» » » » Павел Парфентьев - Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность


Авторские права

Павел Парфентьев - Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Парфентьев - Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность"

Описание и краткое содержание "Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность" читать бесплатно онлайн.



Привлекая широкий круг первоисточников и научных работ, автор подробно анализирует сложный ход событий IV Крестового похода (1202–1204), приведшего к захвату и разграблению Константинополя латинянами. Автор последовательно показывает, что расхожая мифологизированная «антикатолическая» версия событий не соответствует исторической действительности и обвинять в событиях 1204 г. Католическую Церковь на разумных основаниях невозможно.






Войско было собрано, теперь вставала новая проблема – как доставить его в Святую Землю? С этого момента мы начинаем излагать события, опираясь на свидетельства участников событий – маршала Жоффруа де Виллардуэна,[63] рыцаря Робера де Клари[64] – и переписку Папы Иннокентия III с крестоносцами.[65]

Венеция и ее чаяния

Единственной силой, которая способна была организовать перевозку в Святую Землю такого большого войска со всем необходимым для длительных военных действий, в этот исторический момент оказывается Венеция, Республика св. Марка. В принципе, с этой задачей могли бы справиться ее основные европейские торговые конкуренты – Генуя и Пиза, однако в это время они находились в состоянии войны друг с другом, и попытки примирить их не достигли успеха.[66]

К концу XII в. Венеция вступила в период пика своего величия и мощи. Интересы этой богатейшей торговой республики распространялись на все восточное Средиземноморье, она пользовалась торговыми привилегиями во многих восточных портах. Венецию волновали, прежде всего, коммерция и прибыль. Религиозные вопросы не сильно заботили республику – среди современников не случайно ходила поговорка: «Siamo Venetiani, et poi Christiani» – т. е. «Прежде всего мы венецианцы, и уже затем – христиане».[67]

В своем стремлении к прибыли они не гнушаются даже торговлей оружием с врагами христианства – мусульманами, что вызывает осуждение духовных властей и сохристиан. Уже в 1198 г., имея в виду венецианцев (хотя и не называя их прямо), Папа Иннокентий III запрещает продавать оружие и военные ресурсы сарацинам. Всем нарушителям этого запрета понтифик угрожает анафемой. «Папа, конечно, адресовал эти угрозы Венеции. Последняя, однако, игнорировала и запреты Иннокентия III, и соответствующие постановления церковных соборов, на заседаниях которых аббаты и епископы метали громы и молнии против тех католиков, которые наживы ради не брезгуют предоставлением оружия врагам христовой веры».[68]

Современники, размышляя над событиями IV Крестового похода, даже предполагали, что венецианцы изменили христианскому делу и направили войска на Константинополь по секретному договору с египетским султаном[69] – историки, правда, убедительно показали ошибочность этих предположений.[70] Отношение венецианцев к религии, впрочем, эти слухи демонстрировали достаточно верно.

По отношению к Византии у торговой Венеции есть свои претензии. Прежде всего, речь идет о ситуации, произошедшей в 1171 г. В этом году венецианская торговая республика была попросту ограблена Византией. Император Мануил I Комнин,[71] «может быть, желая из-за недостатка средств воспользоваться громадными богатствами венецианских купцов на территории его государства»,[72] как сообщают венецианские источники, постарался «льстивыми словами» заманить в империю как можно больше торговцев республики св. Марка. «Два венецианских посла, находившихся в то время в Константинополе, были императором обласканы, и он рассеял их опасения, вызванные дошедшими до них слухами о готовящемся нападении, заверениями в своей дружбе. Удар обрушился на голову нескольких тысяч венецианцев, что не так уж невероятно при обширности тех экономических связей, которые существовали у венецианцев в Византийской империи. Почти двадцать тысяч их, – уверяют нас венецианские анналисты, – находилось весной 1171 г. в пределах Романии и около половины этого числа было сосредоточено в одном Константинополе. „Подобно льву“ обрушился Мануил на венецианских купцов и в столице, и на всем протяжении империи. Их хватали в домах, на площадях, ловили на море. Кто не успел бежать, были посажены в тюрьмы, – для узников в них не хватало места, ими стали заполнять монастырские кельи и казематы. Имущество, деньги и товары были конфискованы, но только часть всего этого попала в казну, – остальное было расхищено местными чиновниками, исполнителями распоряжения императора».[73] Ограбленная Венеция была глубоко возмущена.

После восстановления торговых и политических отношений Византии с Венецией, было подписано (при Андронике I Комнине, в 1185 г.) соглашение, обязывающее империю возместить Венеции убытки, понесенные в 1171 г. Соглашение это было возобновлено в 1189 г. при императоре Исааке II Ангеле. И хотя узурпатор Алексей III,[74] занимавший византийский престол ко времени IV Крестового похода, и возобновил эти соглашения в 1199 г.,[75] а изрядная часть компенсации была выплачена до этого,[76] долг Византии в пользу Венеции был еще довольно велик и не вполне известно, продолжался ли он потом выплачиваться.[77] По соглашению 1199 г. Алексей III также обязался освободить венецианские корабли от налогов и поборов во многих византийских портах – это условие договора не выполнялось, и налоги продолжали взиматься с венецианцев, что, конечно же, их не радовало. Бизнес шел хуже, чем при Исааке II Ангеле.[78] Кроме того, Алексей III еще раньше спровоцировал конфликт между пизанцами и венецианцами в самом Константинополе, и после подписания договора столкновения между ними продолжались. В 1199 г. он, после договора с Венецией, особым договором возобновил все привилегии пизанцев в Византии, закрепив последующим указом их особое положение в Фессалониках, а в 1201 г. – восстановил и даже улучшил прежнее положение генуэзцев в империи.[79] Едва ли и это радовало Венецию. Все это надо иметь в виду, рассматривая события IV Крестового похода – не случайно глубоко изучавший Венецию этого периода историк Н. П. Соколов писал, что «венецианцы редко следовали христианской заповеди о прощении обид и никогда не прощали материального ущерба».[80]

Во главе венецианской республики ко времени IV Крестового похода стоял дож Энрико Дандоло,[81] фигура в своем роде замечательная. Восьмидесятипятилетний,[82] практически слепой старец – был вместе с тем тонким и успешным дипломатом и политиком, любой ценой отстаивавшим венецианские коммерческие и государственные интересы. Соколов пишет о нем: «Неукротимая энергия, уменье дерзать, мудрая дальновидность и тонкий политический расчет, беззастенчивость в выборе средств для достижения поставленных целей, безусловная преданность интересам своего класса и государства сочетались в нем с редкой в те времена свободой от религиозных предрассудков, делавшей его нечувствительным к громам папской курии и равнодушным к делам веры и благочестия, если они не сочетались с серьезными мирскими интересами».[83] Дандоло возглавлял в 1172 г. одно из венецианских посольств в Византии, пытавшееся восстановить отношения с империей – рассказывали, что он подвергся там личному оскорблению.[84]

В событиях IV Крестового похода Венеции и лично дожу Дандоло принадлежит исключительная, без преувеличения ведущая роль: «Выдающаяся роль, которую играла Венеция в четвертом крестовом походе, широкое использование ею результатов его в целях своей захватнической политики дали повод рассматривать весь этот поход, как тонко и издалека задуманное и проведенное с большим мастерством предприятие политиков св. Марка».[85]

Договор крестоносцев с Венецией и последующие события

Послы французских баронов прибыли в Венецию в 1201 г., чтобы провести переговоры о перевозе крестоносного войска за море. Точное направление похода пока не объявлялось, однако в ходе тайных переговоров было также условлено, что сперва он направится в Египет, «потому что со стороны Вавилона[86] турок можно было уничтожить скорее, нежели из какой-нибудь другой страны».[87] Крестоносцы вынуждены были соглашаться на любые условия перевоза.[88]

«От имени вождей крестоносного ополчения посольство в апреле 1201 г. заключило с венецианским правительством договор о предоставлении в распоряжение крестоносцев достаточных перевозочных средств для армии в 4.500 всадников в полном вооружении, 9.000 щитоносцев и 20.000 пехотинцев с необходимым на один год количеством фуража и продуктов. Все это венецианцы должны были приготовить ко дню Петра и Павла следующего 1202 г. Венецианцы для того, чтобы избежать конкуренции со стороны крестоносцев при закупке фуража и продуктов, указали в договоре те районы северной Италии, в которых они не могли производить для себя закупок иначе, как от имени Венеции. Плата в 85.000 марок серебра[89] должна была быть внесена в рассрочку, но не позднее апреля 1202 г., и при том независимо от того, какое количество войск будет представлено к перевозке. Апрель 1202 г. был указан в качестве срока, к которому должны были собраться крестоносцы в Венецию. Одновременно венецианцы обещали со своей стороны снарядить флот в 50 кораблей и отправиться с ними на Восток. За это участие в походе Венеция выговорила себе половину тех завоеваний и той добычи, которую они могли общими усилиями захватить во время похода».[90] Крестоносцы приняли эти условия – другого варианта у них попросту и не было.

Здесь нужно отметить, что, по словам Виллардуэна, «сразу же одна и другая стороны отправили своих вестников в Рим к апостолику[91] Иннокентию, чтобы он утвердил этот договор; и он сделал это весьма охотно».[92] Есть, однако, и иные сведения – автор «Деяний Иннокентия III»[[93] указывает, что Папа пытался внести в договор несколько поправок, обеспечивающих антимусульманское направление похода и одобрил договор только с условием дальнейших консультаций участников похода с Апостольским Престолом,[94] эти сведения, однако, не вызывают особенно большого доверия.[95] Так или иначе, договор был заключен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность"

Книги похожие на "Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Парфентьев

Павел Парфентьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Парфентьев - Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность"

Отзывы читателей о книге "Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.