Сазерленд Денлингер - Война на Тихом океане
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война на Тихом океане"
Описание и краткое содержание "Война на Тихом океане" читать бесплатно онлайн.
В настоящее время существует тенденция включать "военные порты" в понятие термина "морская база". Строго говоря, между этими двумя терминами имеется разница. Каждый военный порт должен быть также и морской базой, но не каждая морская база является военным портом. Военный порт (адмиралтейство) представляет из себя учреждение, защищенное со стороны моря и от противника, которое может производить осмотр, ремонт и локирование кораблей флота, пополнять их запасы продовольствия, топлива и боеприпасов и обеспечивать обучение, отдых и госпитальное лечение личного состава. Некоторые военные порты США могут также строить корабли, но для права называться военным портом это не обязательно.
Морская база, собственно говоря, представляет собой оперативный центр, который не обязательно должен быть ремонтным центром. Она должна быть защищена со стороны моря и от противника и должна обладать просторной якорной стоянкой для флота, чтобы последний мог без помех пополнить свои запасы и дать отдых своему личному составу. Важнейшей задачей морской базы является поддержание боеспособности флота в военное время. Базы, однако, стремились принять на себя и обязанности военного порта, чтобы дополнить свое назначение как оперативного центра также и возможностями ремонта и постройки кораблей.
Век пара и механизации не только сократил дальности плавания кораблей флота, но и увеличил их зависимость от военных портов и баз. Современные дорогостоящие и сложные боевые корабли должны минимум раз в год входить в сухой док и подвергаться исчерпывающему осмотру. Фрегат прежних В1ремен был почти самостоятельным, если только он не был поврежден в бою или штормом; его можно было кренговать{105} в любой подходящей для этого бухте; его подводная часть очищалась от ракушек после короткого пребывания в пресной воде; парусный мастер со своими подручными заменял механизмы и другие устройства, которые теперь можно получить только в порту или базе.
Адмирал Мэхэн, величайший морской стратег нашей страны{106}, сказал, что стратегическая ценность любой базы определяется тремя элементами: ее расположением, военной мощью и ресурсами. Наиболее важным из этих элементов является расположение базы. Базы должны быть расположены таким образом, чтобы флот, базируясь на них, мог либо действовать на пересечениях главнейших морских путей или в стратегических зонах, либо контролировать их; базы должны находиться настолько близко к противнику, чтобы дать возможность флоту (или части его) регулярно держаться на таких позициях, откуда он может бросить свои силы прямо на противника (без баз вне своего побережья современный флот привязан к своим берегам). Коммуникации господствуют над войной, а базы господствуют над коммуникациями.
Хотя базы никогда не могут заменить подвижного флота; флот, обладающий достаточной цепью баз в тех районах океана, где ему придется действовать, не только увеличивает во много раз свой радиус действия, но фактически умножает число кораблей, которые можно использовать для удара па противнику.
Продолжительность существования базы, в конечном счете, зависит от способности флота удержать владение морем в прилегающих к ней районах, в частности в районе, расположенном между базой и портами метрополии. Тем не менее, база не должна рассчитывать на флот для своей активной обороны. Она должна иметь постоянную или подвижную оборону против надводных кораблей, авиации и подводных лодок; эта оборона, за исключением противолодочной, выполняется обычно сухопутными силами.
База, не имеющая никаких ресурсов и никаких устройств, кроме обширной, открытой и соответствующим образом защищенной якорной стоянки, может все же оказаться чрезвычайно полезной для флота, так как плавучие мастерские (которыми морским силам приходится пользоваться в эту эпоху пара и механизации в целях уменьшения их зависимости от береговых ремонтных устройств) могут производить большую часть работы, выполняемой обычно военными портами, а топливо, продовольствие и боеснабжение могут быть приняты с других вспомогательных кораблей.
США, сходившие в свое время с ума по разоружению{107}, заплатили большую цену за свою дипломатическую победу на Вашингтонской конференции. Правда, договор, подписанный в результате этой конференции, зарегистрировал первое в морской истории добровольное сокращение - в широких масштабах вооружений и их ограничение. Готовность (теперь исчезнувшая) Японии принять знаменитую пропорцию 5:5:3 для линейных кораблей и авианосцев, может показаться, на первый взгляд, удивительной уступкой Америке и Англии. Но это было не столько уступкой, сколько сделкой, и Япония получила в обмен статью XIX.
Эта статья обязывала все три подписавшие договор державы не укреплять или не превращать в морские базы (за исключением уже существующих) некоторые из их тихоокеанских владений. Для США этими владениями оказались Алеутские о-ва. Филиппины, Гуам, о-ва Уэйк и Самоа; для Англии - Гонконг и острова Южных морей; для Японии - Курильские острова (к северу) и о-ва Рюкю, Формоза, Бонинский архипелаг и мандатные острова (к югу). Англии было разрешено укрепить Сингапур, что она и выполнила чрезвычайно успешно. США получили право иметь базы и укрепления на Гаваях и в Панаме.
Существенным результатом статьи XIX явилось то обстоятельство, что США, не имевшие до заключения договора ни баз, ни укреплений на Алеутских островах, Гуаме и Самоа и располагавшие весьма ограниченными устройствами на Филиппинах, оказались фактически без баз в западной части Тихого океана. В результате этого сфера деятельности нашего флота была ограничена (и будет ограничена и в будущем, если положение не изменится) восточной частью Тихого океана. Это обстоятельство имеет огромное значение, как мы увидим дальше, когда будем разбирать наши стратегические проблемы и дислокацию наших сил в случае тихоокеанской войны.
С окончанием действия договора (31 декабря 1936 г.){108}, Америка вновь получит возможность - по крайней мере техническую - строить необходимые ей базы и укрепления на ее тихоокеанских владениях. Имеются сведения, что Япония изучает возможность создания по окончании срока действия договора баз и укреплений на Курильских островах. Вашингтон проявляет серьезный интерес к созданию баз и укреплений на Гуаме и на Алеутах. Закон Вилькокса, недавно принятый Конгрессом, разрешает устройство большой постоянной авиабазы на Аляске.
Вопрос о создании баз и укреплений в ныне запрещенных районах, вероятно, станет одним из самых щекотливых и зловещих вопросов, с которыми Японии и США придется столкнуться после окончания срока действия договора. Статья XIX, несомненно, была выгодна для Японии. Она не может отбросить те постановления договора, которые она считает помехой для себя, и вместе с тем ожидать, что остальные державы будут придерживаться статьи XIX, которая была выгодна только ей. Но Япония, конечно, будет рассматривать как угрозу, всякую предпринятую нами постройку базы или укрепления в ограниченных договором районах.
Это явствует из подзаголовков ее газет, комментирующих деятельность "Пан-Америкэн Эйруэйз" по устройству воздушного пути в Азию через Гонолулу Мидуэй - Уэйк - Гуам - Манила: "Американские воздушные силы грозят пальцем перед носом Японии", "Америка под видом торгового предприятия устраивает военные авиабазы в Тихом океане, простирающиеся до ворот Японии", "Скрытая военная мощь Америки в Тихом океане". К этому морское министерство Японии неофициально добавляет, что Япония, рассматривает эти воздушные базы как серьезную угрозу ее тихоокеанским владениям.
Но мы не можем говорить об этой проблеме объективно и оказывая справедливость по отношению к Японии, не учитывая того, что мы чувствовали бы и что предприняли бы, если какая-нибудь европейская держава приступила бы к постройке укрепленной морской или воздушной базы на Вест-Индских островах.
Флот может двигаться, а базы остаются на месте, как бы ни хотели морские власти, чтобы корабли могли брать эти базы с собой и выгружать их в пунктах своих стоянок. Одно дело - полностью изменить общую концепцию морской стратегии и международной политики и перекинуть флот в Тихий океан, как это сделали США, и совсем другое дело - обеспечить флот после его перехода портовыми и базовыми устройствами. Проблема эта не разрешена еще и сегодня.
Сосредоточение портов и баз на восточном побережье США является напоминанием о 140-летнем периоде, во время которого наш флот действовал почти исключительно в Атлантическом океане. Эти порты, созидавшиеся медленно и долго, приобрели большое политическое значение. Самым разумным было бы закрыть половину военных портов на восточном побережье и использовать денежные средства, материалы и квалифицированный личный состав их на западном берегу. Однако политические деятели не допускают этого. С другой стороны, это положение имеет и свои выгоды. Если восточные базы и порты являются неэкономными и недосягаемыми, то судостроительные заводы восточного побережья, удаленные от Тихоокеанского театра военных действий, представляют особую ценность именно потому, что они находятся здесь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война на Тихом океане"
Книги похожие на "Война на Тихом океане" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сазерленд Денлингер - Война на Тихом океане"
Отзывы читателей о книге "Война на Тихом океане", комментарии и мнения людей о произведении.