» » » » Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря


Авторские права

Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря

Здесь можно купить и скачать "Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря
Рейтинг:
Название:
Бретонцы. Романтики моря
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9524-1678-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бретонцы. Романтики моря"

Описание и краткое содержание "Бретонцы. Романтики моря" читать бесплатно онлайн.



Известный антрополог Пьер-Ролан Жио в своей книге рассказывает о ранних цивилизациях Бретани. Под давлением саксов часть древнекельтского племени бриттов переселилась с Британских островов в северо-западную Галлию. Автор приводит подробное описание древнейших сооружений, керамики, оружия и бытового инвентаря начиная с эпохи палеолита. Повествование завершается описанием периода покорения Галлии Цезарем.






Некоторые из символов чрезвычайно трудно интерпретировать. Среди них, например, линии, которые пересекают друг друга без какого-либо видимого порядка. Общий вид напоминает топографическую карту, и это является наиболее предпочитаемой гипотезой. Назначение крюкообразных линий и углов, несмотря на всю их простоту, также недоступно для понимания. Может быть, они просто являются производными от знаков, изображающих топоры.

Простые геометрические формы, такие, как концентрические полукружия, не представляют такой проблемы. Коридорная гробница в Гавринисе щедро декорирована подобными рисунками. Каждая основа представляет собой настоящее живописное полотно, выполненное с замечательным мастерством. Вместо беспорядочно нанесенных гравировок, как часто бывало в больших коридорных гробницах (например, в Мане-Люд, Локмариакер), здесь элементы орнамента расположены в продуманной композиции.

За исключением Гавриниса, подобное изящное декорирование коридорных гробниц больше нигде не встречается. Вероятно, рисунки, обнаруженные в гробницах, представляют собой определенные абстрактные идеи, проявляющиеся в наивной стилизации самых обычных объектов – стилизации, которую мы не всегда в состоянии понять и которую легко можем неверно истолковать.

ДАТИРОВКА КОРИДОРНЫХ ГРОБНИЦ

Поскольку коридорные гробницы неоднократно использовались в течение длительного времени и порой подвергались расхищению, эти сооружения могут предложить не так уж много материала, который бы помог нам установить дату их возведения.

Исключение представляет собой коридорная гробница в Иль-Карн (Финистер), плотно замурованная и содержащая около трех дюжин черепков периода «начального» неолита и несколько кремневых орудий вместе с кусочками древесного угля. Этот уголь, обнаруженный в камере между выстилавшими ее пол камнями, с помощью радиоуглеродного метода был датирован 3030 ± 75 г. до н. э. Эта цифра соответствует дате 3140 + 60 г. до н. э., уже упоминавшейся нами в связи со стоянкой в Курни, чьи обитатели определенно были строителями мегалитов. Таким образом, можно говорить о том, что коридорные гробницы в Бретани появились задолго до 3000 г. до н. э. (а значит, даже раньше, чем в Иберии), вскоре после появления атлантической неолитической культуры.

Глава 4

ХАЛКОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АРМОРИКИ

Хронологию появления первых предметов из металла археологи определяют различными методами. Некоторые ученые приписывают появление этих объектов началу бронзового века, другие считают необходимым ввести понятие «медный век», предшествовавший бронзовому. Мы предпочитаем придерживаться современного взгляда на эту проблему, который определяет халколитическую культуру как культуру, перекрывающую две главные фазы неолитической культуры. Таким образом, в данном случае нас интересует начало распространения металла в довольно ограниченном масштабе: период раннего и среднего бронзового века (курганная культура).

Халколитическая культура проявляет себя в предметах, изготовленных из мышьяковистой меди, в западноевропейских зазубренных кинжалах и плоских топорах, предметах из золота и некоторых других орудиях, связанных с культурой кубков.

КУЛЬТУРА КУБКОВ

Армориканские кубки (vasescampaniformes), по всей видимости, имеют испанское происхождение. В самом деле, между галицийской и армориканской группами кубков наблюдается поразительное сходство. Связь между этими культурами, должно быть, осуществлялась через море, что в тот период было в порядке вещей (рис. 11).



Рис. 11. Карта распространения культуры кубков


Армориканская группа может быть произвольно разделена на две подгруппы: подгруппа «прототипов» и подгруппа «имитаций», хотя это разделение не имеет хронологических границ.

Сосуды-«прототипы» очень красивы, как с точки зрения их орнаментирования, так и с точки зрения тонкости работы (фото 14, 15). Они окрашены в красный или оранжевый цвета, украшены тонкими глянцевыми полосками. Линии узора, нанесенные еще на мягкую глину, иногда покрыты белым веществом, которое делает орнамент более отчетливым. Глина однородная, красная и превосходно обожженная. Формы сосудов постоянны. Дно немного вогнуто, контур S-образный с различной степенью изогнутости, так что иногда стенки сосудов почти вертикальны, а порой, наоборот, извилисты. Таким образом, сосуды весьма отличаются друг от друга: некоторые высокие и стройные, другие широкие (рис. 12).



Рис. 12. Формы и орнаментирование кубков из галерейной гробницы в Керборе (Кот-дю-Нор)



Рис. 13. а – ладьевидная чаша; 6 – кубок с декорированием из галерейной гробницы в Керборе. Оба предмета даны в масштабе 1:2


Декорирование кубков является классическим. Подобное встречается и на юге Франции, и в Иберии. В основном рисунок состоит из орнамента, выполненного в технике pointille с помощью гребня с квадратными зубьями. На некоторых сосудах можно определить длину гребня и количество зубьев. Гораздо реже использовались шнуры, оставлявшие характерные наклонные отпечатки. Узоры, как правило, состоят из параллельных линий, которые иногда замыкаются. Чаще служат для того, чтобы оттенить чередующиеся ряды насечек, и изображаются наклонными точечными линиями (рис. 13). Насечки могут быть заменены треугольниками или зубцами. Реже встречаются клетчатые узоры с несколькими рядами противоположных треугольников.

Эти превосходные образчики кубков часто имитировались местными гончарами, которые, однако, копировали их довольно неуклюже, – без сомнения, причиной тому было то, что они привыкли создавать более грубые по форме сосуды, такие, как «цветочные горшки» позднего неолита. Эти сосуды часто имеют толстые стенки и плохо обожжены, отшлифованы или нет, матовые, желтые или коричневатые. Черепки часто содержат крупные фрагменты кварца и слюды. Они производят впечатление грубо сработанных изделий, но формы их довольно точно копируют прототипы. Орнаментирование очень похоже – узор также сделан с помощью гребня или шнура, но не так отчетлив. Рисунок нечеток из-за неровности стенок сосуда.

В галерейной гробнице в Керборе (Кот-дю-Нор) был обнаружен большой сосуд, почти целый и определенно принадлежащий к культуре кубков. У этого сосуда S-образный профиль, и он очень похож на прекрасные кубки с типичным узором – параллельные линии с наклонными пунктирными насечками. Этот кубок не очень отличается от «cazuelas» Иберийского полуострова. В гробницах Кербора и Гра-Ниоль, Арзон (Морбиан), были обнаружены фрагменты другой декорированной посуды того же типа. В сооружениях в Пловане (Финистер) и в Керборе были найдены крупные сосуды, отличающиеся по форме от описанных выше. Они также несколько отличаются и от многочисленных ладьевидных сосудов, характерных для поздней неолитической культуры Арморики. Найденные сосуды имеют отчетливую ладьевидную форму и плоское или слегка вогнутое дно. Эти чаши красноватого или коричневатого цвета не орнаментированы, как правило, имеют довольно тонкие стенки и немного напоминают изящные кубки. В Арморике эти сосуды принадлежат халколитической культуре, к относительно редко встречающимся местным разновидностям ладьевидных сосудов.

КОМПЛЕКС КУЛЬТУРЫ КУБКОВ

Существует ряд предметов, которые обычно встречаются вместе с кубками: небольшие зазубренные западноевропейские кинжалы, нарукавники лучников и пуговицы с V-образной перфорацией. В действительности все эти предметы вместе встречаются очень редко. В этом отношении погребальный инвентарь, обнаруженный в галерейной гробнице в Пенкере, Плозеве (Финистер), представляет собой исключение, так как, кроме предметов, относящихся к поздней неолитической культуре, в гробнице были найдены чаша, кинжал из мышьяковистой меди, нарукавник и пуговица с V-образной перфорацией. В галерейной гробнице в Моелане (Финистер) были объединены два элемента: кинжал и нарукавник. В других погребениях с чашами был обнаружен только один объект.

Зазубренные западноевропейские кинжалы – единственные металлические предметы, непосредственно связанные с кубками (рис. 14). В Бретани было обнаружено не так уж много подобных кинжалов. Мы можем насчитать лишь одиннадцать подобных предметов, причем некоторые из них сомнительной подлинности. С точки зрения типологии эти кинжалы бывают двух основных видов: короткие (от 7 до 8 сантиметров), с четким хвостовиком и длинные (от 12 до 15 сантиметров), где хвостовик выделяется не так явно. Кинжал из Пенкера, Плозеве, принадлежит к длинной разновидности, носит следы рукояти, ныне утраченной. Короткие кинжалы с четко выраженным хвостовиком, по всей видимости, отмечают переход к наконечникам копий, образчик которых был найден близ Нанта, вместе с плоскими топорами (фото 25). Этот предмет очень похож на кинжал из мегалитической гробницы в Керкадоре, Локмариакер (Морбиан), и принадлежит к тому же виду, что и португальские кинжалы. В нашем распоряжении есть лишь один полный анализ этих кинжалов, основанный на образце, найденном в коридорной гробнице С в Барненез. Этот анализ выявил повышенное содержание мышьяка (2,34 %), а металлографическая экспертиза показала, что кинжал был изготовлен путем ковки нагретого металла.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бретонцы. Романтики моря"

Книги похожие на "Бретонцы. Романтики моря" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пьер-Ролан Жио

Пьер-Ролан Жио - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря"

Отзывы читателей о книге "Бретонцы. Романтики моря", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.