» » » » Андрей Павлов - Запасная столица


Авторские права

Андрей Павлов - Запасная столица

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Павлов - Запасная столица" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Павлов - Запасная столица
Рейтинг:
Название:
Запасная столица
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Запасная столица"

Описание и краткое содержание "Запасная столица" читать бесплатно онлайн.



Новая книга самарского писателя Андрея Павлова, прозаика и публициста, посвящена и до сих пор еще мало изученной странице из славной истории города Самары в годы Великой Отечественной войны.Стечением драматических событий осени 1941 года, по решению Государственного Комитета Обороны, Самаре была отведена роль «запасной столицы». Здесь, в частности, решались в 1941-1943 годах важнейшие вопросы дипломатических отношений со странами Америки, Азии и Европы.Автор широко использовал в повествовании архивные материалы Министерства иностранных дел, воспоминания современников, в том числе и личные.Книга приурочена к 50-летию Великой Победы народов России над фашизмом и предназначена читателю, кому дороги страницы отечественной истории.






И другие, жизненно любопытные подробности узнаем мы из книги Светланы Аллилуевой. В школе, где она училась, обособили несколько классов для детей высокопоставленных партийных и государственных чиновников, также приехавших в Самару, подальше от опасностей войны. Знатные отпрыски оказались настолько избалованы, что учителя отказывались заниматься с ними. Как-то при поездке в Москву Светлана рассказала о «специальной» школе отцу. Он пришел в ярость и во всем обвинил Власика, начальника своей охраны.

Наведывался в Куйбышев и Василий Сталин. Чуть больше двадцати лет от роду, он уже был возведен в генеральскую должность начальника Инспекции военно-воздушных сил страны! Заменил на этом посту несчастного генерала Смушкевича. По откровенным словам Светланы пьянствовал Василий в окружении подобострастных помощников и адъютантов, под орущую бесстыдно радиолу, под щемящие сердце сводки Информбюро.

Должно быть, еще с осени 41-го года и до сей поры держится вживе то ли слух, то ли легенда: якобы в один из дней октября Сталин уже стоял возле подножки вагона специального поезда, еще одна минута – и он уедет из Москвы. Тут, опять же якобы, подошел тогда еще не маршал, а генерал армии Жуков, командующий Западным фронтом, и между ними состоялся разговор, тот самый, ставший уже хрестоматийной реликвией, упомянутый в книге «Воспоминания и размышления».

«Не помню точно какого числа, мне позвонил Сталин и спросил:

– Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю вас это с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.

– Москву, безусловно, удержим…».

Если сопоставить некоторые военные события, о которых рассказывает маршал Жуков в своей книге, то «позвонил Сталин» уже в двадцатых числах ноября 41, в дни столь же мощного, как и в октябре, но и последнего наступления немцев на столицу.

Нам остались другие документальные свидетельства: все-таки, очевидно, Сталин собирался уже в октябре покинуть Москву, на краю последнего часа.

А. И. Шахурин, бывший в 1941 году наркомом авиационной промышленности, чуть ли не ежедневно бывавший у Сталина в кабинете ГКО или дома, на даче, в своей книге «Крылья Победы» вспоминает, как 16 октября 41-го его вызвали к Сталину в Кремль, на квартиру:

«Передняя квартиры Сталина была открыта. Вошел я и оказался один из первых: вешалка была пуста. Разделся и прошел по коридору в столовую. Одновременно из спальни показался Сталин. Поздоровался, закурил и начал молча ходить по комнате. В столовой мебель на своих местах: прямо перед входом стол, налево буфет, справа по стене – книжный шкаф. Но в этот день книг в нем не было. Отступление от обычного я подметил и в костюме Сталина. На нем, как всегда, были куртка и брюки, заправленные в сапоги. Я увидел, что в месте сгиба они были худыми. Сталин поймал мой удивленный взгляд и неожиданно сказал:

– Обувку увезли».

Создается четкое впечатление: приближенные Верховного главнокомандующего собрали его в дорогу, именно в Самару, а не куда-либо еще, и, надо полагать, не без его ведома и согласия. Ждали только того самого неминуемого часа.

У нас на Руси все, малое и великое, по-русски безалаберно: «гений всех времен и народов» в худых сапогах встречает наркома и не у грядки на даче, а в Кремле.

К лету телега не готова. К зиме – сани. Постоянно в Политбюро говорили о неминуемой войне, и даже обсуждали, по Молотову, возможности подступа неприятеля к самой столице. Однако: «Перед войной не подготовили специального защищенного места для работы Ставки. Ни в Кремле, ни на дачах Сталина пунктов управления не было. Хотя в свое время Тимошенко и Жуков настаивали на их создании. Только к зиме 1941 года подготовили небольшое убежище на ближней даче, там же и пункт связи с фронтами».

Так пишет Д. Волкогонов в книге «Триумф и трагедия», очень богатой подробностями из биографии Сталина. Автор приводит такой знаменательный эпизод:

«В середине октября, когда Сталин собрался ехать на дачу, Берия сказал: «Нельзя, дача заминирована». Сталин возмутился, но быстро остыл. Берия сказал, что на одной из станций под Москвой приготовлен специальный поезд для Верховного, а также 4 самолета Ставки, в том числе личный самолет Сталина – «Дуглас». Сталин промолчал. После долгих колебаний решил остаться в Москве».

Воистину: «Велика Россия, а отступать некуда».

Все эти транспортные приготовления, несомненно, проводились ведомством Берии. И не похожи ли его личные старания на подготовку уже не к эвакуации, а к бегству? Во всяком случае, – к собственному бегству.

Если бы у Сталина не было «долгих колебаний», он бы уехал только в Самару. Здесь все было готово для него.

В Москве, собирая по крохам материалы к этой своей работе, мои розыски привели к знакомству с Юрием Григорьевичем Кудрявцевым. Десятки лет Юрий Григорьевич был электромонтажником в «Метрострое». Сейчас он уже на пенсии. Незадолго до войны устроился Кудрявцев электрослесарем в гараже ЦК ВКП(б). Его отец, Григорий Григорьевич, работал там же с 1930 года шофером. И семью Маленкова приходилось ему возить. Юрий Григорьевич рассказал мне следующее: осенью 41-го года около 200 машин ЦК под специальной охраной были отправлены своим ходом в Нижний Новгород, тогда – Горький. Там погрузили машины на баржу, чтобы доставить в Самару. А шоферы и сам Кудрявцев ехали пассажирским пароходом. Прибыли в Самару. Устроились москвичи в общежитии во дворе обкома партии. Ждали свои машины. А буксир с баржой, оказалось, застрял в молодых льдах где-то под Ульяновском. Наконец, прибыл груз.

Так вот к чему эти, вроде бы малозначительные, подробности: среди машин ЦК ВКП(б) находились и три личных бронированных автомобиля Сталина – «ЗИС», «Бьюик» и «Кадиллак». Юрий Григорьевич, уже в Самаре, сам обслуживал их электрическую часть, и они в любой момент были наготове.

Бронированные автомобили правительства… Сколько мы наслышаны о них! Но каковы же технические особенности этих монстров?

Как ни покажется странным, некоторые неизвестные нам детали приоткрыл Премьер Великобритании сэр У. Черчилль в своих мемуарах. В августе 1942 года он отправился самолетом в Москву для личных переговоров и знакомства со Сталиным, «Дядюшкой Джо», как он его называл. Летел Черчилль, из соображений безопасности, дальним путем: через Египет, Ирак, Иран. Потом, восточнее Астрахани, держал курс на Куйбышев, где его ожидало «хлебосольное русское застолье». Погода была прекрасной. Вблизи Куйбышева, в спокойном полете, «спрямили угол» и без промежуточных посадок взяли курс на Москву. На аэродроме встретил Премьера сам Молотов. Пригласил его в свою машину и поехали. В московской асфальтовой жаре стало Черчиллю душно. Он приоткрыл стекло… И обнаружил, что его толщина составляла «более 2-х дюймов. Это превосходило все известные мне рекорды», – пишет он.

Переводчик Павлов ответил на недоуменный вопрос гостя: «Министр говорит, что это более надежно».

Бог с ними, с бронированными автомобилями: нам в них не ездить.

Досадно, что не состоялось самарское «хлебосольное застолье», как еще одна страница к истории города.

Да, в 1941 году очень важные дороги вели в запасную столицу Самару.


ЖИЗНЬ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТОВ И ЖУРНАЛИСТОВ


При нашем варварски дремучем небрежении к историческим ценностям в любом их облике, вплоть до старательного разрушения храмов и памятников, замечательным представляется факт не иначе как поразительный: сохранились адреса дипломатических миссий в Самаре!

Впрочем, сохранились – сказано громко. Никто их в Самаре не берег, они были раздобыты в архиве МИДа России стараниями энтузиаста полковника в отставке Тимофея Яковлевича Захарченко.

Городские власти предоставили посольствам лучшие старинные особняки в центре, принадлежавшие до революции богатым купцам, промышленникам, именитым чиновникам. Выселили жильцов из уютных квартир с диковинной алебастровой лепниной на потолках, паркетными полами и остатками каминов. Переводили учреждения местного масштаба в дома с подъездами поскромнее. Искали средства и материалы для срочного ремонта: негоже встречать гостей ободранными стенами.

Представляется мне, что читателю любопытно станет узнать – где именно в Самаре и какие иностранные миссии располагались:

Посольство Афганистана – ул. Куйбышевская, 137. Здание не сохранилось.

Посольство Греции – ул. М. Горького, 126.

Посольство Великобритании – ул. С. Разина, 106.

Посольство Болгарии – ул. Молодогвардейская, 126.

Посольство Югославии – ул. Фрунзе, 51.

Посольство Ирана – ул. С. Разина, 130.

Посольство Китая – ул. С. Разина, 108.

Посольство Монголии – ул. Красноармейская, 84.

Посольство Норвегии – ул. Молодогвардейская, 119.

Посольство Польши – ул. Чапаевская, 165.

Посольство Тувы – ул. Красноармейская, 34. Здание не сохранилось.

Посольство США – ул. Некрасовская, 62.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Запасная столица"

Книги похожие на "Запасная столица" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Павлов

Андрей Павлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Павлов - Запасная столица"

Отзывы читателей о книге "Запасная столица", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.