» » » » Михаил Вайскопф - Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях


Авторские права

Михаил Вайскопф - Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Вайскопф - Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях"

Описание и краткое содержание "Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях" читать бесплатно онлайн.








Среди фашистов, среди буржуазных либералов, среди меньшевиков идет грызня и нелады, в коммунистическом мире почти полное единство" (61).

Похороны и всеобщий траур, сливающий воедино сердца, сами по себе знаменуют рождение массового homo totus, в котором с эротическим блаженством растекается индивид. Помимо поэмы Маяковского, – "Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз…" – можно привести, к примеру, стихотворение Безыменского "На смерть Ленина": "И растворяюсь я в потоке этих воль… Я кончил.

Я в толпе" (62). Прямой или опосредованный источник этой partipation mystique – многолюдный крестный ход в горьковской "Исповеди": "Схватили меня, обняли – и поплыл чело¬век, тая во множестве горячих дыханий. Не было земли под ногами моими, и не было меня, и времени не было тогда, но только радость, необъятная, как небеса" (63).

Сам же ленинский культ поджидали в будущем весьма противоречивые перипетии.

Прежде всего, после кончины вождя, отмечает Цехновицер, "пришло особенно настойчивое желание ‹…› запечатлеть его гениальный облик", "оценить в умершем близком все личное, индивидуальное" (64). Потустороннего Саваофа отныне неотвязно сопровождает его земная тень – травестийный двойник, которого описывает, например, некий А. Семенов в заметке с трогательным названием "Товарищ в больших и малых нуждах":

"Манишка топорщилась, мятая, грязная, галстух съехал на сторону. Та же усталость сквозила и в голосе, но в глазах, хоть и подернутых невольной дремотой, сверкали постоянная мудрость и ласка" (65).

Этот неопрятный антропоморфный идол, бездарно стилизованный под Сына Человеческого, еще много десятилетий будет служить отрадой и утешением для всех недобитых ленинцев. Или, как в 1924 году один из большевистских пророков писал в стихах, качество которых чудесно соответствовало величию темы, Так вот и будем мысленно Видеть повсюду мы Эту мудрую лысину Гениальной головы (66).

Примечания 1 Горький М. Собр. соч. В 30 т. М, 1950. Т. 8. С. 331. См. там же историю всемирного грехопадения: "Началась эта дрянная и недостой¬ная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречен был – "я". Вот это самое "я" и есть злейший враг человека" (С. 344). Помимо русской соборной традиции, а также люциферианских мотивов и обычного теософского осуждения "самости", здесь угадываются иудаистское представление об Адаме как изначальной совокупности всех человеческих душ и каббалистическое учение о самоумалении, сжатии ("цимцум") бесконечности и о разрозненных во тьме искрах – душах, томящихся по воссоединению. Стоит напомнить, что с богостроителями был тесно связан ультралевый сионист Бэр Борохов, который стремился синтезировать марксизм с каббалой. 2 Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л., 1975. С. 41. 3 Цехновщер О. Образ Ленина в современной художественной литературе // В.И.

Ленин в поэзии рабочих (Сборник литературно-художественных материалов для рабочих клубов) / Сост. М. Скрипиль и О. Цехновицер. Л., 1925. С. 10. 4 Касаясь богдановского – и всего советского – тотального коллективизма, Глебкин справедливо указывает на его зависимость от славянофильской соборно-общинной традиции (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков). См.: Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998. С. 66-69. Но сюда целесообразно прибавить и актуальное воздействие родственных западных течений последних десятилетий XIX – начала XX в. – таких как насыщенные семей но-соматической аллегорикой различные христианско-социалистические или, что еще важнее, немецкие и австрийские социал-демократические коллективистские доктрины; последние, в свою очередь, представляли собой марксистскую адаптацию немецкого почвенничества с его утопией национального единения (Volksgemeinschaft). См. также: Guenther Н. Тоталитарная народность и ее источники // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии. 1996. № 4. 5 Цит. по сб.: Ленин / Сост. В. Крайний и М. Беспалов. Под ред. Д. Лебедя. 2-е изд. Харьков, 1924. С. 66. См. также комментарий Цехновицера (указ. соч. С. 10). 6 Чтец / Сост. В. Сережников, М.-Л., 1924. С. 264 7 Ленин. С. 101. 8 Там же. С. 16. 9 Каменев Л. Ленин и пролетарская революция // В. И. Ленин: Статьи Каменева, Преображенского, Осинского, Горького, Луначарского и Подвойского. Чита – Владивосток, 1924. С. 12. 10 Каменев Л. Великий мятежник // Ленин. С. 218. Ср. закрепление таких формул в массовой пропаганде – например, во вступительной заметке Д. Лебедя к этому же изданию: голос Ленина "звучал как голос десятков миллионов сознательных пролетариев всех стран" (с. 11). 11 Осинский К. Рисунок пером // Ленин. С. 45. Этот вербальный стриптиз клишируется в любом описании ленинской риторики, как в ее обличительном, так и позитивно-содержательном аспекте. Ср. в поэме Маяковского о Ленине, скомпонованной из штампов Агитпропа: "Понаобещает либерал или эсерик прыткий, сам охочий до рабочих щей, – Ленин фразочки с него пооборвет до нитки, чтоб из книг сиял в дворянском нагише". 12 Ср. у Маяковского; "Я знал рабочего. Он был безграмотный. Не разжевал даже азбуки соль. Но он слышал, как говорил Ленин, и он знал – все". 13 Ленин. С. 253. Естественно, что эту мифологему вдохновенно развивает корифей богостроительства Луначарский, у которого вождь вышел "из недр… мирового крестьянства и рабочего класса"; введен здесь и более сложный теогонический вариант (подхваченный тем же Маяковским): Ленин – это "любимый сын истории". 14 Цит. по: Зиновьев Г.Е. В.И. Ленин // От первого лица. М., 1990 С. 488. 15 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 15. 16 Ленин. С. 47-48. Характерно, что в своих более поздних очерках Кольцов, как все мемуаристы после смерти Ленина, предпочитает подчеркивать в его портрете как раз индивидуальные особенности. 17 Первые песни вождю. Сборник стихов / Сост. Е. Тубинская. Под ред. А.

Безыменского и А. Жарова. М, 1924. С. 36. 18 Там же. С, 39. 19 Ленин. С. 48. 20 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 11. 21 См. в моей статье: Рождение культа (Ленин как мифологический тип) // Синтаксис. 1986. № 15. (Под другим названием – "Большевистский Христос" – Столица. 1991. № 31, 32.) 22 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С. 29-30. 23 Ленин. С. 43. 24 В.И. Ленин в поэзии рабочих. С.11. 25 Луначарский А. Ленин (Очерки). М., 1924. С. 19. 26 Богданович В., Рысс Е., Воеводин В., Сегаль И. Быт против меня Л 1928. С. 25. 27 На основании этой публикации Такер писал о парадигматическом, с точки зрения Сталина, значении Бебеля как рабочего вождя, вышедшего из низов. См.: Такер Р.Сталин:

Путь к власти. 1879-1929. История и личность. М., 1990. С. 132. 28 Памяти Августа Бебеля // Бонч-Бруевич В.Д. Избр. соч. Т. 2. М., 1961. С. 141-142.

В довольно сходной манере, кажется, изображался также Жорес. 29 Подробнее обо всем этом см.: Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского.

М., 1997. С. 100 и сл. 30 Первые песни вождю. С. 43. Бог-Отец, от которого зависит участь героя, заменен здесь языческим и по-марксистски безликим роком: "Суеверно молю я судьбу:

– Пощади!" 31 Цит. по: Спиридович А.И. История большевизма в России от возникновения до захвата власти. 1883-1903-1917. Париж, 1922. С. 383.

Далее – не менее колоритно: "А товарищ Троцкий появился однажды утром без галстука, являя собою образец военного пролетарского вождя на поле сражения" (там же.) 32 Первые песни вождю. С. 56. 33 Ленин. С. 214. Ср. у С. Минина ("Над могилой"): "Он шепчет из гроба наказы: / Молчите! Ни стона, ни слез, ни тоски! / По миру несите приказы!. См.: Первые песни вождю. С. 117. 34 Луначарский А. Указ. соч. С. 15. 35 Как указывает Хагемайстер в своей капитальной диссертации о Федорове, К.С.

Мельников открыто сравнивал свой проект ленинского саркофага со стеклянным гробом спящей царевны. См.: Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk and Wirkung. Muenchen, 1989. S. 266. 36 См.: Ленин в русской народной сказке и восточной легенде / Сост. А.В.

Пясковский. Л., 1930. 37 Цит. по: Лопухин Ю.М. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина: Правда и мифы. М., 1997. С. 106, 122. 38 Tumarkin N. Op. cit. P. 179. Ср., вместе с тем, трезвое уточнение автора: "The Lenin cult was less an actual substitute for religion than a party effort to fuse religious and political ritual to mobilize the population. It is likely that people were – and still are – drawn to the Lenin Mausoleum not for spiritual reasons but out of a combined sense of political duty and fascination, or even morbid curiosity. If nothing else, the body cult is a show" (p. 197).

Федоровский подтекст "увековечивания" подробно рассмотрел Хагемайстер.

Исследователь констатирует, что за три года до того, в связи с кончиной химика Л.

Я. Карпова, Красин выразил надежду на то, что в недалеком будущем наука сумеет физически воскрешать мертвых, и в первую очередь, борцов за освобождение человечества (Hagemeister М. Op. cit. S. 265). 39 Бейгельман М. "Юный труженик" // Мы начинали еще в России (Воспоминания).

Иерусалим, 1990. С. 316. Вся книга представляет собой сокращенное переложение сборника, вышедшего в Тель-Авиве на иврите в 1976 году, – "Халуцим паину бе-Русиа".

– Я сверил перевод с оригиналом (с. 431) и внес некоторые уточнения. 40 Советские мемуаристы говорят не об "украинской", а о белорусской бригаде каменщиков; из евреев упоминают только двоих руководителей – прораба И. Певзнера и И. Ротенберга, отвечавшего за железобетонные конструкции {Котырев А.Н.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях"

Книги похожие на "Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Вайскопф

Михаил Вайскопф - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Вайскопф - Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях"

Отзывы читателей о книге "Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.