» » » » Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся


Авторские права

Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся

Здесь можно скачать бесплатно "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Рейтинг:
Название:
Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Описание и краткое содержание "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать бесплатно онлайн.



ИЗДАНИЕ 2-е, ДОРАБОТАННОЕ Редакционная коллегия: КОНТР-АДМИРАЛ, ДОКТОР ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЬЮНЕНКО Н. П., КОНТР-АДМИРАЛ, КАНДИДАТ ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК ПУШКИН А. С, КАПИТАН I РАНГА-ИНЖЕНЕР, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР СКУГАРЕВ В. Д. В книге доктора исторических наук Б. И. Зверева рассказывается о борьбе России за выход к морю, о зарождении русского регулярного военно-морского флота и его победах в морских сражениях XVIII—XIX вв. В боях на море сложились лучшие боевые традиции отечественного флота, которые были развиты и продолжены многими поколениями русских и советских моряков.






Последняя узкая полоса Балтийского побережья, связывавшая Россию с Балтийским морем, была захвачена Швецией в. 1G17 г. С тех пор русское государство было полностью отрезано от моря. Это расценивалось правительством Швеции как крупнейший, успех своей внешней политики. «Тяжелее всего для русских, - говорил тогда шведский король Густав-Адольф, - быть отрезанными от Балтийского моря, а допустить их утвердиться на этом море с целями торговыми или другими было бы крупнейшей политической ошибкой.,. Без нашей воли русские купцы не могут показаться на Балтийское море ни с одною лодкою… Вся богатая русская, торговля прибалтийского бассейна теперь должна проходить через наши руки*2.

Владения Швеции на побережье Балтики непрерывно расширялись. В длительных и упорных войнах с Польшей, Данией, Бранденбургом шведские войска одержали ряд крупных побед и захватили- обширные приморские территории. Балтийское море превратилось во «внутреннее шведское озеро», а шведский флот стал одним, из сильнейших в Европе.

«Королевство сие, - писали о Швеции западноевропейские историки, - имеет великие выгоды для мореплавания, находясь в Балтийском море, Ботническом и Финском заливах и владея многими островами. Короли шведские сильны на море…» Они содержали «многочисленные флоты для колоний, ими учрежденных, для завоеванных и покоренных ими областей.

Усиленное военно-морское строительство основывалось на развитой военно-промышленной базе; Швеция имела значительную металлургическую и военную промышленность; шведское железо и медь шли на экспорт и славились на мировом рынке. Когда Петр I начал подготовку к борьбе за выход к Балтийскому морю, он учитывал военную мощь Швеции. Поэтому основной задачей русской дипломатии являлось создание коалиции, способной противопоставить Швеции как сухопутные, так и морские силы. В 1699 г. такая коалиция была создана:'Россия, Польша и Дания заключили союз против Швеции. На сухопутном театре военных действий планировалось выступление войск всех трех союзников; на море в борьбе против Швеции мог принять участие только датский флот, так как ни Россия, ни Польша не имели никаких морских сил на Балтике.

Война против Швеции, получившая в истории название Северной войны, началась весной 1700 г. выступлением союзников России. Однако первые боевые действия были крайне неудачны для коалиции.

В июне 1700 г. шведский флот во главе с Карлом XII появился у побережья Дании. Сюда же прибыли боевые корабли Англии и Голландии; правительства этих государств, состоявшие с Швецией в «Союзе морских держав», поспешили помочь Карлу XII и направили к нему свои эскадры. Огромная армада Под флагами трех наций в составе 60 линейных кораблей подошла К Копенгагену и начала бомбардировку датской столицы. Дания не смогла оказать сопротивления превосходящим силам Противника и в августе 1700 г. заключила со Швецией мирный Договор. Единственная морская держава в составе антишвед-ской коалиции вышла из войны в самом ее начале.

Не прошло двух месяцев с момента капитуляции Дании, как Шведский флот вновь вышел из своей главной базы Карлскр'оны. 2()0 боевых и транспортных судов пересекли Балтийское море, Пошли в Рижский залив и высадили на его восточном берегу урмию Карла XII. Шведский король предполагал двинуться против Августа II (польского короля и курфюрста саксонского), войска которого осаждали Ригу. Однако этот план был изменен в связи с неожиданным известием: сразу же после за-1 ключения мира с Турцией Россия объявила войну Швеции; Русские войска двинулись к Нарве и начали осаду этой силь-пытавшимся сняться с мели. Наутро одному из вражеских кораб; лей удалось спастись бегством, но два других были захвачен!' солдатами Новодвинской крепости. Вице-адмиралу Шеебладу не оставалось ничего иного, как оставить русские воды.

Среди русских трофеев появились новые боевые реликвии - первые военно-морские флаги неприятельских кораблей.

Основным театром военных действий в борьбе со Швецией стал бассейн Невы. После сражения под Нарвой здесь были оставлены ограниченные силы шведских войск. Упоенный славой, Карл XII двинулся с армией против Польши, будучи в полной уверенности, что от поражения 1700 г. Россия не скоро оправится.

Между тем поражение под Нарвой вызвало у Петра не уныние и растерянность, а дало толчок к мобилизации военных усилий,. энергичной подготовке к продолжению борьбы. «Нарва, - указывал К. Маркс, - была первым серьезным поражением поднимающейся нации, умевшей даже поражения превращать в орудия победы;*1.

Сразу же после Нарвы подготовка для продолжения военных действий развернулась в таких масштабах и темпах, каких до этих пор не было в истории России. Сухопутные войска увеличивались формированием новых полков, во главе их ставились новые командиры, повсеместно проходило интенсивное обучение войск и оснащение их оружием. Недостаток металла компенсировался необычным для того времени путем; с церквей снимали колокола и переливали их в пушки.

Опыт Азовских походов и постройки флота на Воронеже был полностью использован при подготовке к борьбе за выход на Балтику. Так же, как на юге, в северо-западных районах страны развернулось строительство транспортных судов, а затем и боевых кораблей. В январе 1701 г. было приказано «на реках Волхове и Луге для нынешней свейской службы сделать 600 стругов». Наряду с постройкой стругов были переписаны и приобретены все транспортные средства у частных владельцев на Ладожском и Онежском озерах, на Свири, Тихвине, Волхове и других реках. У «бывалых людей» собирались подробные сведения о путях подхода от устья Волхова к Неве.

Одних стругов, естественно, было недостаточно. Поэтому зимой 1702 г. приступили к созданию верфи на реке Сясь (впадающей в Ладожское озеро), где началась постройка первых боевых кораблей. Спустя год кораблестроительные работы развернулись на реке Волхове. Весной 1703 г. к постройке кораблеи приступили на реке Свирь. Здесь у Лодеиного поля были созданы Олонецкие верфи, которые стали одним из основных кораблестроительных центров зарождавшегося Балтийского

флота.

Первый корабль, заложенный на Олонецких верфях, был «Штандарт»; вслед за ним началась постройка других парусных и гребных судов (галеры «Золотой орел», «Надежда», «Федор Стратилат» и др.). Для участия в кораблестроительных работах и комплектования экипажей строившихся судов переводились многие опытные специалисты с Азовского флота.

Действия русской армии и флота в 1702-1704 гг.

Военная обстановка требовала незамедлительных действий русской армии. Между Финским заливом, Чудским и Ладожским озерами находился один шведский корпус. Пока он был лишен поддержки главных сил армии Карла XII (находившейся в Польше), налицо были благоприятные условия для наступления в сторону Финского залива. Промедлить с наступлением, дожидаясь окончательного завершения работ по постройке боевых кораблей, значило упустить благоприятные условия и дать возможность противнику укрепить, позиции в Ингерманландии. Поэтому было принято решение начать активные боевые действия уже весной 1702 г.

Русские войска стали наступать на запад, тесня шведские войска к побережью Финского залива. Боевые действия развернулись на берегах Ладожского и Чудского озер, где противник имел эскадры боевых кораблей. Они содействовали своим войскам и препятствовали продвижению русских войск. В этих условиях неоценимую роль в борьбе с неприятельскими сухопутными и морскими силами сыграли отряды небольших речных судов, служивших для перевозки грузов по рекам и озерам (местные жители называли их карбасами, соймами, ладьями). На них были посажены команды вооруженных солдат. По своим боевым качествам такие суда не шли ни в какое сравнение со шведскими кораблями, вооруженными 10-20 орудиями и имеющими обученные экипажи кадровых моряков. Поэтому шведское командование даже не предполагало встретить на водных просторах сколько-нибудь серьезного соперника. Однако в перMi.ix же боях шведские моряки убедились в том, что они недооценили находчивости, смелости и отваги русских воинов.

В мае 1702 г. в узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским, отряд русских судов был встречен шведской эскадрой под командованием командора Лешерна. Завязался упорный бой, продолжавшийся в течение трех дней. Неприятельские корабли осыпали русские суда градом снарядов. Вражеским ишгм было разбито и потоплено несколько карбасов. Однако русские на своих утлых суденышках смело приближались к неприятельским кораблям и брали их на абордаж: вплотную приставали к борту вражеского корабля, взбирались на его палубу и навязывали рукопашные схватки с его экипажем. В первом же бою с эскадрой Лешерна была захвачена шведская яхта «Флундран», а вслед за ней - еще два.боевых корабля - яхты «BHII.IT» И «Вахтмейстер». Русские суда прорвались в Чудское озеро1.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Книги похожие на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Зверев

Б. Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Отзывы читателей о книге "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.