Хосе-Мария Эскрива - Друзья Божии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Друзья Божии"
Описание и краткое содержание "Друзья Божии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга также состоит из 18 проповедей св. Хосемарии Эскривы о христианских добродетелях. Она была издана впервые в 1977 году. Продано 389.000 экземпляров на 13 языках.
Иоанн Предтеча, следуя особому призванию, носил одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом. Спаситель же носил цельнотканный хитон, и ел, и пил то же, что и другие. Он радовался чужим радостям и скорбел о чужих печалях, не отказывался от отдыха, который Ему дружески предлагали, и ни от кого не скрывал, что в течение многих лет добывал Свой хлеб, трудясь рядом с Иосифом-плотником. И нам следует вести себя в этом мире так же, как наш Господь. Мы должны идти по жизни одетые в чистое, чисто вымытые, но главное – с чистой душой.
Я добавлю (почему бы не отметить и это?): проповедуя такое чудесное бескорыстие и отрешение от земных благ, наш Господь в то же время заботится, чтобы ничто не растрачивалось попусту. После чуда с пятью хлебами, которыми Он великодушно насытил более пяти тысяч человек, сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов [Ин 6, 12-13.]. Если вы вдумаетесь в эту сцену, то научитесь быть не скаредными, но бережливыми распорядителями талантов и материальных ценностей, доверенных вам Господом.
122
Бескорыстие, которое я проповедую, подражая Христу и вдохновляясь Его примером – ни что иное, как самообладание. Это не крикливая и лезущая в глаза бедность – личина лени и заброшенности. Ты должен быть одет в соответствии со своим званием, окружением, семейным положением, трудовой спецификой… в общем, точно так же, как и твои друзья – но только для Бога, руководимый желанием представить подлинный и привлекательный образ истинно христианской жизни. Надо быть естественным без экстравагантности – и я уверяю вас, что лучше уделить этому вопросу слишком много, чем слишком мало внимания. А как ты представляешь себе одежду нашего Господа? Ты не думал о том, с каким достоинством он носил свой хитон, не сшитый, а весь тканный сверху? Не исключено, что его выткали руки Девы Марии. А не приходилось ли тебе размышлять, почему в доме Симона он упрекал хозяина, не давшего Ему воды для омовения ног? [См. Лк 7, 36-50.] И для того, конечно, чтобы дать небольшой урок учтивости – показать, что и малыми знаками уважения можно проявить свою любовь к гостю. Но еще Он хочет подчеркнуть, что подчиняется обычаям Своей среды. Таким образом, в своем стремлении к бескорыстию не стоит выходить за рамки привычного или бросаться в экстравагантность.
Если мы чувствуем себя верными управляющими Господа, то чувство это проявляется в заботе о том, что мы используем в своих трудах. Нам хочется, чтобы наши инструменты были в образцовом порядке и действовали как можно дольше. В Центрах Opus Dei традиционно скромное и приветливое убранство – но прежде всего чистота. Бескорыстие может быть похожим на бедность – но его не спутаешь с дурновкусием или неряшливостью. Впрочем, бескорыстному совсем не обязательно быть бедным. Если твое семейное или социальное положение позволяют тебе обладать материальными ценностями – владей ими, заботься о них, но не привязывай к ним свое сердце.
123
Уже давно, лет двадцать пять назад я зашел в одну благотворительную столовую для нищих. Они были такими бедными, что ели только раз в день и только то, что им давали в этой столовой. Это было довольно обширное помещение, работали там несколько приветливых женщин. Все новые и новые нищие приходили за своей порцией. Мое внимание привлек один из них – владелец оловянной ложки! Он с трепетом наслаждения вытаскивал ее, до обеда с удовольствием разглядывал, после еды снова созерцал ее – и его глаза, блистающие радостью обладания, казалось, кричали: "Она моя!". Потом он вылизал ее дочиста и сунул обратно в свое тряпье. В самом деле, это была его собственность! Бедняга, среди товарищей по несчастью он чувствовал себя богачом…
Тогда же я познакомился с одной дамой, предками которой были испанские гранды. Перед Богом это, конечно же, не имеет значения – ибо все мы, потомки Адама и Евы, перед Ним равны, все наделены как скромными достоинствами, так и всевозможными недостатками, что могут привести нас даже к чудовищным преступлениям, если только Господь не остановит. С тех пор, как Христос искупил наши грехи, нет больше между нами ни расовых, ни национальных, ни языковых, ни классовых различий… Все – дети Божии. Эта дама, о которой я теперь рассказываю, проживала в родовом имении, но не тратила на себя и двух грошей в день. Она щедро платила слугам, остальные деньги раздавала бедным, а сама терпела всевозможные лишения. У нее было все то, о чем многие могут только мечтать – и все же она жила в бедности, умерщвляла плоть, а сердце ее было свободно от каких бы то ни было привязанностей. Надеюсь, что вы меня поняли. Надеюсь, что вы поняли также и слова Господа: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное [Мф 5, 3.].
Если ты хочешь достичь столь же высокой степени духовности, то я советую тебе быть умеренным в отношении себя самого, а в отношении других – великодушным. Не траться на роскошь, на удобства, на удовлетворение своих капризов и тщеславия. Не взваливай на себя груз измышленных, ненужных потребностей. Словом, научись у Апостола Павла, писавшего: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии… насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе [Фил 4, 12-13.]. И мы, как Апостол, выйдем победителями из духовной брани – если сердце наше будет свободно от привязанностей.
Григорий Великий пишет: все мы, пришедшие на это ристалище за веру, взваливаем на свои плечи груз борьбы против злых духов. Бесы ничем не владеют в этом мире, поэтому, раз они пришли обнаженными, мы тоже должны бороться обнаженными. Потому что, если кто-то одетый сражается с раздетым, то быстро потерпит поражение, ибо его враг имеет за что схватить его. А что такое земные вещи, как не предметы одежды? [Св. Григорий Великий, Homiliae in Evangelia, 32, 2 (PL 76, 1233).]
124
Доброхотно дающего любит Бог
Господь ожидает от нас абсолютного бескорыстия. Чтобы лучше Его понять, коснемся такой важной для нашей жизни темы, как здоровье. Сейчас многие из вас молоды, а некоторые еще только вступили в ту великолепную пору полноты жизни, когда энергия бьет через край. Но проходит время – и вот уже ощутимы первые признаки физического истощения. Затем приходят недуги среднего возраста и, наконец, немощи старости. Я уж не говорю о том, что каждый может в любой момент заболеть, или получить травму.
Лишь научившись правильно, по-христиански использовать наше лучшее время, пору физического расцвета, мы научимся также встречать с радостью и тот период жизни, который люди ошибочно называют неблагоприятным. Позвольте мне коротко, не вдаваясь в подробности, поделиться с вами моим личным опытом. Во время болезни мы можем быть невыносимы (обо мне плохо заботятся, меня плохо обслуживают, за мной ухаживают не так, как я того заслуживаю, меня никто не понимает и т.д.). Дьявол, который всегда начеку, атакует со всех сторон. Во время болезни его тактика состоит в том, чтобы поощрять всевозможные формы психоза, которые удаляют от Бога, огорчают окружающих и превращают в ничто тот духовный уровень, на который нам удалось подняться, перенося боль с беспредельным терпением, сверхъестественным оптимизмом и любовью. Поэтому, если, по воле Божией, тебя постигнет неожиданное несчастье, прими его как признание Всевышним твоей духовной зрелости. Он считает, что ты уже способен увидеть в страданиях призыв еще крепче припасть к Его спасительному Кресту.
Во испытание наших духовных сил Господь может допустить и тяжелую болезнь, и несчастье. К этому надо готовиться, используя все наши малые утраты и ежедневные лишения как повод для упражнений в терпении.
125
Мы должны быть очень требовательны к себе в нашей личной жизни – и тогда в ней просто не останется места для ложных проблем и искусственных потребностей, порождаемых нашим тщеславием и ленью, нашими капризами и прихотями, нашей неистребимой жаждой комфорта. Мы должны идти к Богу налегке, без лишнего груза, без обоза, который постоянно тащится где-то сзади, привязывает к себе и не дает устремиться вперед. Ведь нищета духа – это не отказ от всякой собственности, но освобождение от привязанностей. Нужно следить за собой и быть всегда начеку – чтобы вовремя пресечь самообман и не соблазниться новыми прихотями, выдающими себя за истинные потребности. Ищите необходимого, ищите достаточного. И не желайте большего. Все, что свыше того, не приносит облегчения, но обременяет, не поднимает ввысь, а прижимает к земле [Блаж. Августин, Sermo LXXXV, 6 (PL 38, 523).].
Советуя вам это, я не подразумеваю сложные или необычные жизненные ситуации. Я знал одного человека, который использовал как закладки для книг бумажки с записанными на них краткими молитвами. Они помогали ему поддерживать ощущение постоянного присутствия Божия. Он сохранял и оберегал это свое сокровище, пока не понял, что привязан к этим ничего не стоящим бумажкам. Вот вам и образец добродетели! Я бы охотно продемонстрировал вам все свои слабости – только бы знать, что это принесет вам пользу. Я мог бы рассказать о них, ибо знаю наверняка, что и в вашей жизни случается что-то подобное – книги, или одежда, или еще что-нибудь в этом роде вдруг раздувается и занимает все больше места в вашей жизни, превращаясь из безобидного предмета в жаждущего власти идола.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Друзья Божии"
Книги похожие на "Друзья Божии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хосе-Мария Эскрива - Друзья Божии"
Отзывы читателей о книге "Друзья Божии", комментарии и мнения людей о произведении.