в сем мастерстве», как говорил о нем Петр. Много отличных кораблей построил Лукьян Верещагин. Вместе с ними трудились на верфях сотни русских людей, овладевавших сложной профессией.

Важнейшей задачей являлось комплектование флота матросами, их обучение морскому делу. Первоначально в экипажи кораблей набирались солдаты пехотных полков, которые обучались преимущественно иностранными офицерами. С каждым годом на флоте росло число русских специалистов, которые вводили новые приемы боевой подготовки, незнакомые для европейских моряков. Иностранцы с удивлением отмечали, что на Воронеже даже в зимнее время проводилось обучение морских экипажей. Корнелий де Брюн, например, описывал такой эпизод: на покрытом снегом берегу реки стояло гребное судно, а на нем у пушек «упражнялись матросы, направляя бомбы в поле…:». Наибольшие трудности заключались в подготовке обученных кадров для комплектования экипажей парусных боевых кораблей. «Если на галеры можно было сажать солдат и офицеров сухопутных полков, то для кораблей требовались профессионалы - военные моряки»2. Не только морской бой с врагами, но и обычное плавание в море требовало высокого мастерства в сложном управлении парусами, искусного маневрирования, точного знания и выполнения всех привил корабельной службы и использования оружия. С первых же лет создания регулярного флота на корабли отбирались крепкие и наиболее подготовленные рекруты, которые становились после обучения рулевыми, сигналь-щпками, комендорами, марсовыми-1.

Условия военной службы на флоте были очень тяжелыми. Рядовые матросы были полностью бесправны.

Тяжелое бремя несло трудовое крестьянство, привлеченное к корабельной повинности. Помещики под страхом царских указов усиливали эксплуатацию своих крепостных, чтобы обеспечить поставку всего необходимого для строительства кораблей. Документы того времени рисуют.исключительно тяжелое положение

крестьянства. В челобитной на имя Петра жители воронежских сел, например, писали:

«По твоему великого государя указу всякие лесные припасы и уголья, смолу, деготь, лубья велено изготовить, и то мы все изготовили за себя и за пустые дворы, работали и возили, и ныне работаем денно и ночно неотступно; и от той тяжелой работы и от подъяческого немилостивого бою и с голоду наша братия и крестьянишки наши многие померли.

…Да в прошлых же годах у нас на Воронеже и в уезде хлеб не родился, а как мы в те годы у твоего строения во время пахотное и жатвенное и сенокосное в домишках своих не были, и за тою работою озимого и ярового хлеба не сеяли и сеять некому и нечем и за безлошадьем пахать не на чем. Старого припасу хлеб был, и тот хлеб служилые и работные люди, идущие на службу на Воронеж на работу, силою брали безденежно.

…Оттого мы н крестьянишки наши без пахоты обесхлебели и оголодали, и обезлошадили, и всякая скотина с голоду померла, и от непрестанной работы, и от тяжелой возки, и от частых посылок, и от караулов, и от платежа за пустые дворы, и от всякой тяготы вконец разорились, и многие из нас, холопей твоих, изо всех сел и деревень разошлись безвестно и разбежались на Дон и на Хопер и ныне бегают непрестанно»1.

Однако Петр не обращал внимания на челобитные. Жестокая эксплуатация крестьянства усиливалась.

Для царского правительства создание флота вызывалось не только внешнеполитическими причинами. Петр стремился к централизации политической власти внутри страны, к укреплению всех звеньев государственного аппарата, в том числе его основного орудия - вооруженных сил, способных подавлять выступления трудящихся масс и служить надежной опорой абсолютизма. С самого зарождения регулярной армии и флота царское правительство видело в них инструмент для защиты своих классовых интересов; вооруженные силы всегда были призваны охранять самодержавие и расправляться с революционным движением. Когда, например, на Дону вспыхнуло восстание под руководством Булавина, царское правительство сразу же использовало для его подавления и свои войска, и артиллерию Азовского флота.

Петр I лично участвовал в постройке кораблей в качестве плотника и корабельного мастера; он глубоко изучил навигацию, теорию кораблестроения и другие науки и применял их на практике, не гнушаясь черновой работой. При всем этом он оставался прежде всего самодержавным властителем, стоявшим во главе феодально-помещичьего государства. «Он сбросил старинные, отжившие формы, какими облекалась высшая власть до него,- писал Добролюбов, - но сущность дела осталась и при нем та же… В матросской куртке, с топором в руке, он так же грозно

и властно держал свое царство, как и его предшественники, облеченные в'порфиру и восседавшие на золотом троне со скипетром в руках».

Создание регулярной армии и флота было одним из звеньев в общей системе преобразований и реформ, проводимых в то время в России. Эти преобразования встречали сильное сопротивление со стороны реакционной оппозиции: боярские круги и высшее духовенство стремились цепко удержать свое прежнее влияние и власть, своп права и привилегии. Этой оппозиции был нанесен сильный удар, что сыграло прогрессивную роль в развитии русского государства. Для достижения своих целей Петр не останавливался «перед варварскими средствами борьбы против варварства»2.

Строительство Азовского флота проходило в сложной воен-по-пплитической обстановке. Турция стремилась вновь захватить Азов. Только в 1699 г. с ней' удалось заключить перемирие на два года, в течение которых необходимо было выработать условия мирного договора. С этой целью в Константинополь направлялся опытный дипломат Е. Украинцев. Его посольство в столицу Турции было решено отправить морем.

Летом 1699 г. из Азова в Таганрог - первую морскую базу Азовского флота - пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные врата», «Сила», «Крепость», «Благое соединение», галеры «Периная тягота», «Заячий бег» и др.3. На борт корабля «Крепость» прибыл Украинцев, 14 августа «морской караван» под командованием адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый морской поход эскадры русского флота.

За четверо суток корабли миновали Азовское море и подошли к Керченскому проливу. Османские власти вначале отказывались пропустить «Крепость» в Черное море, но внушительная мощь русской эскадры заставила их дать согласие.

«Морской караван» от Керчи вышел в обратный путь, а корабль «Крепость» взял курс на Константинополь.

Утром 7 сентября 1699 г. в столице Османской империи против султанского дворца встал на якорь русский военный корабль. Множество народа вышло на набережные, чтобы собственными глазами убедиться в реальности небывалого события, Не меньшее впечатление произвело и известие из Керчи о приходе туда целой русской эскадры. Один из греков, живший в Константинополе, сообщал Украинцеву:' «Вся турская земля удивилась, что московиты свели на Черное море корабли, понеже никогда не видали в тех странах таких суден… Сказывают, что зело сильнейший царь, который был бы на свете, в толикое малое время не мог вывесть такой великий караван, что иные короли и князья не могли учинить во 100 лет».

Мирные переговоры в Константинополе длились около года. Османское государство наотрез отказывалось дать выход России к Черному морю. Турецких дипломатов полностыо поддерживали послы европейских морских держав. «Послы английский и голландский, - писал Украинцев Петру I, - во всем держат крепко турскую сторону»1.

Мирный договор между Россией и Турцией был подписан в июле 1700 г. Азов с окрестной территорией («на расстоянии 10-часовой конной езды») отходил к России, которая освобождалась также от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству. Но плавание русских кораблей в Черном море было по-прежнему закрыто, так как Керченский пролив оставался за Османской империей.

Выход к морю, таким образом, полиостью достигнут не был, но важнейшие предпосылки для решения этой задачи были созданы. Азовские походы явились важной вехой на пути превращения России в морскую державу: они положили начало регулярному русскому флоту и государственному судостроению, дали неоценимый опыт для дальнейшего развития морского дела в стране. Этот опыт был полностью использован в борьбе России за выход к Балтийскому морю.

Выход на Балтику


Крупнейшее европейское государство на Балтике - Шведское королевство - стремилось полностью закрыть России путь к морю, так как в то время «одной из излюбленных идей шведского правительства была мысль о захвате в свои руки всей внешней торговли России»1. Древняя Ижорская земля (Инг-рия), исстари заселенная славянскими народами и входившая еще в состав Великого Новгорода, была захвачена Швецией и превращена в одну из шведских провинций с новым иноземным названием - «Ингерманландия».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Книги похожие на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Зверев

Б. Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Отзывы читателей о книге "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.